Совладание с трудными жизненными ситуациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Поэтому современная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Понятие "совладание с жизненными трудностями"…………………..5
Ресурсы совладания с жизненными трудностями …………………….7
Стратегия совладания с жизненными трудностями…………………...9
Трудная ситуация в контексте судьбы человека……………………..16
Заключение……………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Совладание с трудными жизненными ситуациями.docx

— 52.34 Кб (Скачать)

  Ранее говорилось о том, что психологически здоровый человек обладает возможностью не только конструктивно противостоять  трудным ситуациям, преодолевать их, но и использовать их возможности  для личностного роста и развития. Следовательно, в рамках психологического консультирования, ориентированного на сохранение психологического здоровья, встает проблема организации такой  психологической поддержки человека в трудной ситуации. Более того, она должна «дать человеку ключ» к решению трудных ситуаций, который впоследствии он мог бы применять самостоятельно без посторонней помощи. Мы полагаем, что концептуальной основой в организации такой психологической поддержки должно стать рассмотрение конкретной трудной ситуации через анализ ее значения в жизненной судьбе человека15.

  В отечественной психологической  науке такие понятия, как жизненная направленность, смысл жизни, жизненная философия, жизненный путь, исследовали такие авторы, как К. А. Абульханова-Славская, А.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, С.Л.Рубинштейн.

  Для целей психологического консультирования важно остановиться на идеях К. А. Абульхановой-Славской о роли мировоззрения  человека для эффективного разрешения трудной ситуации. Отвечая на вопрос, что дает личности силу принципиальным образом разрешать жизненные  противоречия, проводить единую линию  в жизни, она говорит, что сила личности во многом определяется так называемой философией оптимизма – верой в будущее. Но не тупой косной верой, которая определяет бездействие человека, а верой, основанной «на сознании свой способности отстоять будущее, как бы ни сложились обстоятельства, пусть не для себя, а для других, за пределами собственной жизни».

  Следует также иметь в виду мнение В. Г. Асеева, который отмечает, что важнейшая  задача воспитания – научить человека достигать таких уровней функциональной мобилизации, волевого напряжения, которые  могут потребоваться в жизни; психологически адаптировать его к  широкому диапазону изменений в  уровне удовлетворения потребностей, отражающих пределы ожидаемых колебаний  условий его жизнедеятельности.

  Человек должен уметь успешно справляться  с внешними и внутренними трудностями, он в равной мере должен быть готов  к испытанию «медными трубами» и  к резкому ухудшению обстоятельств  жизни.

    Понятно, что жизненный путь  человека напрямую связан с  активностью личности. Эта проблема  является старой, но вместе с  тем и новой, так как современный  перелом в развитии общества  обнаружил разный уровень ее  развития, ее новую направленность. Оказалось, что именно активность  является одной из центральных  характеристик человека, позволяющих  преодолевать жизненные трудности  без ущерба для здоровья. .

  Как мы только что убедились, и зарубежные, и отечественные исследователи  соглашаются с тем, что человек  является активным творцом собственной  судьбы, хотя нельзя не считаться с  некоторой долей предопределенных событий в его жизни. И главное, что необходимо человеку, – это  по возможности осознать происходящее с ним и принять ответственность  за совершаемый выбор.

  После краткого анализа проводимых в этой области исследований вернемся к  трудной ситуации и организации  психологической поддержки для  ее эффективного разрешения. Мы уже  говорили, что концептуальной основой  такой поддержки должно стать  рассмотрение ее с позиций судьбы человека в целом. Определим точнее, что это означает. Здесь можно опираться на положение К. Юнга о том, что большие жизненные проблемы никогда не разрешаются навсегда. И это хорошо, поскольку смысл и существование таких проблем как раз и заключается не в их разрешении, а в том, чтобы человек работал над ними в течение всей своей жизни. В этом и заключается суть развития Из этого следует, что для каждого человека можно выделить основные линии в его судьбе, вокруг которых концентрируются его основные жизненные трудности. Соответственно рассмотреть конкретную трудную ситуацию, с точки зрения судьбы человека в целом, означает: а) найти ее место на одной из основных линий напряжения; б) определить смысл ее появления и обучающие, ресурсные возможности Таким образом, трудная ситуация рассматривается не как отдельная, изолированная от предыдущей и последующей жизни человека, а как закономерное звено в судьбе человека. Уже само такое понимание трудной ситуации заставляет дистанцироваться от самой ситуации, дает возможность увидеть в ней ранее не замечаемые аспекты.

  Рассмотрим  теперь конкретные этапы работы с  трудной ситуацией.

  Понятно, что сначала необходимо помочь человеку прийти в состояние готовности к  изменениям. Можно предложить ему  понаблюдать за своими знакомыми  и привести примеры, когда внешняя  демонстрация силы свидетельствует  лишь о скрываемой слабости. И наоборот, вспомнить ситуации, когда, оставаясь  внешне слабым, без видимой защиты, человек мог противостоять трудной  ситуации, сохранять устойчивость и  душевное равновесие. Предполагается освобождение человека от набора личин, приобретенных в процессе жизни и мешающих ему жить счастливо. Однако личины – не просто набор ролевых форм поведения, но и все формы несущностного в человеке, включая болезни, отсутствие каких-либо способностей и т. п. Но в обыденной жизни именно набор личин принимается за ум или интеллект. Человеку же необходимо «высмеять из себя умника, чтобы остался один дурак» (Л. Андреев).

  Помимо  необходимости расслабления, точнее – расслабленного движения, а не мобилизации перед лицом трудной  ситуации для осуществления изменения, нужно уметь оставаться открытым помощи. По этому поводу приведем идеи представителя психосинтеза Э. Йоманс. Она утверждает, что часто человек  не замечает предлагаемой ему помощи лишь потому, что не готов и не умеет ее замечать.

  Следующий этап работы с трудной ситуацией  – это определение основных линий  напряжения в судьбе человека. Это  довольно непростой этап, так как  люди обычно не имеют опыта группировать, классифицировать происходящие с ними трудные ситуации. Они занимают их мысли лишь в тот момент, когда  они происходят. Когда трудная  ситуация тем или иным способом разрешается, люди склонны забывать о ней. Кроме  того, классификация трудных ситуаций должна осуществляться с опорой не только на внешнюю похожесть или  непохожесть событий, но и на сущностные сходства и отличия. Человеку же может  быть трудно установить взаимосвязь  между внешне различными, но сущностно  сходными событиями. Приведем пример. Мужчина с выраженным чувством неполноценности (следствием детской внутрисемейной ситуации) в течение всей своей  жизни пытается следовать завышенным притязаниям, не соответствующим его  реальным возможностям. В результате этого жизнь его представляет цепочку подъемов, причем довольно высоких, и резких падений. Подъемы  и падения осуществляются у него во всех жизненных сферах: работе, спорте, семейной жизни. Однако он не в состоянии  увидеть эту закономерность, каждую трудную ситуацию рассматривает  изолированно, пытается найти объективные  причины случившегося, в результате терпит неуспех за неуспехом.

  Очень важный этап работы с трудной ситуацией  – рассмотрение ее как возможности  приобретения нового опыта, нового качества, определение ее смысла и обучающего воздействия. Но для начала нужно  помочь человеку избавиться от традиционного  отрицательного взгляда на трудную  ситуацию как ненужную и требующую немедленного разрешения. Для начала здесь удобно применить предложенную Т. Ахолой и Б. Фурманом технику «хороших наименований». Человеку предлагается придумать новое положительное название для своей ситуации и тем самым сосредоточиться больше на своем потенциале, чем на проблеме, открыть дорогу собственной активности. Например, слово «развод», которое традиционно ассоциируется с сильными негативными эмоциями, можно заменить на «существенное изменение семейной ситуации», «конфликт с начальником» – на «поиски своей профессиональной роли», «беспокойство за ребенка» – на «поиски границ ответственности: что я как мать должна сделать, что не могу». Как можно увидеть, такое переназывание ситуации делает акцент на поисках, изменениях, т. е. процессах, которые ведут к дальнейшему развитию человека. Хотя, как правило, произвести его довольно непросто. Могут потребоваться длительные размышления и помощь консультанта.

    Принятие трудной ситуации как необходимой предпосылки дальнейшего развития с открытыми глазами и любовью в сердце – главный итог рассмотрения ее как символической смерти.

  Но  все-таки, даже если принять и полюбить трудную ситуацию, иногда ее смысл, обучающее воздействие бывает найти  слишком сложно. Поэтому полезно  обратиться к размышлениям о своем  Я, своих возможностях, жизненных  задачах.

  Если  человек уже смог увидеть новые  возможности, которые ему предоставила трудная ситуация, и порадоваться этому, можно переходить к возможности  изменения трудной ситуации. Однако, человек не всегда волен изменить ситуацию так, как ему это хочется. Поэтому после обсуждения проблемы свободы воли человека необходимо решить, что в этой ситуации нужно принять, а что можно изменить. Как правило, приходится принимать необходимости, кажущиеся абсолютно бесполезными. Например, одна женщина, еще со школьных времен не любящая и не умеющая  делать любые точные подсчеты, в  течение всей своей жизни постоянно  ставится в ситуацию необходимости таких подсчетов, причем действительно почти бесполезных, как, положим, составление отчета о числе стаканов выпитого детьми молока (она работает учителем)16. Однако, как утверждает Р. Ассаджиоли, выполнение бесполезных действий является одним из важнейших способов тренировки воли. Подходя, наконец, к обсуждению с человеком действительных изменений его ситуации, можно встретиться с тем, что он совершенно не представляет желаемого результата. Кроме того, заявляя на словах о желаемых изменениях, на самом деле он не хочет ничего менять, и более того, – сам сопротивляется изменениям. Причем формы сопротивления изменениям внешне выглядят как объективные препятствия: болезнь, беспокойство за детей и т. п.

  Итак, человек должен увидеть желаемое состояние или ситуацию, а затем  сделать выбор пути, ведущему к  этому состоянию. Здесь также  можно столкнуться с трудностью осуществления выбора, особенно если имеются альтернативные решения.

  Перейдем  к самому процессу изменения. Здесь  необходимо иметь в виду замечание  Э. Йоманс: «Я считаю, что нас подстерегают две крайности, о которых нельзя забывать: с одной стороны, это  стремление обеспечить полную гарантию своих действий, что порой приводит к пассивности, инертности и зависимости, а с другой – желание добиться всего поскорее и слишком поспешный  захват нового. Знание собственной  склонности к тому или иному типу поведения в конкретных ситуациях  поможет разобраться, с чем именно необходимо бороться». На практике чаще встречается вторая тенденция –  «Я хочу, дайте сейчас». Поэтому важно  прийти к пониманию того, что быстрые  изменения редко возможны. Чаще существует период скрытого накопления нового качества жизни, затем возможно резкое его  улучшение, причем настолько резкое, что самому человеку оно порой  кажется невероятным.

  Заключение.

  Понятно, что не совладать с кризисной  ситуацией можно по самым разным причинам. Однако следует выделить два крупных класса таких причин. Вопреки всем попыткам преодолеть неблагоприятные  обстоятельства, неудачи происходят во-первых, из-за смещения действий, во-вторых, из-за ошибочных действий. В первом случае реальные действия расходятся с первоначальными планами и  намерениями. Во втором случае совершаемые  действия нефункциональны .

    Исследование причин неудач чрезвычайно  важно, как с академической,  так и с практической точки  зрения. Неудачи не только генерируют  новые проблемы. Они прежде всего  истощают и разрушают ресурсы.  Кроме того, неудачи в совладании  с жизненными трудностями сами  становятся факторами стресса.

    Этот вопрос важно изучать не только по причине того, что многие наши сограждане переживают значительный экономический и морально-психологичесий стресс, но также из-за того, что нашими исследователями пока недостаточно освоены сами концептуальные подходы и методы изучения совладания с жизненными трудностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001
  2. К. Муздыбаев "Журнал социологии и социальной антропологии" № 2 том 1 за 1998 г
  3. «Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными» Битюцкая Е.В. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 1
  4. Хухлаева О. В. «Основы психологического консультирования и психологической коррекции»: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. http://www. myword. ru

Информация о работе Совладание с трудными жизненными ситуациями