Содержание и методика психологического консультирования с различными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучить содержание и методику психологического консультирования с различными группами населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект психологического консультирования………5
1.1. Сущность понятий консультация и консультирование……………5
1.2. Формы и виды консультирования…………………………………..7
Глава 2. Содержание и методика психологического консультирования
с различными группами населения……………………………………………..14
2.1. Психологическое консультирование лиц с девиантным
поведением……………………………………………………………14
2.2. Психологическое консультирование семей социального риска…..18
2.3. Психологическое консультирование безработных………………...21
2.4. Психологическое консультирование лиц с ограниченными
возможностями (инвалидов)………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Психологическое консультирование.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, психологическое консультирование безработных использует сочетание  методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия  безработного. 

2.4. Психологическое  консультирование  лиц с ограниченными возможностями (инвалидов)

     Особенности психологического консультирования инвалидов  определяются разными объективными и субъективными факторами:

     Неоднородностью группы инвалидов, поскольку в нее  включаются:

     а) Инвалиды, чья инвалидность обусловлена детским церебральным параличом (ДЦП);

     б) Инвалиды по зрению (слепые и слабовидящие);

     в) Инвалиды, чья инвалидность обусловлена значительными нарушениями слуха (глухие и слабослышащие);

     г) Инвалиды, приобретшие инвалидность в результате различных травм, которые оставили их без руки или ноги, обездвиженными из-за травм позвоночника и т. д.

     Каждая  из групп инвалидов обладает специфическими, психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения. Таким образом, в консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы. Преобладанием индивидуального психологического консультирования над групповым. Перед проведением консультирования клиента-инвалида необходимо обследовать или познакомиться с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле.

     Индивидуальное  психологическое консультирование инвалидов должно основываться на знании половозрастных особенностей [6].

     В индивидуальное консультирование инвалидов  структурно включаются следующие виды консультирования:

  • во-первых, медико-психологическое;
  • во-вторых, психолого-педагогическое.
  • в-третьих, социально-психологическое консультирование, помогающее инвалиду включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;
  • в-четвертых, индивидуальное профессиональное консультирование, основывающееся на особенностях профориентационной работы, проводимой с инвалидами.

     Психологическое консультирование инвалидов, основанное на гуманистическом подходе, предполагает следующее:

  • субъектное отношение к консультируемому;
  • как субъект собственной жизни инвалид имеет мотивы и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, способен нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей;
  • необходимым условием консультирования инвалидов является желание консультироваться - получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за изменение своей жизненной ситуации;
  • границы ответственности инвалидов варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда клиент действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других, тогда основной «заказ» на консультацию предполагает: «Решите за меня. Скажите, как надо…». И поскольку инфантильность является распространенной чертой инвалидов, в ходе консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки (не ошибается тот, кто не живет), понятное распределение ролей в ходе консультации между психологом и клиентом - «ты хозяин… а я твой помощник, только ты знаешь, как построить свою жизнь…»

     В индивидуальном психологическом консультировании инвалидов, как ни в каком другом, необходимо использовать различные направления психолого-педагогической, а также медико-психологической и социально-психологической коррекции. Так, очень эффективной может быть в работе с инвалидами с ДЦП телесно-ориентированная психотерапия (В. Райх, Э. Лоуэн), логотерапия В. Франкла (в связи с особой остротой переживания подростками своих проблем); музыкотерапия и сказкотерапия [1].

     Для предупреждения эмоционально-волевых  нарушений у клиентов с церебральным параличом в качестве психопрофилактики можно применять такие коррекционные методы и приемы, как решение психологических задач, сочинение сказок, метод инцидента, психогимнастика, психотехнические упражнения по тренингу отдельных эмоций и многое другое. В психологическом консультировании слабослышащих и глухих используются психорисуночные методики, сказкотерапия, элементы телесно ориентированной терапии, психогимнастики, арттерапии посредством изобразительной деятельности.

     При наличии определенной специфики  консультирования инвалидов из разных подгрупп есть и общие проблемы возраста, разрешаемые с помощью консультанта: трудности дружеского общения, конфликты с учителями и родителями (если последние не учитывают появление чувства взрослости, стремление к самостоятельности); развитие раннего алкоголизма, употребление наркотиков и др.

     Б. Братусь, посвятивший ряд исследований проблеме раннего алкоголизма, отмечает, что большое значение имеет психологическое  консультирование по этим проблемам, опора  на референтный круг их общения (если, конечно, референтные люди не имеют  вредных привычек, о которых идет речь) [7].

     Для консультационной работы с инвалидами психолог-консультант должен иметь  определенные профессионально значимые качества, среди которых:

  • особая чувствительность по отношению к детям, их надеждам, страхам и личностным затруднениям, особенность позволит улавливать малейшие проявления состояния консультируемого, такие, как интонация,, поза, выражение лица, случайные движения, свидетельствующие о потере контакта, и т.д;
  • высокий уровень самоконтроля и выдержки, самообладания, личностную организованность;
  • способность чувствовать себя комфортно в ситуациях вынужденного ожидания, растянутой паузы. Этот ритм может показаться здоровому человеку замедленным, рваным, вязким, судорожным. И было бы большой ошибкой из-за нетерпения или внутреннего раздражения брать на себя выполнение за клиента каких-то действий и операций. Возможно, что консультантам, привыкшим работать в демонстративно-провокационной манере, предпочитающим создавать ситуации интенсивного эмоционального напряжения, не стоит соглашаться на консультирование детей с физическими и психическими ограничениями;
  • терпимость к различного рода идеям морального, религиозного, мистического порядка. Открытость к восприятию, возможно, нелепых, «сумасшедших», незрелых суждений своих клиентов. Инвалиды имеют некоторую склонность к мистике, фантазированию, открытию у себя особых способностей. Если у консультанта есть тенденция к морализированию и поучению, к трансляции своих собственных моделей устройства мира, ему также следует подумать, прежде чем включаться в такого рода работу;
  • готовность к расширению собственных знаний за счет контактов со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами);
  • профессиональное умение работать в русле гуманистической парадигмы. В частности, владение искусством выслушивать исповедь, проявлять эмпатию, рефлексию, принятие [10].

     Психолог-консультант, работающий с инвалидами, должен быть компетентным и в других направлениях практической психологии: психодиагностике, психодидактике, психокоррекции, психопрофилактике.

 

Заключение 

      Обобщая все вышеизложенное, можно сделать  следующие выводы:

     Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии  и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь;

     Проблемы  клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность  адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить свое будущее, и как необходимость принять свое прошлое;

     Проблемы  клиента всегда конкретны. Они связаны  с чем-то во внешнем мире. Например, это могут быть проблемы с алкоголем, противоположным полом, проблемы с  общением с другими людьми, с самопониманием и саморегуляцией. Все они требуют от консультанта навыков работы именно с этим классом проблем;

     Существуют  проблемы в принципе неразрешимые методами консультирования. К таким проблемам  относятся экзистенциальные проблемы, например. Проблема экзистенциальной вины. Такие проблемы нужно помочь клиенту принять и жить с ними, не лишая себя удовольствия от жизни;

     Часто разрешение проблем клиента лежит  в области изменения его отношения  к проблеме. В этом случае изменяется не мир, а взгляд на него.

     Мы  попытались изложить особенности работы психолога с различными группами населения. Несмотря на это, остается еще множество вопросов для изучения.

 

Список  литературы

  1. Алешина, Ю. Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование» [Текст] / Е.Ю.Алешина. М., 1994.
  2. Гуров, В.Н.,. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа [Текст] / В.Н. Гуров, Л.Я Селюкова. - Ставрополь, СГПИ, 1993. - 190с.
  3. Елизаров, А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска » [Текст] / А.Н.Елизаров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества"  - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. - С. 114 - 115.
  4. Ожегов, С.И., Толковый словарь рус. яз: 80 000 сл. и выраж [Текст] / С.И. Ожегов, Н. Т. Шведова -М.: ИТИ Технологии,2003.-944с.
  5. Колесиикова, Г.И. Психологическое консультирование [Текст] / Г.И.Колесиикова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 304с.
  6. Лысенко, Е. М. «Индивидуальное психологическое консультирование» [Текст] / Е.М.Лысенко, Т. А. Молодиченко. М., 2006.
  7. Немов, Р. С. «Основы психологического консультирования» [Текст] / Р.С.Немов. М., 1999.
  8. Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. «Об использовании «этических норм профконсультанта службы занятости»».
  9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2-е издание, доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2006.
  10. Роджерс, К. «Консультирование и психотерапия» [Текст] / К.Роджерс. М., 2000.
  11. Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Отв. ред. Яблокова Е. А.; Новосиб. гос. академия экономики и управления. каф. социологии и психологии управления.— М.; Новосибирск: ИНФРА-М: НГАЭиУ, 1997.

Информация о работе Содержание и методика психологического консультирования с различными группами населения