Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:30, реферат
Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.
Введение………………………………………………………………….3
Понятие "совладание с жизненными трудностями"…………………..5
Ресурсы совладания с жизненными трудностями …………………….7
Стратегия совладания с жизненными трудностями…………………...9
Трудная ситуация в контексте судьбы человека……………………..16
Заключение……………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………….25
Ранее
говорилось о том, что психологически
здоровый человек обладает возможностью
не только конструктивно противостоять
трудным ситуациям, преодолевать их,
но и использовать их возможности
для личностного роста и
В отечественной психологической науке такие понятия, как жизненная направленность, смысл жизни, жизненная философия, жизненный путь, исследовали такие авторы, как К. А. Абульханова-Славская, А.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, С.Л.Рубинштейн.
Для целей психологического консультирования важно остановиться на идеях К. А. Абульхановой-Славской о роли мировоззрения человека для эффективного разрешения трудной ситуации. Отвечая на вопрос, что дает личности силу принципиальным образом разрешать жизненные противоречия, проводить единую линию в жизни, она говорит, что сила личности во многом определяется так называемой философией оптимизма – верой в будущее. Но не тупой косной верой, которая определяет бездействие человека, а верой, основанной «на сознании свой способности отстоять будущее, как бы ни сложились обстоятельства, пусть не для себя, а для других, за пределами собственной жизни».
Следует
также иметь в виду мнение В. Г.
Асеева, который отмечает, что важнейшая
задача воспитания – научить человека
достигать таких уровней
Человек
должен уметь успешно справляться
с внешними и внутренними трудностями,
он в равной мере должен быть готов
к испытанию «медными трубами» и
к резкому ухудшению
Понятно, что жизненный путь
человека напрямую связан с
активностью личности. Эта проблема
является старой, но вместе с
тем и новой, так как
Как
мы только что убедились, и зарубежные,
и отечественные исследователи
соглашаются с тем, что человек
является активным творцом собственной
судьбы, хотя нельзя не считаться с
некоторой долей
После краткого анализа проводимых в этой области исследований вернемся к трудной ситуации и организации психологической поддержки для ее эффективного разрешения. Мы уже говорили, что концептуальной основой такой поддержки должно стать рассмотрение ее с позиций судьбы человека в целом. Определим точнее, что это означает. Здесь можно опираться на положение К. Юнга о том, что большие жизненные проблемы никогда не разрешаются навсегда. И это хорошо, поскольку смысл и существование таких проблем как раз и заключается не в их разрешении, а в том, чтобы человек работал над ними в течение всей своей жизни. В этом и заключается суть развития Из этого следует, что для каждого человека можно выделить основные линии в его судьбе, вокруг которых концентрируются его основные жизненные трудности. Соответственно рассмотреть конкретную трудную ситуацию, с точки зрения судьбы человека в целом, означает: а) найти ее место на одной из основных линий напряжения; б) определить смысл ее появления и обучающие, ресурсные возможности Таким образом, трудная ситуация рассматривается не как отдельная, изолированная от предыдущей и последующей жизни человека, а как закономерное звено в судьбе человека. Уже само такое понимание трудной ситуации заставляет дистанцироваться от самой ситуации, дает возможность увидеть в ней ранее не замечаемые аспекты.
Рассмотрим теперь конкретные этапы работы с трудной ситуацией.
Понятно,
что сначала необходимо помочь человеку
прийти в состояние готовности к
изменениям. Можно предложить ему
понаблюдать за своими знакомыми
и привести примеры, когда внешняя
демонстрация силы свидетельствует
лишь о скрываемой слабости. И наоборот,
вспомнить ситуации, когда, оставаясь
внешне слабым, без видимой защиты,
человек мог противостоять
Помимо
необходимости расслабления, точнее
– расслабленного движения, а не
мобилизации перед лицом
Следующий этап работы с трудной ситуацией – это определение основных линий напряжения в судьбе человека. Это довольно непростой этап, так как люди обычно не имеют опыта группировать, классифицировать происходящие с ними трудные ситуации. Они занимают их мысли лишь в тот момент, когда они происходят. Когда трудная ситуация тем или иным способом разрешается, люди склонны забывать о ней. Кроме того, классификация трудных ситуаций должна осуществляться с опорой не только на внешнюю похожесть или непохожесть событий, но и на сущностные сходства и отличия. Человеку же может быть трудно установить взаимосвязь между внешне различными, но сущностно сходными событиями. Приведем пример. Мужчина с выраженным чувством неполноценности (следствием детской внутрисемейной ситуации) в течение всей своей жизни пытается следовать завышенным притязаниям, не соответствующим его реальным возможностям. В результате этого жизнь его представляет цепочку подъемов, причем довольно высоких, и резких падений. Подъемы и падения осуществляются у него во всех жизненных сферах: работе, спорте, семейной жизни. Однако он не в состоянии увидеть эту закономерность, каждую трудную ситуацию рассматривает изолированно, пытается найти объективные причины случившегося, в результате терпит неуспех за неуспехом.
Очень важный этап работы с трудной ситуацией – рассмотрение ее как возможности приобретения нового опыта, нового качества, определение ее смысла и обучающего воздействия. Но для начала нужно помочь человеку избавиться от традиционного отрицательного взгляда на трудную ситуацию как ненужную и требующую немедленного разрешения. Для начала здесь удобно применить предложенную Т. Ахолой и Б. Фурманом технику «хороших наименований». Человеку предлагается придумать новое положительное название для своей ситуации и тем самым сосредоточиться больше на своем потенциале, чем на проблеме, открыть дорогу собственной активности. Например, слово «развод», которое традиционно ассоциируется с сильными негативными эмоциями, можно заменить на «существенное изменение семейной ситуации», «конфликт с начальником» – на «поиски своей профессиональной роли», «беспокойство за ребенка» – на «поиски границ ответственности: что я как мать должна сделать, что не могу». Как можно увидеть, такое переназывание ситуации делает акцент на поисках, изменениях, т. е. процессах, которые ведут к дальнейшему развитию человека. Хотя, как правило, произвести его довольно непросто. Могут потребоваться длительные размышления и помощь консультанта.
Принятие трудной ситуации как необходимой предпосылки дальнейшего развития с открытыми глазами и любовью в сердце – главный итог рассмотрения ее как символической смерти.
Но все-таки, даже если принять и полюбить трудную ситуацию, иногда ее смысл, обучающее воздействие бывает найти слишком сложно. Поэтому полезно обратиться к размышлениям о своем Я, своих возможностях, жизненных задачах.
Если
человек уже смог увидеть новые
возможности, которые ему предоставила
трудная ситуация, и порадоваться
этому, можно переходить к возможности
изменения трудной ситуации. Однако,
человек не всегда волен изменить
ситуацию так, как ему это хочется.
Поэтому после обсуждения проблемы
свободы воли человека необходимо решить,
что в этой ситуации нужно принять,
а что можно изменить. Как правило,
приходится принимать необходимости,
кажущиеся абсолютно
Итак, человек должен увидеть желаемое состояние или ситуацию, а затем сделать выбор пути, ведущему к этому состоянию. Здесь также можно столкнуться с трудностью осуществления выбора, особенно если имеются альтернативные решения.
Перейдем к самому процессу изменения. Здесь необходимо иметь в виду замечание Э. Йоманс: «Я считаю, что нас подстерегают две крайности, о которых нельзя забывать: с одной стороны, это стремление обеспечить полную гарантию своих действий, что порой приводит к пассивности, инертности и зависимости, а с другой – желание добиться всего поскорее и слишком поспешный захват нового. Знание собственной склонности к тому или иному типу поведения в конкретных ситуациях поможет разобраться, с чем именно необходимо бороться». На практике чаще встречается вторая тенденция – «Я хочу, дайте сейчас». Поэтому важно прийти к пониманию того, что быстрые изменения редко возможны. Чаще существует период скрытого накопления нового качества жизни, затем возможно резкое его улучшение, причем настолько резкое, что самому человеку оно порой кажется невероятным.
Заключение.
Понятно, что не совладать с кризисной ситуацией можно по самым разным причинам. Однако следует выделить два крупных класса таких причин. Вопреки всем попыткам преодолеть неблагоприятные обстоятельства, неудачи происходят во-первых, из-за смещения действий, во-вторых, из-за ошибочных действий. В первом случае реальные действия расходятся с первоначальными планами и намерениями. Во втором случае совершаемые действия нефункциональны .
Исследование причин неудач
Этот вопрос важно изучать не только по
причине того, что многие наши сограждане
переживают значительный экономический
и морально-психологичесий стресс, но
также из-за того, что нашими исследователями
пока недостаточно освоены сами концептуальные
подходы и методы изучения совладания
с жизненными трудностями.
Список литературы:
Информация о работе Совладание с трудными жизненными ситуациями