Социальный статус как фактор проявления уверенности в себе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время многие стороны жизни человека потеряли свою привычную однозначность и все больше требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе. Сегодня наиболее успешными и перспективными в жизни являются те люди, которые не боятся ситуаций соревнования, способны действовать самостоятельно, активно, напористо, целеустремленно. В то время как другие люди испытывают чувство неуверенности в общении, в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество), они пассивны в деятельности, чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми, более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружени

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава I Теоретическое исследование уверенности в себе и понятия “социальный статус личности”………………………………………………..5
Уверенность в себе…………………………………………………..5

Понятие уверенности в теориях личности…………………………8

Социальный статус личности………………………………………14

Глава II Экспериментальное исследование социального статуса как фактора проявления уверенности в себе……………………………………..16
2.1 Введение в методологическую основу изучения уверенности
в себе…………………………………………………………………16
2.2 Процедура исследования……………………………………………17
Выводы…………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………..25
Приложения 1-3………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Буньковой.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     Как мы можем заметить из приведённой выше таблицы, среди испытуемых, занимающих высокий социальный статус, подавляющее большинство уверены в себе (9 из 10 человек). В совокупности с преобладающей мотивацией к достижению успеха (7 из 10), можно предположить, что эти испытуемые приложили немало усилий для того, чтобы иметь высокий заработок. Ведь мотивация достижения подразумевает, что люди хотят добиваться поставленных целей и делают всё для этого. Один испытуемый имеет среднее значение уверенности в себе и мотивацию к достижению успеха. Это может говорить о том, что не обязательно быть очень уверенным в себе, чтобы много зарабатывать. Нужно стремиться к успеху.

     Из  таблицы можно увидеть очень яркий контраст – испытуемые, занимающие средний и низкий социальный статус, скорее неуверенны в себе. Среди испытуемых со средним размером заработной платы один испытуемый уверен в себе и имеет мотивацию к достижению успеха. Можно предположить, что в силу каких-то причин этот испытуемый не может повысить свой доход, но имеет всё для этого.

     Испытуемые, занимающие низкий социальный статус в обществе, также менее уверены в себе, чем испытуемые, занимающие высокий социальный статус. Здесь так же, как и у испытуемых со средним уровнем дохода, преобладает мотивация избегания неудач.

     Для более наглядного представления  результатов теста Райдаса построим диаграмму.

     

     Рис.1 “Диаграмма результатов исследования уверенности в себе”

     На  рисунке 1 видно, что группа испытуемых, занимающих высокое социальное положение, гораздо увереннее в себе.

     Чтобы наглядно представить результаты исследования мотивации, следует построить ещё  одну диаграмму.

     Рис.2 “Диаграмма результатов исследования мотивации испытуемых”

      Примечательно, что испытуемые со средним и низким уровнем дохода в большинстве  мотивированы на избегание неудач, а не на достижение успеха. Скорее всего, именно из-за этой мотивации они не достигают высоких заработков.

      Далее целесообразно сравнить результаты трёх групп.

      Рис.3 “Сравнительная диаграмма результатов  трёх групп испытуемых”

      На  рисунке 3 отчётливо видно различие между первой группой испытуемых и второй и третьей группами. Можно заметить, что среди испытуемых, занимающих высокий социальный статус, гораздо больше уверенных в себе людей. Также, испытуемые этой группы преимущественно  мотивированы на достижение успеха.

      Интерпретация результатов:

      Мы  собрали все полученные данные, занесли  показатели в сводные таблицы, которые  могут наглядно показать и помочь сделать определенные выводы, а также изобразили результаты на диаграммах.

      Необходимо  отметить, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, испытуемые, занимающие высокий социальный статус в обществе, гораздо увереннее в себе. Также эта группа испытуемых преимущественно мотивирована на достижение успеха. То есть эти люди хотят добиваться успеха, иметь большой доход, достигать своих целей и они делают это. Если посмотреть на таблицу №1 и рисунок 3, то виден большой контраст между группами с высоким заработком и средним и низким.

      Испытуемые второй и третьей группы в большинстве своём не уверены в себе (таблица №1 и рисунок 1). Также они мотивированы на избегание неудач.

      Известно, что уверенный в себе человек способен ставить себе трудные задачи и добиваться их осуществления. И, может быть, именно это помогает ему подниматься вверх по карьерной лестнице.

      Но  в любом случае, наше мнение таково, что необходимо верить в себя и свои силы, особенно если личность мотивирована на достижение успеха, и добиваться своих целей ни смотря ни на что.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

     Проведя анализ и интерпретацию результатов, можно сделать следующие выводы:

    1. Социальный статус действительно является фактором проявления уверенности в себе. Нами было выявлено, что испытуемые, занимающие высокий социальный статус в обществе, гораздо увереннее в себе. Также следует отметить, что данная группа испытуемых характеризуется преобладанием мотивации к достижению успеха.
    2. Испытуемые со средним социальным статусом чуть более уверены в себе, чем испытуемые с низким социальным статусом, что вполне логично. Но что примечательно, у обеих групп преобладает мотивация избегания неудач. То есть испытуемые, находясь в определённом социальном положении, боятся совершить ошибку и быть наказанными.
    3. Среди групп со средним и низким статусом есть уверенные в себе испытуемые, мотивированные на достижение успеха (преимущественно студенты). Стоит отметить, что в исследовании принимали участие испытуемые разных возрастов. Можно сделать вывод о том, что эти испытуемые, будучи ещё студентами, не могут реализовать свой потенциал. Но в будущем мы, как исследователи, уверены, что они займут высокий социальный статус в нашем обществе.
 
 
 
 

Заключение

     Нами  было проведено исследование социального  статуса как фактора проявления уверенности в себе. Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно, испытуемые, занимающие высокий социальный статус в обществе, гораздо увереннее в себе, чем испытуемые, занимающие средний или низкий социальный статус. Некоторые из них оказались даже слишком самоуверенны. Кроме того, у испытуемых с высоким социальным положением доминирует мотив достижения успеха. Тогда как испытуемые второй и третьей группы в большинстве мотивированы на избегание неудач.

     Наше  исследование несёт и определённую практическую значимость. Если испытуемый уверен в себе и мотивирован на достижение успеха, но занимает низкое социальное положение, результаты исследования могут помочь ему. Мы обговорили результаты с такими испытуемыми и посоветовали не бояться рисковать и  добиваться успеха. Потому что у этих испытуемых большой потенциал.

     В общем, исследование, проведённое нами, оказалось очень информативным и познавательным. Возможно, результаты, полученные нами, могут послужить плодотворной почвой для дальнейших исследований.  
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы

  1. Высоцкий, В.Б. Личностные и процессуальные условия формирования уверенности в правильности решения задачи: Дисс. … канд. психол. наук. [Текст]/В.Б. Высоцкий. -  М.: ИП РАН. – 2002.
  2. Головина, Е.В. Психологическое содержание понятия «уверенность»: детерминанты и роль в решении когнитивных задач // Научный поиск. Сборник научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей [Текст]/ Под ред. А. В. Карпова. – Ярославль: «Аверс Пресс». – 2002, Вып. 3. С. 11–17.
  3. Головина, Е.В. Категория «уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности// Исследования по когнитивной психологии Под ред. Е. А. Сергиенко.- М.: ИП РАН. – 2004, С. 160–187.
  4. Майерс, Д. Социальная психология [Текст]/ Д. Майерс// 6-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2001. – 752с.
  5. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика: Дисс. … канд. психол. наук. [Текст]/В.Г. Ромек. - Ростов-на-Дону: 1997.
  6. Шарков Феликс. Социология: Теория и методы. [Текст]/ Феликс Шарков.- Экзамен, 2007, С. 68-74
  7. Скотникова, И. Г. Проблема уверенности – история и современное состояние // Психологический журнал [Текст]/ И.Г. Скотникова. – 2002, Т. 23. № 1. С. 52–60.
 
 
 
 

Приложения

Приложение  №1

Тест  уверенности в  себе Райдаса

Пройдите так  называемый тест Райдаса, где Вам  будет предложено 30 утверждений, описывающих  различные типы поведения.  

И каждое отметьте по степени соответствия:  

5 — очень характерно  для меня, описание очень верное.

4 — довольно характерно  для меня —  скорее да, чем  нет. 

3 — отчасти характерно, отчасти не характерно.

2 — довольно не  характерно для  меня — скорее  нет, чем да.

1 — совсем не  характерно для  меня, описание не  верно.  

*1. Большинство  людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее в себе, чем я.  

*2. Я не решаюсь  назначать свидания и принимать  приглашения на свидания из-за  своей застенчивости.  

3. Когда подаваемая  еда в кафе меня не удовлетворяет,  я жалуюсь на это официанту.  

*4. Я избегаю  задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.  

*5. Если продавцу  стоило значительных усилий показать  мне товар, который не совсем  мне подходит, мне трудно сказать  ему «нет».  

6. Когда меня  просят что-либо сделать, я  обязательно выясняю, зачем это.  

7. Я предпочитаю  использовать сильные аргументы  и доводы.  

8. Я стараюсь  быть в числе первых, как и  большинство людей.  

*9. Честно говоря, люди часто используют меня  в своих интересах.  

10. Я получаю  удовольствие от общения с  незнакомыми людьми.  

*11. Я часто  не знаю, что лучше сказать  привлекательной (ому) женщине  (мужчине).  

*12. Я испытываю  нерешительность, когда нужно  позвонить по телефону в учреждение.  

*13. Я предпочту  обратиться с письменной просьбой  принять меня на работу или  зачислить на учебу, чем пройти через собеседование.  

*14. Я стесняюсь  возвратить покупку.  

*15. Если близкий  и уважаемый родственник раздражает  меня, я скорее скрою свои чувства,  чем проявлю раздражение.  

*16. Я избегаю  задавать вопросы из страха  показаться глупым.  

*17. В споре  я иногда боюсь, что буду  волноваться и дрожать.  

18. Если известный  и уважаемый лектор выскажет  точку зрения, которую я считаю  неверной, я заставлю аудиторию  выслушать и свою точку зрения.  

*19. Я избегаю  спорить и торговаться о цене.  

20. Сделав что-нибудь  важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие.  

21. Я откровенен  и искренен в своих чувствах.  

22. Если кто-то  сплетничает обо мне, я стремлюсь  поговорить с ним об этом.  

*23. Мне часто  трудно ответить «нет».  

*24. Я склонен сдерживать проявления своих эмоций, а не устраивать сцены.  

25. Я жалуюсь  на плохое обслуживание и беспорядок.  

*26. Когда мне  делают комплимент, я не знаю, что сказать в ответ.  

27. Если в театре  или на лекции мне мешают  разговорами, я делаю замечание.  

28. Тот, кто  пытается пролезть в очереди  впереди меня, получит отпор.  

29. Я всегда  высказываю свое мнение.  

*30. Иногда мне  абсолютно нечего сказать. 

Ключ

 

1. Определите  сумму баллов для вопросов  №№ 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29.   

2. Определите  сумму баллов для вопросов  №№ 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 30.   

3. Прибавьте  к первой сумме число 72 и  вычтите вторую сумму.

   

0-24: очень неуверен  в себе;   

25-48: скорее не  уверен, чем уверен;   

49-72: среднее  значение уверенности;   

73-96: уверен в  себе;   

97-120: слишком  самоуверен. 

Приложение  №2 

Тест-опросник мотивации достижение Мехрабиана 

Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:  

Информация о работе Социальный статус как фактор проявления уверенности в себе