Не только в социологии, но
и в психологии утвердилась
точка зрения, согласно которой
главной структурой образующей
социально – психологический климат является
настроение. По мнению известного советского
психолога К.К. Платонова, социально-психологический
климат (как свойство группы) является
одним (хотя и важнейшим) из компонентов
внутренней структуры группы, определяется
межличностными отношениями в ней, создающими
стойкие настроения группы, от которых
зависит степень активности в достижении
целей. [Платонов К.К., Казаков В.Г.,
Развитие системы понятий теории
психологического климата в
советской психологии
// Социально-психологический
климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой
и О.И. Зотовой,- М., 1979]
Климат коллектива представляет
собой преобладающий и относительно
устойчивый психический настрой
коллектива, который находит многообразные
формы проявления во всей его
жизнедеятельности.
Признаки
благоприятного социально-психологического
климата:
- доверие и
высокая требовательность членов группы
друг к другу;
- доброжелательная
и деловая критика;
- свободное
выражение собственного мнения при обсуждении
вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие
давления руководителей на подчиненных
и признание за ними права принимать значимые
для группы решения;
- достаточная
информированность членов коллектива
о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность
принадлежностью к коллективу;
- высокая степень
эмоциональной включенности и взаимопомощи
в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации
у кого-либо из членов коллектива;
- принятие
на себя ответственности за состояние
дел в группе каждым из ее членов и пр.
Структура социально-психологического
климата
Существенным элементом в общей
концепции социально-психологического
климата является характеристика
его структуры. Это предполагает
вычисление основных компонентов
в рамках рассматриваемого явления
по некоему единому основанию,
в частности по категории отношения.
Тогда в структуре социально –
психологического климата становится
очевидным наличие двух основных подразделений
– отношения людей к труду и их отношения
друг к другу.
В свою очередь отношения друг
к другу дифференцируются на
отношения между товарищами по
работе и отношения в системе
руководства и подчинения.
В конечном итоге всё многообразие
отношений рассматривается через
призму двух основных параметров
психического настроя – эмоционального
и предметного.
Под предметным настроем подразумевается
направленность внимания и характер
восприятия человеком тех или
иных сторон его деятельности.
Под тональным – его эмоциональное
отношение удовлетворенности или неудовлетворенности
этими сторонами.
Социально – психологический климат проявляется
в отношении каждого из членов коллектива
к самому себе. В результате создается
определенная структура ближайших и последующих,
более непосредственных и более опосредованных
проявлений социально-психологического
климата.
Таким
образом, самочувствие личности может
рассматриваться как один из наиболее
общих показателей социально-психологического
климата.
Руководитель может целенаправленно
регулировать характер отношений
в группе и влиять на социально
– психологический климат. Для этого необходимо
знать закономерности его формирования
и осуществлять управленческую деятельность
с учетом факторов, влияющих на социально
– психологический климат.
Факторы
социально-психологического
климата
При
обращении к проблемам социально-психологического
климата группы одним из важнейших
является рассмотрение факторов, которые
оказывают влияние на климат. Выделив
факторы, влияющие на климат группы, можно
пытаться воздействовать на эти факторы,
регулировать их проявление. Социально-психологический
климат любой группы формируется
за счет множества разнообразных
воздействий.
Разделим
их условно на факторы макросреды
и микросреды.
Под макросредой имеется в виду
большое социальное пространство, широкое
окружение, в пределах которого находится
и осуществляет свою жизнедеятельность
та или иная организация. Прежде всего,
сюда входят кардинальные особенности
общественно-экономического устройства
страны, а конкретнее - специфика данного
этапа ее развития, что соответствующим
образом проявляется в деятельности различных
социальных институтов. Макросреда характеризуется
и определенным общественным сознанием,
отражающим данное общественное бытие
во всей его противоречивости. Таким образом,
члены каждой социальной группы и организации
являются представителями своей эпохи,
того или иного исторического периода
развития общества.
Микросреда предприятия, учреждения,
школы, класса - это "поле" повседневной
деятельности людей, те конкретные материальные
и духовные условия, в которых они работают,
учатся. На данном уровне воздействия
макросреды обретают определенность для
каждой группы, связь с реальностью жизненной
практики.
Условия повседневной жизнедеятельности
формируют мироощущение и умонастроение
первичной трудовой группы, ее
социально-психологический климат.
Прежде всего, это факторы материально-вещной
среды: характер выполняемых людьми
трудовых операций, состояние оборудования,
качество заготовок или исходного
сырья. Большое значение имеют
также особенности организации
труда - сменность, ритмичность,
степень взаимозаменяемости работников,
уровень оперативно-хозяйственной
самостоятельности первичной группы
(например, бригады).
Другую,
не менее важную группу факторов микросреды,
составляют воздействия, представляющие
собой групповые явления и
процессы на уровне первичной трудовой
группы. Эти факторы заслуживают
пристального внимания в связи с
тем, что они являются следствием
социально-психологического отражения
человеческой микросреды. Для краткости
назовем эти факторы социально-психологическими.
Начнем с такого фактора, как характер
официальных организационных связей
между членами первичной трудовой
группы. Это и стиль деятельности
коллектива и отношение к нему членов
коллектива.
Наряду с системой официального
взаимодействия на социально-психологический
климат первичной трудовой группы
большое влияние оказывает ее
неофициальная организационная
структура. Это и особенности
восприятия членов группы друг
другом (оценки, мнения, реагирование
на слова и поступки), взаимоиспытываемых
чувств (симпатий, антипатий, сопереживания,
сочувствия). Безусловно, товарищеские
контакты во время работы, учебы
и по окончании ее, сотрудничество
и взаимопомощь формируют иной
климат, чем недоброжелательные
отношения, проявляющиеся в ссорах
и конфликтах. Обсуждая важное формирующее
влияние неофициальных контактов на социально-психологический
климат, необходимо учитывать как количество
этих контактов, так и их распределение.
В пределах одной группы могут существовать
две и более неофициальные группы, причем
члены каждой из них (при крепких и доброжелательных
внутригрупповых связях) противодействуют
членам "не своих" групп.
Рассматривая факторы, влияющие
на климат группы, следует учитывать
не только специфику формальной
и неформальной организационных
структур, взятых обособленно, но
и их конкретное соотношение.
Чем выше степень единства
этих структур, тем позитивнее
воздействия, формирующие климат
группы.
Характер, стиль руководства, проявляющийся
в том или ином стиле взаимоотношений
между непосредственным руководителем
первичной трудовой группы и
остальными ее членами, также
воздействует на социально-психологический
климат. Рабочие, считающие руководителей
цеха одинаково внимательными
к их производственным и личным
делам, обычно больше довольны
своей работой, чем те, кто заявлял
о невнимании к ним со стороны
руководителей. Демократический
стиль руководства способствует
формированию благоприятного социально-психологического
климата.
Следующий фактор, воздействующий
на климат группы, обусловлен
индивидуальными психологическими
особенностями ее членов. Каждый
человек уникален и неповторим.
Его психический склад представляет
собой сочетание личностных черт
и свойств, создающее своеобразие
характера в целом. Сквозь призму
особенностей личности преломляются
все влияния внешней среды.
Отношения человека к данным
влияниям, выражаемые в его личных
мнениях и настроениях, в поведении,
представляют собой его индивидуальный
"вклад" в формирование климата
группы. Психику группы не следует
понимать лишь как сумму индивидуально-психологических
особенностей каждого из ее членов. Это
качественно новое образование. Для формирования
того или иного социально-психологического
климата группы имеют значение не столько
индивидуальные свойства ее членов, сколько
эффект их сочетания.
Уровень
психологической совместимости
членов группы также является фактором,
обусловливающим в значительной
степени ее климат ) - это психологическое
единство (общность потребностей, интересов,
вкусов, ценностных ориентаций, уровень
конфликтности, характер критики и
самокритики) и др
Резюмируя сказанное, выделим
следующие основные факторы, влияющие
на социально-психологический климат
первичной группы.
Воздействия со
стороны макросреды:
характерные особенности современного
этапа социально-экономического и общественно-политического
развития страны; деятельность вышестоящих
структур, руководящих данной организацией,
ее собственных органов управления и самоуправления,
общественных организаций, связи данной
организации с другими городскими и районными
организациями.
Воздействия со
стороны микросреды: материально-вещная
сфера деятельности первичной группы,
сугубо социально-психологические факторы
(специфика формальных и неформальных
организационных связей в группе и соотношение
между ними, стиль руководства группой,
уровень психологической совместимости
работников).
Таким
образом, социально-психологический
климат – это результат
совместной деятельности людей, их
межличностного взаимодействия.
Глава II.
Изучение социально-психологического
климата трудового
коллектива
2.1
Организация исследования
социально-психологического
климата коллектива
Объектом
исследования является коллектив….
Состоящий из 11 человек, коллектив
является гомогенным (только женщины).
Для удобства членам коллектива
присвоены порядковые номера
от 1 до 11.
Цель
диагностики - определить социально-психологический
климат в коллективе. Под социально-психологическим
климатом в данном случае понимается
характер взаимоотношений и взаимодействий
между сотрудниками.
Для
реализации данной цели нами
были отобраны следующие методики:
Экспресс
диагностика социально-психологического
климата в коллективе;
Методика
«Социометрия».
Обе
методики направлены на диагностику
социально-психологического климата
в коллективе, однако первая методика
позволит нам определить, каким
видят и чувствуют атмосферу
коллектива сами члены группы,
с помощью второй методики
можно определить структуру взаимоотношений
в группе, определить степень
сплоченности коллектива. Также
сопоставление результатов обеих
методик позволит выявить наиболее
полную картину относительно
социально-психологического климата
группы.
“Экспресс-методика”
по изучению социально-психологического
климата в коллективе ( О.С. Михалюк
и А.Ю. Шалыто)
Методика
позволяет выявить эмоциональные,
поведенческий и когнитивный
компоненты отношений в коллективе.
В качестве существенного признака
эмоционального компонента рассматривается
критерий привлекательности - на
уровне понятий “нравится - не
нравится”, “приятный - не приятный”.
При конструировании вопросов, направленных
на измерение поведенческого
компонента, выдерживался критерий
“желание - не желание работать,
учиться вместе”. Основным критерием
когнитивного компонента избранна
переменная “знание - не знание
особенностей членов коллектива”.