Современное понимание здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 02:42, реферат

Описание работы

Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет».

Работа содержит 1 файл

готовое.docx

— 56.81 Кб (Скачать)

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ  ЗДОРОВЬЯ

    

Понятие «Здоровье  человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек  вообще не задумывается над смыслом  этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс  в своё время сделал очень простое  определение здоровья: «Здоровье  – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет».

На самом деле – это  одна из важнейших категорий человеческого  бытия. Известный отечественный  патофизиолог академик И.В.Давыдовский  писал, что установить чёткую грань  между здоровьем и болезнью невозможно. Поэтому при медицинских заключениях  самым расхожим определением является «практически здоров».

Почти все люди, как они  обычно говорят, занимаются физкультурой и спортом ради здоровья и считают  его высшей ценностью. Но неплохо  бы узнать, что они имеют в виду конкретно. А то, получается, как  со счастьем и любовью - когда они  приходят, их все сразу узнают, а  до этого ждут, ищут, но чего, точно  сказать не могут. Со здоровьем, правда, совсем не так и даже почти наоборот - когда оно есть, его никто  не замечает, а когда пропадает... Ну совсем как дети. Так чего беречь-то и за что бороться? 

Нужно отметить, что и раньше, и сейчас многие авторы говорили и говорят примерно то же - живи согласно своей природе, то есть так, как надо, и будешь здоров. Так что здоровье можно определить и как жизнь в соответствии с законами природы и со своей природой. Только кто же эту свою природу знает?

В целом же здоровье, если его и можно как-то конкретно  определить, и измерить, скорее всего, понятие и величина очень относительная  и индивидуальная.

Огромное значение в здоровье имеет взаимоотношение составляющих его элементов и возможность  компенсации одних другими. Можно  быть физически слабым, но умным; психически больным, но очень добрым, сильным, но глупым и тому подобное, а в целом  вписываться в понятие какой-то нормы и жить припеваючи.

Многие авторы, учитывая все это и еще всякое разное, считают, что здоровье человека - это  состояние, которое позволяет ему  выполнять какие-то свои биологические  или социальные функции. Именно какие-то свои, те, что есть, а не всякие разные, на которые теоретически может быть способен человек. Функций-то очень  много: биологические, социальные, духовные, семейные, производственные, спортивные, репродуктивны...Да мало ли. Классифицировать и группировать их можно по различным признакам.

Сегодня жизнь предъявляет  к здоровью человека все меньше и  меньше требований. И не только к  физическому, но и психическому, духовному, моральному.

Здоровье - понятие многофакторное, социально и исторически обусловленное. И очень индивидуальное. Тысячи лет  назад без здоровья физического  человек просто не мог выжить. Естественный отбор делал свое дело. Сейчас условия  жизни изменились. Но человек, как  и раньше, должен бороться за свое существование. Для этого тоже нужно здоровье. Но не здоровье первобытного человека, а какое-то другое. И каждому свое. 

      Итак, здоровье  рассматривается  как  интегративная   характеристика личности,  охватывающая  как  её  внутренний  мир,  так  и  всё  своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в  себя  физический,  психический, социальный и духовный аспекты;   как  состояние  равновесия,  баланса  между адаптационными возможностями  человека  и  постоянно  меняющимися  условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является  лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОГО  ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ

 

В настоящее время  принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье  – текущее состояние органов  и систем организма человека, основу которого составляет биологическая  программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями,  доминирующими на различных этапах  онтогенетического развития. Эти  потребности, во-первых, являются  пусковым механизмом развития  человека, а, во-вторых, обеспечивают  индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье  – уровень роста и развития  органов и систем организма,  основу которого составляют функциональные  резервы, обеспечивающие адаптационные  реакции.

3. Психическое здоровье  – состояние психической сферы,  основу которого составляет состояние  общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье  – комплекс характеристик мотивационной  и потребностно-информационной сферы  жизнедеятельности, основу которого  определяет система ценностей,  установок и мотивов поведения  индивида в обществе. Нравственным  здоровьем опосредована духовность  человека, так как оно связано  с общечеловеческими истинами  добра и красоты.

В упрощённом виде можно  считать, что критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического здоровья – я могу;
  • для психического – я хочу;
  • для нравственного – я должен.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Работоспособность человека – умение мобилизовать свою энергию  на высококачественное выполнение той  или иной работы. Работоспособность  зависит от разных факторов:

1) физиологические – возраст,  пол, состояние здоровья, питание,  отдых;

2) физические – воздействуют  на организм через органы чувств: степень и характер освещения  помещения, температура воздуха  и его влажность;

3) психические – включают  самочувствие человека, его настроение, а также воздействие поощрений,  порицаний и другое.

В повседневной жизни все  эти факторы действуют в совокупности. А знание динамики работоспособности  организма детей и подростков даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок, тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные  исследования умственной работоспособности  школьников показали, что 13-14-летний подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость. Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это – следствие развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих потребности организма в кислороде.

Всем физиологическим  процессам, протекающим в организме  человека, присущи ритмические колебания. В этом, по наблюдению физиологов, проявляется  установка ЦНС и её высшего  отдела – коры больших полушарий  человеческого мозга на «отсчёт  времени». Наукой установлены закономерности возрастных изменений работоспособности  учащихся.

Наиболее общими параметрами, характеризующими функциональное состояние  ЦНС при бодрствовании, являются основные свойства нервной системы: возбудимость, реактивность, лабильность  и их соотношения. Совокупность этих показателей определяет состояние  ЦНС. В свою очередь, различные уровни возбудимости  и реактивности нервной  системы являются результатом взаимодействия коры больших полушарий с нижележащими отделами мозга, в частности, неспецифическими системами ствола и среднего мозга. Особенности этих взаимодействий определяются, с одной стороны, уровнем морфофункциональной  зрелости этих структур, а с другой – воздействием регуляционных механизмов, запускаемых различными факторами.

Определение особенностей адаптивных реакций мозга при выполнении того или иного вида деятельности на каждом отдельном этапе онтогенеза имеет большое значение для разработки и организации оптимальных форм и методов воспитания и обучения. Сопоставление данных, полученных нейрофизиологическими  исследованиями, с данными изучения работоспособности, а также педагогическими  характеристиками учащихся выявило  волнообразные изменения (в течение  учебного года) умственной работоспособности  и внимания. Эти сдвиги объясняются  особенностями школьного режима и интенсивностью умственной деятельности.

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ  ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Конец 20 начало 21 века характеризуется, в частности,  ростом  заболеваемости  и смертности населения  на  фоне  высоких  достижений  медицины,  совершенства технических  средств  диагностики  и  лечения  болезней.  Современный   этап развития  нашего  общества  связан  с  демографическим  кризисом,  снижением продолжительности   жизни,   снижением   психического   состояния   здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и  специалистов. Но,  учитывая   традиционную направленность   действующей   системы   здравоохранения    на    выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи  с  прогрессирующей социально-экономической  деструкцией   общества,   становится   ясным,   что медицина сегодняшнего  дня  и  обозримого  будущего  не  сможет  существенно влиять  на   сохранение   здоровья   человека.    Этот   факт   обосновывает необходимость поиска более  эффективных  способов  и  средств  сохранения  и развития здоровья.

Сегодня жизнь предъявляет  к здоровью человека все меньше и  меньше требований. И не только к  физическому, но и психическому, духовному, моральному. Если посмотреть вокруг и  на себя. Жизнь не такая тяжелая, как мы о ней думаем. Разве раньше, лет эдак тысяч пять назад, или  больше, мог человек с таким  здоровьем, особенно социальным и духовным, жить. Но это отдельный разговор. А пока... Разве не видно, что здоровье физическое все больше переходит  в разряд ценностей.

Все продается и все  покупается. В том числе и здоровье со всеми его составляющими. Жизнь  человека всегда продавалась и всегда покупалась. Лекарства, операции, лечение, человеческие органы, кровь, очки, протезы, искусственное оплодотворение, жизнь  в экологически чистой зоне, чистые продукты, знания – всё это сейчас покупается. Здоровье - понятие многофакторное, социально и исторически обусловленное. И очень индивидуальное. Тысячи лет  назад без здоровья физического  человек просто не мог выжить. Естественный отбор делал свое дело. Сейчас условия  жизни изменились. Но человек, как  и раньше, должен бороться за свое существование. Для этого тоже нужно здоровье. Но не здоровье первобытного человека, а какое-то другое. И каждому свое. 

Научные данные свидетельствуют  о то, что у большинства людей  при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность жить до 100 лет и более.

 

К сожалению в наше время, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового  образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых  – сахарного диабета. Третьи не умеют  отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в  конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению  и алкоголю, активно укорачивают  свою жизнь.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность  каждого, человек не вправе перекладывать  ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам  доводит себя до катастрофического  состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам  творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ ПОДДРЕЖАНИЯ  И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

 

Здоровье человека более  чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни

Для  сохранения  и  восстановления  здоровья  недостаточно  пассивного ожидания, когда природа  организма  раньше  или  позже  сделает  свое  дело. Человеку  самому  необходимо  совершать   определенную   работу   в   данном направлении.  Но,  к  сожалению,  большинством   людей   ценность   здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для  здоровья  или оно в значительной степени утрачено,  вследствие  чего  возникает  мотивация вылечить  болезнь,  вернуть  здоровье.  А  вот  положительной  мотивации   к совершенствованию здоровья   у  здоровых  людей  явно  недостаточно.  И.  И. Брехман выделяет две возможные причины этого:  человек  не  осознает  своего здоровья, не знает величины его резервов  и  заботу  о  нем  откладывает  на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни (9). Вместе с тем,  здоровый человек  может  и  должен  ориентироваться   в   своем   образе   жизни   на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный  -  больных  людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и  с  недостаточной  силой. Очень многие люди  своим  образом  и  поведением  не  то,  что  способствуют здоровью, а разрушают его.  Понятие  здорового образа жизни не сводится к  отдельным  формам  медико-социальной  активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам  и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением  или  советом  в  медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим  другим,  хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни.  “Здоровый... образ жизни -  это прежде  всего деятельность,  активность  личности, группы людей, общества,  использующих  материальные  и  духовные  условия  и возможности в интересах здоровья,  гармонического  физического  и  духовного развития человека” повышение уровня здоровья связано не с развитием медицины, а с сознательной,  разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов,  по

Информация о работе Современное понимание здоровья