Министерство
образования и науки
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Ковровская
государственная технологическая
академия имени В. А. Дегтярёва».
Кафедра
общей психологии и акмеологии.
Реферат
по дисциплине консультативная психология
На тему
«Совладание с трудными жизненными
ситуациями»
Руководитель
Федорова Г. А.
Исполнитель:
студентка группы ПХ-109
Новикова Ю.
Ковров
2011
Содержание:
Введение………………………………………………………………….3
Понятие "совладание
с жизненными трудностями"…………………..5
Ресурсы
совладания с жизненными трудностями
…………………….7
Стратегия совладания
с жизненными трудностями…………………...9
Трудная ситуация
в контексте судьбы человека……………………..16
Заключение……………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………….25
Введение
Условия
современной жизни по праву называют
экстремальными и стимулирующими развитие
стресса. Это связанно со многими
факторами и угрозами, в том
числе политическими, информационными,
социально-экономическими, экологическими,
природными. Поэтому современная
психология проявляет повышенный интерес
к изучению жизнестойкости человека
и ее роли в выборе совладающих
стратегий поведения в трудных
жизненных ситуациях.
Каждый
человек сталкивается с ситуациями,
субъективно переживаемыми им как
трудные, нарушающие привычный ход
жизни. В отечественной психологии
проблема жизненных ситуаций, трудных
и экстремальных жизненных ситуаций
разрабатывается многими авторами,
(Н.В. Гришина, 2001, К. Муздыбаев, 1998, Т.Л. Крюкова,
2004, И.П. Шкуратова, 2007). Изучение поведения,
направленного на преодоление трудных
ситуаций, в психологии проводится
в рамках исследований, посвященных
анализу “ coping ” – механизмов
или “ coping behavior ” (Т. Л. Крюкова, 2004).
Но в этих работах, еще недостаточно
представлена проблема взаимосвязи
выраженности жизнестойкости и преобладающих
у личности стратегий поведения
в трудных жизненных ситуациях.
Ситуации,
предъявляющие к людям требования,
которые превышают их обычный
адаптивный потенциал, описываются
в разных терминах: жизненные трудности,
критические ситуации, негативные жизненные
события, стрессовые жизненные события,
травматические события, нежелательные
события, жизненные кризисы. Каждая из
этих ситуаций таит в себе либо вызов,
либо угрозу жизнедеятельности человека,
а то и вызывает невосполнимые потери1.
Каждая из этих ситуаций ограничивает
активность индивида, предъявляет ему
требования, зачастую превышающие его
способности, моральные и материальные
ресурсы. Словом, эти ситуации объединяет
то, что все они выступают в качестве стрессоров,
т. е. факторов, вызывающих стресс.
Негативные жизненные события
- это инциденты, происшествия, нарушающие
нормальное течение жизни и
являющиеся причиной физической
или психологической боли. Если же событие
оказывается неожиданным и ошеломляющим,
насильственным и опасным для жизни человека,
то его определяют как травматическое
событие. Такие острые, ошеломляющие, неожиданные,
не поддающиеся контролю и управлению
ситуации называют кризисами.
Все эти события влекут за
собой жизненные трудности. Все
они создают для общества или
индивида препятствия, преодоление
которых требует значительных
усилий, трудовых затрат и чрезмерного
напряжения.
Цель
работы: изучить вопрос «Совладание
с трудными жизненными ситуациями».
Для
реализации поставленной цели необходимо
рассмотреть ряд задач:
- Объяснить
понятие "совладание с жизненными трудностями";
- Изучить ресурсы
совладания с жизненными трудностями;
- Рассмотреть
стратегии совладания с жизненными трудностями
;
- Рассмотреть
трудную ситуацию в контексте судьбы человека.
Понятие
"совладание с
жизненными трудностями"
В
обычных жизненных ситуациях
реакции людей рутинны, осуществляются
в основном автоматически, без особого
старания и напряжения. Но в стрессовой
ситуации нужно принимать неординарные
решения, прилагать необычные усилия,
чтобы совладать с угрозой
или вызовом, потерей или ущербом.
Совладание с жизненными трудностями,
как утверждают Лазарус и Фолкман,
есть "постоянно изменяющиеся когнитивные
и поведенческие усилия индивида
с целью управления специфическими
внешними и (или) внутренними требованиями,
которые оцениваются им как подвергающие
его испытанию или превышающие
его ресурсы"2. Это означает следующее:
требования ситуации необычны; они подвергают
индивида испытанию; требования ситуации
превышают ресурсы индивида; им предпринимаются
когнитивные и поведенческие усилия, чтобы
справиться с требованиями ситуации. Однако
авторы этого определения говорят лишь
о попытках, об усилиях человека, т. е. о
самом процессе совладания с жизненными
трудностями. При этом усилия могут быть
успешными, а могут и не дать желаемого
результата. Как бы то ни было, задача совладания
с негативными жизненными обстоятельствами
состоит в том, чтобы
либо 1) преодолеть трудности,
либо 2) уменьшить их отрицательные
последствия,
либо 3) избежать этих трудностей,
либо 4) просто терпеть их присутствие.
Очевидно, само понятие "совладание
с жизненными трудностями"
имеет разные значения. Прежде
всего, это постоянно изменяющийся
процесс. Как считают Уиллс и Шифман,
в данном процессе можно выделить три
стадии3. Первая стадия - предупреждающая.
Деятельность на этом этапе совладания
с негативными жизненными событиями помогает
человеку подготовиться к преодолению
надвигающихся затруднений (например,
когнитивное усилие для иной интерпретации
ситуации). Вторая стадия - непосредственно
совладание с проблемой. Здесь осуществляются
когнитивные и поведенческие усилия для
решения конкретных задач. На третьей,
последней стадии человек имеет дело с
последствиями критического события.
Цель данного этапа - ограничить размеры
ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное
состояние. Это восстанавливающая стадия.
Согласно другой трактовке, совладание
с жизненными трудностями представляет
собой исключительно реакцию индивида
на стресс4. Это значит, что когнитивные
и поведенческие попытки совладания с
проблемной ситуацией делаются только
тогда, когда человек переживает стресс.
Хотя такой подход позволяет отличить
обычное, рутинное поведение субъекта
в повседневной, привычной обстановке
от его усилий совладать с негативными
жизненными событиями, он не учитывает
ряд обстоятельств. Например, данный подход
исключает возможность избегания стресса
индивидом. Кроме того, по этому принципу
поведение человека до наступления стрессовой
реакции не может быть рассмотрено как
попытка совладания с жизненными трудностями.
Порой стремятся разделить усилия
совладать с нежелательными событиями
и результаты подобной деятельности.
Такой подход помогает избежать
заведомого суждения относительно
ценности любой попытки совладать
с проблемной ситуацией. С другой
стороны, процесс как бы делится
на две части: деятельность
по совладанию с жизненными
трудностями и результаты такой
деятельности.
Иногда понятие "совладание
с жизненными трудностями"
прямо связывают с индивидуальными
различиями. Считается, что личностные
характеристики серьезно влияют как на
процесс отбора и использования стратегии
совладания с неблагоприятным событием,
так и на результаты подобной деятельности.
Отсюда и трактовка понятия "совладание
с жизненными трудностями" как одного
из свойств личности.
Наконец, следует отметить, что
это понятие интерпретируется
также как процесс управления
ресурсами. Предполагается, что процесс
совладания с жизненными трудностями
есть по сути процесс мобилизации
личностных ресурсов и ресурсов
среды и процесс оптимального
их использования.
Ресурсы
совладания с жизненными
трудностями
Бесспорно, ресурсы индивида образуют
реальный потенциал для совладания
с неблагоприятными жизненными
событиями. Даже простое их
наличие обеспечивает адаптивную
функцию: придает уверенность
человеку, поддерживает его самоидентичность,
подкрепляет самоуважение. Однако стрессовые
ситуации требуют привлечения дополнительных
ресурсов.
Но что такое ресурсы? Это
средства к существованию, возможности
людей и общества. Ресурсы - это
жизненные ценности5. Они могут быть
осязаемыми и символическими, материальными
и моральными. Они часто становятся объектами
обмена между людьми: деньги, товары, услуги,
информация, имущество, статус, любовь
и т.п. Ресурсы - это все то, что человек
использует, чтобы удовлетворить требования
среды. Обычно различают два крупных класса
ресурсов: личностные и средовые. Иногда
их называют психологическими и социальными
ресурсами. Личностные ресурсы включают
навыки и способности индивида, а средовые
- отражают доступность инструментальной,
моральной и эмоциональной помощи со стороны
социальной сетки. Более детальная классификация
не только идентифицирует конкретные
ресурсы, но и зачастую указывает на их
источники. Поэтому выделяют культурные,
политические и институциональные ресурсы.
Заметим, что успешность управления
стрессорами напрямую зависит
от характера и степени наличных
и доступных ресурсов. Известно,
что моральное состояние (например,
оптимизм) и энергичность (запас
жизненных сил) влияют на стойкость,
а вера в свою результативность
- на настойчивость при решении
трудных жизненных проблем. Наличие
же материальных средств (денег)
открывает доступ к информационным,
юридическим, медицинским и другим
формам профессиональной помощи. Впрочем,
доступность ресурсов в социальной структуре
различна. Ибо в обществе неравномерно
распределяются не только материальные
блага, но и уважение, престиж, власть.
Вот почему люди с низким экономическим
статусом чаще чувствуют бессилие перед
лицом стрессовых обстоятельств, нежели
представители обеспеченных слоёв общества.
Установлено также, что люди, обладающие
небольшими ресурсами, чаще выбирают стратегию
избегания по сравнению с теми, кто не
испытывает в них недостатка.
Однако даже если ресурсов
достаточно, нередко они остаются
неиспользованными. Препятствием
для их применения становятся
культурные ценности, общественное
мнение (например, боязнь презрения),
личностные качества (например, застенчивость,
гордость). Так, известно, что, имея
возможность получить финансовую
помощь от правительственных
структур, некоторые люди отказываются
обращаться за такой помощью. Экспериментальные
же исследования установили, что причинами,
сдерживающими поиск помощи, часто оказываются
возможный ущерб самоуважению личности,
её стремление не ухудшать мнение окружающих
о самой себе, нежелание показывать свою
слабость, а также боязнь потерять свою
независимость и др.Однако нередко люди
отказываются от просьбы о помощи из-за
иллюзии собственной неуязвимости и нереалистичного
оптимизма относительно позитивного финала
событий.
Стратегия
совладания с жизненными
трудностями.
Рассмотрим теперь подробнее, какие адаптивные
задачи выдвигаются, какие стратегии совладания
с негативными жизненными событиями избираются,
и насколько они эффективны. Мосс и Шефер
сформулировали пять видов задач, возникающих
перед человеком в кризисной ситуации6.
1. Первейшая из них состоит
в том, чтобы установить смысл
ситуации и определить её значение
для себя. Начальная реакция индивида
на стрессовую обстановку обычно
выражается в замешательстве. Только
потом постепенно рождается понимание
того, что произошло или происходит.
Человек пытается оценить разные
аспекты события, угадать его
последствия.
2. Реакция человека на требования
кризисной ситуации и его попытка
противостоять ей входит во
вторую адаптивную задачу. В периоды
экономического упадка, к примеру,
каждый может столкнуться с
проблемой приспособления к меньшим,
чем прежде, доходам. Иногда встаёт
вопрос о дополнительном заработке,
о перераспределении семейных
ролей и т.п. Немаловажным в
такие периоды является и умение
справляться с перегрузкой .
3. В третью задачу Мосс и
Шефер включили необходимость
поддерживать отношения с членами
семьи, с друзьями и с теми,
кто способен оказать содействие
в решении кризисных проблем.
Недаром опросы Всероссийского
центра изучения общественного
мнения (ВЦИОМ) показали, что основными
и самыми надёжными каналами
получения помощи выступают родственники
и друзья, т.е. неформальные источники
(от 42,4 до 55,9% опрошенных россиян), тогда
как на помощь государства
(формальный источник) полагались
лишь 5% респондентов. В то же время
в помощи в той или иной
её форме нуждались около 79%
россиян. Впрочем, похожая тенденция
наблюдалась и в американском
общенациональном исследовании: только
на неформальные источники помощи
опирались 45% опрошенных, только на
формальные источники рассчитывали 3%
респондентов, и на формальные, и на неформальные
источники поддержки полагались 39% американцев.