Социометрическое исследование на определение психологического климата в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии. Логика развития социально-психологической науки подвела исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. А таким окружением, или средой, является именно малая группа.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

       Не только в социологии, но  и в психологии утвердилась  точка зрения, согласно которой  главной структурой образующей  социально – психологический климат является настроение. По мнению известного советского психолога К.К. Платонова, социально-психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей. [Платонов К.К., Казаков В.Г.,   Развитие  системы понятий теории психологического   климата   в   советской    психологии    //    Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И.  Зотовой,- М., 1979]

       Климат коллектива представляет  собой преобладающий и относительно  устойчивый психический настрой  коллектива, который находит многообразные  формы проявления во всей его  жизнедеятельности.

     Признаки  благоприятного социально-психологического климата:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

       Структура социально-психологического  климата

       Существенным элементом в общей  концепции социально-психологического  климата является характеристика  его структуры. Это предполагает  вычисление основных компонентов  в рамках рассматриваемого явления  по некоему единому основанию,  в частности по категории отношения.  Тогда в структуре социально – психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

       В свою очередь отношения друг  к другу дифференцируются на  отношения между товарищами по  работе и отношения в системе  руководства и подчинения.

       В конечном итоге всё многообразие  отношений рассматривается через  призму двух основных параметров  психического настроя – эмоционального  и предметного.

       Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер  восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

       Социально – психологический климат проявляется в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

     Таким образом, самочувствие личности может  рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.

       Руководитель может целенаправленно  регулировать характер отношений  в группе и влиять на социально – психологический климат. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально – психологический климат.

     Факторы социально-психологического климата

     При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одним из важнейших  является рассмотрение факторов, которые  оказывают влияние на климат. Выделив  факторы, влияющие на климат группы, можно  пытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление. Социально-психологический  климат любой группы формируется  за счет множества разнообразных  воздействий.

     Разделим  их условно на факторы макросреды и микросреды.

       Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Прежде всего, сюда входят кардинальные особенности общественно-экономического устройства страны, а конкретнее - специфика данного этапа ее развития, что соответствующим образом проявляется в деятельности различных социальных институтов. Макросреда характеризуется и определенным общественным сознанием, отражающим данное общественное бытие во всей его противоречивости. Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, того или иного исторического периода развития общества.

       Микросреда предприятия, учреждения, школы, класса - это "поле" повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают, учатся. На данном уровне воздействия макросреды обретают определенность для каждой группы, связь с реальностью жизненной практики.

       Условия повседневной жизнедеятельности  формируют мироощущение и умонастроение  первичной трудовой группы, ее  социально-психологический климат. Прежде всего, это факторы материально-вещной  среды: характер выполняемых людьми  трудовых операций, состояние оборудования, качество заготовок или исходного  сырья. Большое значение имеют  также особенности организации  труда - сменность, ритмичность,  степень взаимозаменяемости работников, уровень оперативно-хозяйственной  самостоятельности первичной группы (например, бригады).

     Другую, не менее важную группу факторов микросреды, составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и  процессы на уровне первичной трудовой группы. Эти факторы заслуживают  пристального внимания в связи с  тем, что они являются следствием социально-психологического отражения  человеческой микросреды. Для краткости  назовем эти факторы социально-психологическими. Начнем с такого фактора, как характер официальных организационных связей между членами первичной трудовой группы. Это и стиль деятельности коллектива и отношение к нему членов коллектива.

       Наряду с системой официального  взаимодействия на социально-психологический  климат первичной трудовой группы  большое влияние оказывает ее  неофициальная организационная  структура. Это и особенности  восприятия членов группы друг  другом (оценки, мнения, реагирование  на слова и поступки), взаимоиспытываемых  чувств (симпатий, антипатий, сопереживания,  сочувствия). Безусловно, товарищеские  контакты во время работы, учебы  и по окончании ее, сотрудничество  и взаимопомощь формируют иной  климат, чем недоброжелательные  отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах. Обсуждая важное формирующее влияние неофициальных контактов на социально-психологический климат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение. В пределах одной группы могут существовать две и более неофициальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрупповых связях) противодействуют членам "не своих" групп.

       Рассматривая факторы, влияющие  на климат группы, следует учитывать  не только специфику формальной  и неформальной организационных  структур, взятых обособленно, но  и их конкретное соотношение.  Чем выше степень единства  этих структур, тем позитивнее  воздействия, формирующие климат  группы.

       Характер, стиль руководства, проявляющийся  в том или ином стиле взаимоотношений  между непосредственным руководителем  первичной трудовой группы и  остальными ее членами, также  воздействует на социально-психологический  климат. Рабочие, считающие руководителей  цеха одинаково внимательными  к их производственным и личным  делам, обычно больше довольны  своей работой, чем те, кто заявлял  о невнимании к ним со стороны  руководителей. Демократический  стиль руководства способствует  формированию благоприятного социально-психологического  климата.

       Следующий фактор, воздействующий  на климат группы, обусловлен  индивидуальными психологическими  особенностями ее членов. Каждый  человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет  собой сочетание личностных черт  и свойств, создающее своеобразие  характера в целом. Сквозь призму  особенностей личности преломляются  все влияния внешней среды.  Отношения человека к данным  влияниям, выражаемые в его личных  мнениях и настроениях, в поведении,  представляют собой его индивидуальный "вклад" в формирование климата  группы. Психику группы не следует  понимать лишь как сумму индивидуально-психологических  особенностей каждого из ее членов. Это качественно новое образование. Для формирования того или иного социально-психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания.

     Уровень психологической совместимости  членов группы также является фактором, обусловливающим в значительной степени ее климат ) - это психологическое  единство (общность потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций, уровень  конфликтности, характер критики и  самокритики) и др

       Резюмируя сказанное, выделим  следующие основные факторы, влияющие  на социально-психологический климат  первичной группы.

       Воздействия со  стороны макросреды: характерные особенности современного этапа социально-экономического и общественно-политического развития страны; деятельность вышестоящих структур, руководящих данной организацией, ее собственных органов управления и самоуправления, общественных организаций, связи данной организации с другими городскими и районными организациями.

       Воздействия со  стороны микросреды: материально-вещная сфера деятельности первичной группы, сугубо социально-психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в группе и соотношение между ними, стиль руководства группой, уровень психологической совместимости работников).

     Таким образом, социально-психологический   климат   –   это   результат    совместной деятельности людей,  их  межличностного  взаимодействия.   

Глава II. Изучение социально-психологического климата трудового  коллектива

2.1 Организация исследования  социально-психологического  климата коллектива

 Объектом  исследования является коллектив…. Состоящий из 11 человек, коллектив  является гомогенным (только женщины). Для удобства членам коллектива  присвоены порядковые номера  от 1 до 11. 

 Цель  диагностики - определить социально-психологический  климат в коллективе. Под социально-психологическим  климатом в данном случае понимается  характер взаимоотношений и взаимодействий  между сотрудниками. 

 Для  реализации данной цели нами  были отобраны следующие методики: 

Экспресс  диагностика социально-психологического климата в коллективе; 

Методика  «Социометрия». 

 Обе  методики направлены на диагностику  социально-психологического климата  в коллективе, однако первая методика  позволит нам определить, каким  видят и чувствуют атмосферу  коллектива сами члены группы, с помощью второй методики  можно определить структуру взаимоотношений  в группе, определить степень  сплоченности коллектива. Также  сопоставление результатов обеих  методик позволит выявить наиболее  полную картину относительно  социально-психологического климата  группы. 

 “Экспресс-методика”  по изучению социально-психологического  климата в коллективе ( О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) 

 Методика  позволяет выявить эмоциональные,  поведенческий и когнитивный  компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака  эмоционального компонента рассматривается  критерий привлекательности - на  уровне понятий “нравится - не  нравится”, “приятный - не приятный”.  При конструировании вопросов, направленных  на измерение поведенческого  компонента, выдерживался критерий  “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием  когнитивного компонента избранна  переменная “знание - не знание  особенностей членов коллектива”. 

Информация о работе Социометрическое исследование на определение психологического климата в группе