Социометрическое исследование на определение психологического климата в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:26, реферат

Описание работы

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии. Логика развития социально-психологической науки подвела исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. А таким окружением, или средой, является именно малая группа.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

Глава I. Теоретические основы изучения социально-психологического климата трудового коллектива.

1.1 Социальная группа, трудовой коллектив: сущность понятия, типы.

     Проблема  групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии. Логика развития социально-психологической  науки подвела исследователей к  осознанию необходимости признания  того факта, что невозможно адекватно  изучить личность, объяснить своеобразие  сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет  и развивается. А таким окружением, или средой, является именно малая  группа.

       Исследования малых групп ориентированы  на различные сферы социальной  практики, и, в частности, призваны  способствовать как повышению  эффективности функционирования  организации в целом, так и  непосредственно управлению людьми  в них.

       В современной социальной психологии  термин «группа» является едва  ли не самым широким и многозначным. Его применяют при характеристике  любой человеческой общности, которая  может быть выделена на основе  различных признаков. В большинстве  случаев речь идет о малой  группе, в состав которой может  входить от 2 до 30 человек, степень  близости ее членов выступает  в качестве основного критерия  для объединения людей в малую  группу.

       В отечественной и зарубежной  социально-психологической литературе  термину «малая группа» даны  весьма разнообразные определения.  Проанализировав основные определения  малой группы в зарубежной  психологии (Шоу М., Р. Бейлз, А. Харе, М. Дойч и др.)[ Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1975. – С.228.], можно увидеть, что ее определяющими признаками выступают психологические особенности протекания коммуникативных актов при взаимодействии её членов. Напротив, в отечественных исследованиях малых групп, прежде всего, основной акцент смещен на выявление специфических особенностей малых групп как общностей людей, где все психологические характеристики могут быть поняты и объяснены только с учётом влияния социальных факторов, которые и определяют сущность изучаемого явления.

     Многообразие  определения  понятия   «малая   группа»   вызвано

многообразием  теоретических  подходов,  на  базе  которых  эти  определения формируются.

       Наиболее  ёмкий вариант определения малой группы предложен Г.М. Андреевой: «Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999].

     Другое  более точное определение малой  группы, говорит о том, что группа - это   ограниченная   совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:

  • относительно  регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на  минимальной  дистанции,  без посредников; 
  • обладают  общими  целями,  реализация  которых   позволяет удовлетворить значимые потребности и интересы;
  • участвуют в общей  системе распределения  функций  и  ролей   в   совместной   жизнедеятельности,   что предполагает кооперативную взаимозависимость участников,  проявляющуюся  как в конечном продукте совместной  активности,  так  и  в  самом  процессе  его производства;
  • разделяют общие нормы и  правила  внутри -  и межгруппового поведения,  что  способствует  консолидации  внутригрупповой  активности   и координации действий по отношению к среде.;
  • расценивают  преимущества  от объединения  как  превосходящие  издержки  и  большие,  чем  они  могли   бы получить,  в  других  доступных  группах,  а   потому   испытывают   чувство солидарности друг с другом и признательность группе;
  • обладают  ясным  и дифференцированным  представлением  друг  о  друге; 
  • связаны   достаточно определенными и  стабильными  эмоциональными  отношениями; 
  • представляют себя как членов данной  группы  и  аналогично  воспринимаются  со  стороны. (Донцов А.И.)

     Различают группы первичные и вторичные. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Основа первичной группы – личные взаимосвязи между всеми ее членами. Классический пример первичной группы – семья.

     Предметом исследования данной работы являются группы вторичные. Вторичная группа образуется из людей, между которыми практически отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению заданных целей. Основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Принципиальное отличие от первичной группы – возможность замены практически любого члена группы новым. Коммуникация во вторичных группах носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов. Таким образом, характерная черта вторичной группы – некоторая обезличенность отношений.

     Основным  типом вторичной группы является организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Организация осуществляет соединение и координацию поведения  людей, специализирующихся в разных типах деятельности, включая их в  единый трудовой процесс, программируя их деятельность, корректируя поведение  и контролируя процессы и результаты труда.

     Деятельность  всех работников организации протекает  в контактах различной тесноты  с большим числом коллег. Люди, которые  связаны общими целями деятельности и в ходе выполнения производственных задач пересекаются практически  постоянно, образуют так называемые малые группы.

     Выделяют  следующие  типы  совместной деятельности,  возникающие  на  основе  единых  организационно - экономических  связей в группе.

     Технологический тип.  Жесткие технологические связи  приводят  к  наиболее  тесным  контактам  (не только деловым, но  и  личным)  между  работниками,  рабочие  места  которых находятся рядом. Контакты с другими членами коллектива  затруднены.  Поэтому возникают отдельные подгруппы наиболее тесно связанных между собой людей.

     Функциональный  тип связан с разделением производственного процесса  по функциям. При  таком  типе  взаимоотношений  возникают широкие  контакты  между  всеми  членами  группы,  на  личные  же  отношения существенное влияние оказывают деловые контакты и предпочтения.

     Экономический  тип  объединяет  людей   распределением   коллективного заработка между  ними.  Здесь  основной  проблемой  является  точная  оценка индивидуального вклада каждого члена бригады. 

     Социально-психологический   тип   -   особый   тип    взаимоотношений, возникающий  на  основе  осознания  людьми  своей  принадлежности  к  одному коллективу.  В  таких   коллективах   нормой   становится   взаимопомощь   и сотрудничество, коллективная ответственность.

     Формально-организационный  тип  -  характеризует те  коллективы,  где реально   никакой   общности   не   возникает.   Между    работниками    нет взаимозависимости,  фактически  отсутствуют   контакты,   деловое   общение, психологическое единство.

     В настоящем исследовании мы употребляем  термины коллектив и малая  группа в одном значении, поскольку  малые группы, выступающие объектами  данного исследования, обладают характерными чертами коллектива, что позволяет  с высокой степенью вероятности  считать их таковыми.

     Одним из важнейших факторов превращения  группы в коллектив,  по мнению большинства  отечественных авторов,  является «социально значимая, отвечающая как  потребностям общества, так и интересам  личности совместная деятельность членов коллектива» [Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М, 2002].

     Таким образом, чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

 

1.2 Социально-психологический  климат. Факторы,  влияющие на социально-психологический  климат.

       Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

     В отечественной литературе насчитывается  несколько десятков определений  социально-психологического климата  и различных исследовательских  подходов к этой проблеме (Волков, Кузьмин, Парыгин, Платонов и др.).

     Когда ведут речь о социально-психологическом  климате коллектива, подразумевают  следующее:

       • совокупность социально-психологических  характеристик группы;

       • преобладающий и устойчивый  психологический настрой коллектива;

       • характер взаимоотношений в  коллективе.

     Социально-психологический  климат — это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива.

     Ученые  зафиксировали два основных этапа  процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный  фактор. В этот период идет интенсивный  процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов.

     Другой  стороной, характеризующей динамику социально-психологического климата  коллектива, являются так называемые «климатические возмущения». Они связаны  с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения»  несет в себе как негативную, так  и позитивную окраску, поскольку  эти возмущения могут мешать, а  могут и благоприятствовать жизнедеятельности  коллектива. [Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов  В.Н.,  Социально-психологический  климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.]

     Социально – психологический климат от греч. klima (klimatos) —— качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Это система социально – психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.

     Результативность  деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его  социально-психологического климата.

       Социально - психологический климат бывает:

  • благоприятный, характеризующийся взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При благоприятном климате у человека достаточно развита потребность в труде на общем благо.
  • неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе.
  • неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.

     Социально – психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

Информация о работе Социометрическое исследование на определение психологического климата в группе