Социометрическое исследование на определение психологического климата в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии. Логика развития социально-психологической науки подвела исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. А таким окружением, или средой, является именно малая группа.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

 Инструкция 

 Целью  исследования является диагностика  существующего психологического  климата в коллективе. 

 Для  ответа на предлагаемые вопросы  необходимо: внимательно ознакомится  с вариантами ответов; выбрать  один из них наиболее соответствующий  вашему мнению (приложение № 1). 

 Обработка  результатов 

 Анализируются  3 компонента: эмоциональный, поведенческий  и когнитивный компоненты отношений  в коллективе. Каждый из них  тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный  компонент определяется вопросами  III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на  каждый из них принимает только  одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной  характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом: 

- положительная  оценка (к этой категории относятся  сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак); 

- отрицательная  оценка (сочетания, содержащие три  отрицательных ответа, или два  ответа отрицательные, а третий  может выступать с любым другим  знаком); 

- неопределенная, противоречивая оценка (когда на  все три вопроса дан неопределенный  ответ; ответы на два вопроса  неопределенны, а третий ответ  имеет любой другой знак; один  ответ неопределенный, а два других  имеют разные знаки). 

 Полученные  по всей выборке данные можно  свести в таблицу. В каждой  клетке таблицы должен стоять  один из трех знаков: +, - , 0.  

 На  следующем этапе обработки для  каждого компонента выводится  средняя оценка по выборке.  Очевидно, что для любого компонента  средние оценки могут располагаться  в интервале от - 1 , 0, +1. В соответствии  с принятой трехчленной оценкой  ответов классифицируются полученные средние. 

 Методика  Социометрия 

 Социометрическая  техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. 

 Цель - определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности – разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом, социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался. 

 Надежность  процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы 

 Исходя  из целей и задач исследования  и учитывая основные признаки  благоприятного психологического  климата в группе, мы выделяем  следующие критерии выбора: 

 Назовите  наиболее приятного для Вас  члена группы; 

 Назовите  наихудшего для вас члена группы. 

 Количество  выборов: членам группы предлагается  ответить на вопросы, которые  дают возможность обнаружить  их симпатии и антипатии. Инструкция: «Напишите на бумажках под  цифрой 1 фамилию члена группы, которого  Вы выбрали бы в первую очередь,  под цифрой 2 — кого бы Вы  выбрали, если бы не было  первого, под цифрой 3 — кого  бы Вы выбрали, если бы не  было первого и второй». 

 Однако  социометрический анализ может  дать лишь самое общее описание  этой коммуникативной сети. И  его нельзя использовать для  определения мотивов тех или  иных выборов одних членов  группы другими. В связи с  этим необходимо выявить мотивационное  ядро выбора в межличностных  отношениях. Под мотивационным ядром  здесь понимается система мотивов,  образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании.( Содержание мотивационного ядра представлено в приложении № 2). 

 Социометрические  индексы 

 Различают  персональные социометрические  индексы (П.С.И.) и групповые социометрические  индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют  индивидуальные социально-психологические  свойства личности в роли члена  группы. Вторые дают числовые  характеристики целостной социометрической  конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых  структур общения. Основными П.С.И.  являются: индекс социометрического  статуса i-члена; эмоциональной  экспансивности j-члена, объема, интенсивности  и концентрации взаимодействия ij-члена.  Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей. 

 Индекс  социометрического статуса i-члена  группы определяется по формуле: 
 
 
 
 

 где  Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы. 

 Социометрический  статус — это свойство личности  как элемента социометрической  структуры занимать определенную  пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Статусные категории делятся на «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «отвергнутые». 

 Элементы  социометрической структуры —  это личности, члены группы. Каждый  из них в той или иной  мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается  информацией и т. д. В то  же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим  поведением воздействует на свойства  целого. Реализация этого воздействия  протекает через различные социально-психологические  формы взаимовлияния. Субъективную  меру этого влияния подчеркивает  величина социометрического статуса.  Но личность может влиять на  других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято  говорить о положительном и  отрицательном статусе. Статус  тоже измеряет потенциальную  способность человека к лидерству.  Чтобы высчитать социометрический  статус, необходимо воспользоваться  данными социоматрицы. 

 Возможен  также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N). 

 Индекс  психологической взаимности («сплоченности  группы») в группе высчитывается  по формуле: 
 
 
 

 где  Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы. 

 Индекс  конфликтности в группе (U) выражает  относительное количество отмечавшихся  в группе взаимных отрицательных  выборов: 
 

 е  A-ij 

U= ———— , 

N (N - 1) 
 

 где  е A-ij — количество взаимных отрицательных выборов, N — количество членов в группе. 

Информация о работе Социометрическое исследование на определение психологического климата в группе