Содержание и методика психологического консультирования с различными группами населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучить содержание и методику психологического консультирования с различными группами населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект психологического консультирования………5
1.1. Сущность понятий консультация и консультирование……………5
1.2. Формы и виды консультирования…………………………………..7
Глава 2. Содержание и методика психологического консультирования
с различными группами населения……………………………………………..14
2.1. Психологическое консультирование лиц с девиантным
поведением……………………………………………………………14
2.2. Психологическое консультирование семей социального риска…..18
2.3. Психологическое консультирование безработных………………...21
2.4. Психологическое консультирование лиц с ограниченными
возможностями (инвалидов)………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Психологическое консультирование.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     При оказании индивидуальной помощи девиантному  подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма [11]:

  1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
  2. Классификация выявленных проблем по:
  • принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;
  • источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;
  • степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
  1. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
  1. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
  2. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
  3. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
  4. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
  5. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
  6. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.
  7. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

     Особенность социальной работы по коррекции девиантного  поведения подростков в условиях средней школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, психолога, социального работника, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов, при этом, – изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности.

Таким образом, особо значимой в обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в средней школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку. 

2.2. Психологическое  консультирование  семей социального  риска

     Семьи группы риска характеризуются:

     Слабой  способностью членов этих семей к  анализу того, что происходит в  семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов [3].

     Слабой  способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо  понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно  улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

Засильем  в семье эмоций, связанных с  достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью [3].

     Высокой степенью риска по отношению к  проблеме приема алкоголя и наркотиков.

     Подчас  члены этих семей не верят, что  они могут что-то изменить в своей  судьбе и судьбе своих близких.

     Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого  следует рассказать членам семьи  несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам. Неблагополучные семьи подчас справляются со своим неблагополучием и без помощи психологов. Следует собирать информацию об этом опыте и исследовать ее качественными методами (в противовес количественным методам). Любой школьный психолог, психолог, работающий в детском доме, школе-интернате или приюте, может столкнуться с подобным опытом, подобной историей. Такие случаи следует записывать, анализировать и публиковать, например, в "Вестнике психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы". Это тоже будет научная деятельность, ибо она направлена на сбор значимой информации, помогающей решать проблему, имеющую важное народнохозяйственное и оборонное значение. Полагаю, что собрать хотя бы несколько реальных подобных историй, когда семья с помощью или без помощи психологов справилась со своими трудностями, будет значимым подспорьем в разработке методологических основ консультативной работы с семьями группы риска.

     Важной  и необходимой на всех стадиях работы с семьей группы риска задачей является демонстрация психологом членам семьи иных форм поведения, эмоционального реагирования, чем принято в семье. Например, если в семье принято смеяться друг над другом, делать заметными чужие ошибки и долго о них помнить, то психологу следует демонстрировать бережное и внимательное отношение к другому человеку, подчеркивать, что ошибки может совершать каждый, а долг человека, оказавшегося при этом рядом, снизить неприятный эмоциональный осадок у человека, который ошибся (а не усугублять его). Недопустимо гордое, высокомерное, презрительное отношение к членам семей группы риска, ибо многие в этих семьях склонны так относиться к другим, и это является препятствием в этих семьях на пути к любви и заботе. Психологу следует демонстрировать прямо противоположное поведение – заинтересованность, стремление к отношениям на равных. Всегда следует найти, за что можно уважать каждого члена семьи, и демонстрировать ему это уважение, объясняя, за что психолог этого человека уважает [3].

     Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков, подобному. Часто эти  люди внушаемы, доверчивы и соглашаются  на то, о чем потом сожалеют. А выход из ситуации сожаления они предпочитают искать в агрессивных действиях, вандализме, приеме алкоголя или обращении к иным влияющим на психическое равновесие веществам. Это только усугубляет их проблемы, дестабилизирует жизнь их семей. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Каждая семья группы риска имеет в памяти своих членов груз информации о несправедливостях и обидах. Эта информация часто вытесняется, при этом люди не способны отстаивать свои права, поступать по-своему в значимых ситуациях. Полученные обиды и неспособность справиться с соответствующими проблемами ухудшают эмоциональный фон взаимоотношений в семьях.

     Важно также вовлекать членов подобных семей в совместные (дети, родители, члены других семей) эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения  в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым. Такие игры создают радостное настроение. Важно добиться состояния веселья, радости. Многие такие игры будут представлены в моем готовящемся к выходу пособии "Психологическое консультирование семьи". Много подобных игр разработал А.И. Захаров, работая с проблемой коррекции страхов у детей. 

2.3. Психологическое  консультирование  безработных

     Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы психолога, характерных для консультирования:

  1. Информационный.
  2. Беседы с безработным.
  3. Выбор возможных альтернатив решения проблемы.
    1. Выход из проблемы [11].
  1. При проведении консультаций психолог должен помнить свои права и обязанности, принципы и правила своей работы [8].

      Одним из основных средств психологического консультирования является беседа.

      Беседа - специфичный для психологии метод  исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы; гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

      Беседа  включается как дополнительный метод  и в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь  собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.; и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

      Клиническая беседа необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуальных личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга [8].

      Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет  гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может  давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.

      Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после  беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, что порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часто информация теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию  [6].

      Беседа  специалиста-психолога при консультировании является одним из основных психологической  помощи человеку в разрешении такой сложной жизненной ситуации, как безработица.

      Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии – созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы [9].

     В арсенале активных психологических  методов, сопровождающих психологическое  консультирование безработных, находится  и социально-психологический тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения, взаимодействия людей в группе. Базовыми средствами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у безработных.

      Основателем этого направления в психологии по праву считается немецкий ученый М. Форверг, разработавший в 50-х годах  прошлого века новую форму групповою  общения, основу которого составляют ролевые  игры с элементами драматизации (стратегическая цель такого тренинга – развитие компетентности в общении) [7].

Информация о работе Содержание и методика психологического консультирования с различными группами населения