Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:33, реферат
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления.
Введение……………………………………………………………………………3
История……………………………………………………………………………..4
Основные подходы………………………………………………………………...5
Подходы к управлению различных школ………………………………………..6
Процессный подход в управлении……………………………………………....10
Системные принципы в управлении…………………………………………….13
Ситуационный подход…………………………………………………………....14
Современный этап развития управленческой мысли…………………………..16
Заключение…………………………………………………………...……………19
Список использованной литературы…………………………………………….20
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современные
подходы к управленческой
мысли
Казань 2010
Содержание
Введение
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. И уж если до нашей эры управление имело вес, то в современной жизни этот аспект является едва ли ни одним из самых важных для успешного, качественного и продуктивного существования какой бы то ни было организации.
Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.
История
Информация
о наличии организационных
Первый
значительный интерес к управлению
относится к 1911 году, когда Фредерик
Тейлор (Frederick Winslow Taylor) опубликовал
свою книгу «Принцип научного управления»,
традиционно считающуюся
Понятия
о систематизированном
Основные
подходы
К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Рис 1. Основные подходы к управлению
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.
Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.
Подходы
к управлению различных
школ
В первой половине XX века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления.
Школа научного управления
Школа
научного управления (1885—1920) связана
с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан
Гилбрет, Генри Гантта. Создатели
школы считали, что, используя наблюдения,
замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать
многие операции ручного труда. Первой
фазой методологии школы
Характерным
для школы научного управления было
систематическое использование
стимулирования с целью заинтересовать
работников в увеличении производительности
и объема производства. Предусматривалась
возможность перерывов в
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.
Административная, или классическая школа (1920 —1950)
Рассматривает
вопросы совершенствования
Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
Многие из вышеуказанных принципов до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.
Школа человеческих отношений (1930—1950)
Поведенческие науки (1950 — по настоящее время)
Школа человеческих отношений возникла после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь
на этих результатах, был сделан вывод
о том, что если руководство проявляет
большую заботу о своих работниках,
то и уровень удовлетворенности
должен возрастать. Это в свою очередь
приведет к повышению
Основными авторами концепции "человеческих отношений" были австралийско-американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 - 1949) и американка Мери Фоллетт (1868 - 1933).
Школа поведенческих наук тесно соприкасается с подходом человеческих отношений, но вместе с тем значительно отошла от школы человеческих отношений, которая сосредоточилась главным образом на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Школа науки управления, или количественный подход (1950 — по настоящее время)
Для решения проблем управления количественный подход предполагает использование количественных методов, сгруппированных под общим названием исследование операций.
Информация о работе Современные подходы к управленческой мысли