4. Четвертая категория задач -
это сохранение разумного эмоционального
баланса, управление негативными
чувствами, вызванными неблагоприятными
событиями. В самом деле, многим
приходится решать задачу, как
справиться со страхом, с чувством
уязвимости, безнадёжности, гнева,
в общем, как сохранить эмоциональное
равновесие. К примеру, в период
экономического кризиса в 1992–1997
годах от 45 до 56% опрошенных россиян
отмечали, что они постоянно находятся
в напряжении, испытывают раздражение,
страх, тоску. В эти же годы
в разные периоды от 69 до 77% респондентов
сообщали при опросах, что они
не чувствуют уверенности в
завтрашнем дне.
5. Наконец, пятая адаптивная задача
- это сохранение и поддержание
образа себя, социальной идентичности,
уверенности в себе. Кризисные
события обычно испытывают способности
человека, расшатывают его уверенность
в себе, подвергают сомнению его
идентичность и т.п. Найти баланс,
например, между издержками в
случае принятия помощи со
стороны и сохранением самоуважения
порой бывает нелегко.
Специфические 4.2 стратегии совладания
с негативными жизненными событиями,
такие, как
1) стратегия, сфокусированная на
оценке,
2) стратегия, сфокусированная на
проблеме, и
3) стратегия, сфокусированная на
эмоции,
могут быть оценены в зависимости
от того, в какой степени они
удовлетворяют этим общим адаптивным
задачам.
1) Стратегия совладания со стрессом,
сфокусированная на оценке, включает
в себя усилие человека установить
значение ситуации, понять происходящие
негативные процессы и оценить
возможные их последствия. В
рамках данной стратегии осуществляются
логический анализ обстановки
и познавательная подготовка, т. е. человек
принимает ситуацию и расчленяет её, чтобы
выделить какие-то благоприятные моменты.
Эта стратегия может использовать и неконструктивные
навыки, продиктованные защитными механизмами,
например, отрицание или приуменьшение
угрозы.
2) Стратегия совладания с жизненными
трудностями, сфокусированная на
проблеме, нацелена на решительное
противостояние стрессорам и
их последствиям. Данный тип реакции
на кризисную ситуацию начинается
с получения как можно более
надёжной информации относительно
той обстановки, в которой оказался
человек. Сюда же относятся
навыки индивида в поиске поддержки
и успокоения у близких или
полезных ему людей. Центральным
моментом этой стратегии преодоления
стрессовых ситуаций является
принятие решений и совершение
конкретных действий, стремление
непосредственно иметь дело с
критическими проблемами.
3) Третья стратегия совладания
с жизненными трудностями, как
уже отмечалось, сфокусирована на
эмоциях. Она нацелена на управление
чувствами, вызванными кризисными
событиями, и на поддержание
эмоционального равновесия. Адаптивные
навыки, помогающие сохранить эмоциональный
баланс, прежде всего вселяют
надежду на изменение ситуации.
Надежда, размышления о позитивной
перспективе помогают человеку
подавлять негативные чувства
и импульсивные акты, способствуют
следованию нормам морали. Ибо
именно надежда поддерживает
волю к жизни, именно она
является источником стремлений.
Помимо регулирования эмоций
с помощью надежды, существует
также способ управления эмоциями
с помощью научения терпимости.
Итак, описанные три стратегии
сосредоточены на трёх основных
сферах: на оценке ситуации, на
решении практической проблемы
и на собственном эмоциональном
состоянии.
Несколько иную, но весьма похожую
классификацию стратегий совладания
с кризисными ситуациями предложили
в свое время Перлин и Шулер7.
По их мнению, защитные функции таких стратегий
должны осуществляться тремя способами:
1) посредством устранения или
изменения условий, породивших
проблему (стратегия изменения проблемы);
2) путём перцептивного управления
смыслом переживаний таким образом,
чтобы нейтрализовать их проблемный
характер (стратегия изменения способа
видения проблемы);
3) посредством удержания эмоциональных
последствий возникшей проблемы
в разумных границах (стратегия
управления эмоциональным дистрессом).
Хотя изменение способа видения
проблемы крайне важно для
успешного её урегулирования, классификация
Мосса и Шефера кажется более
последовательной и цельной: сначала
оценка обстановки, затем решение
проблемы, наконец, управление чувствами.
Обе эти концепции - как концептуализация
Мосса и Шефера, так и классификация
Перлина и Шулера - оказались слишком
обобщёнными и, следовательно,
не способными описать и объяснить
ряд стратегий, применяемых в
реальности. Действительно, в стрессовой
ситуации, когда собственные ресурсы
индивида недостаточны для решения
конкретных проблем, он ищет
поддержку в своей социальной
среде или в государственных
структурах. Слишком обобщённый
подход не учитывал и такую
стратегию личности, как стремление
избежать кризисной ситуации. Последующие
исследования существенно расширили
список стратегий совладания
с жизненными трудностями. Получен
огромный эмпирический материал
о детерминантах и эффективности
разных способов преодоления
стрессовых ситуаций. Правда, все
эти работы носят сугубо эмпирический
характер, и пока не предложено
ни одной стройной, цельной, логичной
концепции, которая бы могла
конкурировать с работами Мосса
и Шефера, Перлина и Шулера. Тем не менее,
на данном этапе изучения темы чрезвычайно
полезны и эмпирические классификации.
Так, Фолкман и Лазарус со
своими сотрудниками разработали
методику "Способов совладания",
которая содержала 67 видов реакций
индивида на неблагоприятные события8.
Факторный анализ данных позволил выделить
8 дискретных стратегий:
1. Стратегия противостоящего совладания
- состоит из агрессивных усилий
человека изменить ситуацию, проявления
непрязни и гнева в отношении
того, что создало проблему.
2. Стратегия дистанцирования - описывает
попытки индивида отделить себя
от проблемы, забыть о ней.
3. Стратегия самоконтроля - заключается
в старании регулировать собственные
чувства и действия.
4. Стратегия поиска социальной
поддержки - состоит из усилий
индивида найти в обществе
информационную, материальную и
эмоциональную помощь.
5. Стратегия принятия ответственности
- заключается в признании своей
роли в порождении проблемы
и в попытке не повторять
прежних ошибок.
6. Стратегия избегания - складывается
из усилий человека избавиться
от проблемной ситуации, уйти
из неё.
7. Стратегия планового решения
проблемы - состоит в выработке
плана действий и следования
ему.
8. Стратегия позитивной переоценки
- описывает усилие человека придать
позитивное значение происходящему,
его попытку справиться с трудностями
путем интерпретации обстановки
в позитивных терминах.
Все восемь типов стратегий
совладания с жизненными трудностями
охватывают совершенно разные
ориентации личности. Чтобы справиться
с ситуацией, она либо атакует
окружающих, либо пытается получить
от них помощь, либо бежит от этой
ситуации, либо отделяет себя от данной
проблемы, либо придает ситуации позитивное
значение, либо фокусирует внимание на
своем эмоциональном состоянии и поведении
(стремление сдерживать свои чувства и
в дальнейшем не совершать подобных ошибок),
либо, наконец, сосредоточивается на решении
проблемы. В основном эти стратегии исключают
друг друга, но иногда - дополняют. Недаром
исследования показывают, что каждый второй
человек, оказавшийся в трудной ситуации,
использует одновременно несколько стратегий
совладания.
По оценке ряда исследователей,
эффективно использование нескольких
способов совладания с негативными
событиями, в особенности с
применением практических шагов;
неэффективной является стратегия
избегания, позитивная переоценка
ситуации.
Уместно указать на ловушку,
которая скрывается в стратегии
позитивной переоценки кризисной
ситуации. Не вызывает сомнений
то, что придание позитивного
значения затруднительным обстоятельствам
уменьшает дистресс и служит
эмоциональному приспособлению
к стрессу. В то же время,
подобный, во многом искусственный,
перенос внимания отвлекает от
решения конкретных практических
проблем. Очевидна и дезадаптивность
стратегии избегания. Во-первых,
способ управления неприятными
переживаниями посредством отрицания
проблемы или ухода с арены
конфликтной ситуации, оказывается,
увеличивает дистресс и таким
образом не только обостряет
старые проблемы, но и порождает новые.
Негативные последствия стратегии избегания
особенно велики при наличии долгосрочных
стрессоров. Надо, однако, заметить, что
в случае краткосрочных стрессоров такая
тактика поведения может оказаться эффективной.
Она, вероятно, приемлема и в ситуации,
когда нет никакой возможности для управления
стрессором.
Напротив, стратегия поведения, ориентированная
на решение проблемы, с одной
стороны, устраняет кризисную
ситуацию, а с другой, - действует
в качестве стабилизирующего фактора,
т. е. уменьшает психологический дистресс.
Конечно, эффективность совладания
с неблагоприятными жизненными
событиями зависит не только
от удачного выбора стратегии,
но и от индивидуальных особенностей
личности. Ведь в кризисной ситуации
возраст, пол, интеллект, сила
характера тоже выступают в
качестве ресурсов. Так, установлено,
что по сравнению с молодыми
пожилые люди используют менее
энергичные формы совладания. Кроме
того, выявлено, что если молодые
люди используют активные стратегии,
ориентированные на решение проблемы,
то пожилые чаще избирают пассивную
стратегию, фокусированную, главным
образом, на своем эмоциональном
состоянии.
Такой дивергентный выбор стратегии
в зависимости от возраста
закономерен. Он преимущественно
обусловлен объёмом наличных
и доступных ресурсов и функциями
разных стратегий совладания. Лазарус,
Фолкман и их коллеги подчеркивали,
что стратегии совладания со
стрессовыми ситуациями имеют
две основные функции: 1) решение
проблемы, которая вызывает дистресс,
и 2) управление эмоциональными
реакциями на эту проблему9. Когда
ситуация оценивается человеком как управляемая,
он использует первую стратегию. Если
же обстановка кажется ему не поддающейся
изменению, то он, скорее, изберёт вторую
стратегию.
Исследования показали, что мужчины
и женщины выбирают разные
стратегии совладания с неблагоприятными
жизненными событиями. Верофф, Кулка
и Доуван установили, что в
затруднительных ситуациях мужчины
либо ничего не делают и
не думают о выходе из кризиса,
либо сами прилагают усилия, чтобы
решить проблему. Женщины же чаще
ищут помощи у других10. Подобная
ориентация мужчин и женщин подтверждается
и другими исследователями. Стоун и Нил
также обнаружили, что мужчины чаще идут
на прямое активное действие, а женщины
предпочитают пассивную стратегию или
поиск помощи 11.
Делаются также попытки доказать,
что существенной детерминантой
выбора определённой стратегии
совладания являются стабильные
черты характера личности. По
мнению Кобаса, наиболее универсальным
фактором сопротивления жизненным
невзгодам выступает стойкость
личности. Экспериментально выявлено,
что именно эта черта характера
стала опорной в открытом и
энергичном противостоянии стрессовым
событиям. Нестойкие же люди демонстрировали
отсутствие энергии, бессилие, экстернальность
локуса контроля, нигилизм и отчуждённость
от своего Я. Как показали исследования,
самым уязвимым в человеке является низкое
самоуважение. Поэтому люди, склонные
умалять свои способности и успехи, свое
значение и достоинства, крайне болезненно
переносят жизненные стрессоры. Чрезвычайно
ценным представляется и следующий вывод,
полученный при исследовании личностных
факторов. Более уязвимыми для стрессовых
ударов были те, кто придерживался иррациональных
убеждений по поводу происшедшего, тогда
как рациональные убеждения выступали
в качестве своеобразного буфера против
несчастий 12.
Существует еще ряд важных
черт и диспозиций личности, оказывающих
заметное влияние на остроту
переживания стрессовых ситуаций
(пессимизм и оптимизм, "наученная
находчивость", депрессивность и
др.), которые могли бы стать
темой для отдельного рассмотрения.
Трудная
ситуация в контексте
судьбы человека.
Одной
из важнейших задач психологического
консультирования взрослых является организация
эффективной поддержки человека
в трудной ситуации. Далеко не все
люди имеют необходимые ресурсы для конструктивного
разрешения трудной ситуации самостоятельно.
Многих людей она не только лишает степеней
свободы в выборе качества и образа жизни,
делает невозможным ощущение ими счастья
и радости жизни, но довольно часто является
причиной психосоматических заболеваний.
В качестве иллюстрации приведем данные
В. Д. Тополянского и М.В. Струковской, которые
свидетельствуют о нарастающей в настоящее
время тенденции психосоматического реагирования
на трудную ситуацию13. По их мнению,
не менее 50% больных, обращающихся в поликлиники
и стационары, составляют здоровые люди,
нуждающиеся лишь в психологической поддержке.
В частности, ими подсчитано, что 150 больных
с псевдоорганическими жалобами получили
496 курсов консервативной терапии, 811 ненужных
терапевтических вмешательств и 244 бесполезные
операции. Сегодня самой типичной формой
реагирования на трудную ситуацию, отмечают
авторы, становится депрессия. И если значение
инфекционных заболеваний идет на убыль,
то число психосоматических страданий,
вызываемых эмоциональными трудностями,
неуклонно продолжает расти. Некоторые
считают, что это является следствием
повышения уровня стрессогенности нашего
общества. Однако можно согласиться с
А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Га-ранян, которые
убедительно показывают невозможность
объяснения столь заметной динамики роста
психосоматических заболеваний лишь увеличением
уровня стрессогенности нашего существова14.
Безусловно, социально-экономическая
нестабильность, требование быстрой адаптации
к новым условиям обусловливают постоянные
состояния нервно-психического напряжения.
Но играет свою роль и быстрое включение
нашей страны в европейскую псевдокультуру,
основанную на культе успеха, достижений
и силы, с одной стороны, и на культе рациональности,
с другой. Это приводит к так называемому
«эффекту обратного действия: культ успеха
и достижения, при его завышенной значимости,
ведет к депрессивной пассивности, культ
силы – к тревожному избеганию и ощущению
беспомощности, культ рациональности
– к накоплению эмоций и разрастанию их
физиологического компонента» (А. Б.Холмогорова).