Социальный статус как фактор проявления уверенности в себе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время многие стороны жизни человека потеряли свою привычную однозначность и все больше требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе. Сегодня наиболее успешными и перспективными в жизни являются те люди, которые не боятся ситуаций соревнования, способны действовать самостоятельно, активно, напористо, целеустремленно. В то время как другие люди испытывают чувство неуверенности в общении, в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество), они пассивны в деятельности, чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми, более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружени

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава I Теоретическое исследование уверенности в себе и понятия “социальный статус личности”………………………………………………..5
Уверенность в себе…………………………………………………..5

Понятие уверенности в теориях личности…………………………8

Социальный статус личности………………………………………14

Глава II Экспериментальное исследование социального статуса как фактора проявления уверенности в себе……………………………………..16
2.1 Введение в методологическую основу изучения уверенности
в себе…………………………………………………………………16
2.2 Процедура исследования……………………………………………17
Выводы…………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………..25
Приложения 1-3………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Буньковой.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

     Уверенность в себе – составная и неотъемлемая часть психологического конструкта «уверенность». Уверенность в себе может рассматриваться как личностная (Серебрякова, 1955; Прангишвили, 1958; Бандура, 1977; Тейлор, Браун, 1998; Вайнер, 1990; Ромек, 1997; Высоцкий, 2002 и др.) и как личностно-регулятивная (Аргайл, 1990; Моросанова, 1998; Абульханова, 1999) черта. Психологическая структура уверенности в себе включает: ядро – веру в самоэффективность (Бaндура, 1977; Берг, Циммер, 1981; Миельке, 1984/86; Ромек, 1997), эмоциональную составляющую – смелость/застенчивость, поведенческую составляющую – инициативу в социальных контактах (Ромек, 1997).  Уверенность в себе – стабильная личностная характеристика, обусловленная такими качествами как мотивация достижений, волевой самоконтроль, низкая тревожность (Вайнер, 1990; Высоцкий, 2002). Взаимосвязь уверенности в себе с результатами деятельности является неоднозначной. Некоторыми авторами делается вывод о более высоких результатах у более уверенных в себе испытуемых (Корчагина, Орлов, 1980; Вайнер, 1990; Мильс и др., 1998; Орбах, 1998), другие не выявляют таких взаимосвязей, либо считают их не такими однозначными (Кэзи, 1998; Высоцкий 2002). Было выявлено, что уверенность в себе обусловлена ментальными репрезентациями, чувством контроля и саморегуляцией (Джилл, Сванн, Силвера, 1998; Бандур a , 1977; Аргайл, 1990; Моросанова 1998; Абульханова, 1999).       Дальнейший анализ литературы показал, что в том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить во многих психологических теориях, так или иначе касающихся психологии личности.  

     Джозеф Вольп применил термин "уверенность в себе" к открытости в межличностных отношениях. Он пришел к выводу, что уверенное выражение людьми своих чувств и мыслей в определенной социальной ситуации может способствовать преодолению страха. Который, однажды возникнув, прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Ландж и Якубовски также считают, что часто в основе сопротивления уверенным действиям лежит страх перед неудачей.      

     Таким образом, уверенность рассматривают  как комплексную характеристику, включающую в себя эмоциональные (страх  и тревожность), поведенческие (дефицит  навыков социального поведения) и когнитивные компоненты. Под уверенностью в себе  понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.     

     В современной психологии наиболее детально исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидностью, и неадаптивностью небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток навыков поведения Лазарус назвал" дефицитом поведения", а основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Он выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, и для уверенности в себе.

     Согласно  А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать:

- способностью  сказать "нет",

- способностью  открыто говорить о своих желаниях  и требованиях,

- способностью  открыто говорить о своих позитивных  и негативных чувствах,

- способностью  устанавливать контакты, начинать  и заканчивать разговор.

     К.Рудестам отмечает, что самое уверенное  поведение выражается в умении строить  отношения в желаемом направлении, например, в общении со значимыми другими и посторонними, в умении обратиться к ним с просьбой или ответить отрицательно на их просьбу. Кроме того, уверенность в себе ведет к росту самоуважения, а неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений.      

     Келли (1979г.) составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:

- право  быть одному,

- право  быть независимым,

- право  на успех,

- право  быть выслушанным и принятым всерьез,

- право  получать то, за что платишь,

- право  иметь права, например, действовать  в манере уверенного в себе  человека,

- право  отвечать отказом на просьбу,  не чувствуя себя виноватым  и эгоистичным,

- право  просить то, чего хочешь,

- право делать ошибки и быть ответственным за них,

- право  не быть напористым.

     Наконец, следует отметить, что уверенное  поведение ведет к повышению  самооценки. Люди, которые не действуют  с уверенностью в себе для защиты своих прав и удовлетворения собственных потребностей и желаний, оставаясь в то же время чувствительными к потребностям других, склонны к ощущению своей беспомощности и даже бесполезности. Уверенные ответы составляют один из типов действий, который помогает личности в достижении зрелого поведения и самоактуализации.  
 

     1.3 Социальный статус  личности

     Социальный  статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

     Существуют два основных значения термина “статус”:

     Социальный  статус может рассматриваться как важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.

     Понятие “статуса” может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества, основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.

     Обычно  у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно  определяет положение человека в  обществе; как правило, это профессия человека. А точнее, занимаемая им должность.

     В процессе взаимодействия с другими людьми каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

     В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества.

     Таким образом, социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Экспериментальное исследование социального статуса как фактора проявления уверенности в себе

2.1. Введение в методологическую  основу изучения  уверенности в  себе

     Данный  социально-психологический феномен  может изучаться самыми разными  способами, с помощью различных подходов. Например, может использоваться субъектно-психофизический подход, который предполагает включение уверенности в качестве несенсорного фактора, одной из тех «переменных субъекта», которые существенно влияют на сенсорное исполнение. Сущность восприятия заключается в непосредственном чувственном отображении объективной действительности, ее наглядной представленности субъекту (Ананьев, 1982; Леонтьев, 1977, 2000; Ломов, 1984; Рубинштейн, 1957; Теплов, 1985).        При анализе феномена уверенности используется наиболее распространенный в настоящее время на Западе подход – парадигма изучения реализма (калибровки) уверенности. В рамках этого подхода предложена удобная процедура и однородные меры сопоставления уверенности и правильности исполнения: оценки испытуемыми субъективной уверенности в правильности своих ответов, выраженные в долях единицы, сравниваются с реальной пропорцией их правильных ответов.       

     Дифференциально-психологический  подход выражается в изучении когнитивной  уверенности во взаимосвязи с такой личностной характеристикой как уверенность в себе, а также с индивидуальными когнитивными стилями. Для анализа соотношения стилевых характеристик с показателями уверенности и когнитивного исполнения использовалась методология М.А. Холодной (2000), учитывающая «расщепление» полюсов когнитивных стилей и выделение в результате подгрупп на каждом полюсе.   

     Естественно, что все эти подходы сложны. Также могут использоваться различные методы математической статистики, качественной и количественной обработки данных: корреляционный, кластерный, уровневый, факторный анализы для статистической обработки данных.  Для нашего исследования мы выбрали тест уверенности в себе Райдаса. Кроме того, мы решили исследовать уверенность в себе в совокупности с мотивацией достижения успеха и избегания неудач. Нам показалось интересным применить тест-опросник мотивации достижения Мехрабиана, чтобы исследовать мотивацию испытуемых для того, чтобы расширить наше исследование и сделать его более полным и информативным. Также мы подготовили анкету для того, чтобы узнать уровень дохода испытуемых и выяснить, считают ли они сами себя уверенными личностями. 

    1. Процедура исследования

     Выборка: 3 группы испытуемых. Распределение в одну из трёх групп зависело от социального статуса, который занимает испытуемый в обществе.

1 группа – низкий социальный статус (10 человек).

В эту группу вошли испытуемые, занимающие следующие должности : кредитный эксперт, официант (2 чел-ка), делопроизводитель, психолог, ревизор, библиотекарь, уборщик, курьер, продавец.

Заработная плата  этой группы испытуемых - 5-10 тысяч рублей в месяц.

2 группа – средний социальный статус (10 человек).

В данную группу вошли испытуемые, занимающие следующие должности: менеджер по продажам, инженер, офис-менеджер, экономист (2 чел-ка), помощник руководителя, репетитор, врач, бухгалтер, торговый представитель.

Заработная плата  этой группы испытуемых - 10-15 тысяч рублей в месяц.

3 группа – высокий социальный статус (10 человек).

В третью группу вошли испытуемые, занимающие следующие  должности: программист, менеджер, инженер-дедактолоскопист, художник, менеджер по рекламе, веб-дизайнер, системный администратор, адвокат, директор строительной организации, стоматолог.

Заработная плата  данной группы испытуемых - 25 и более  тысяч рублей в месяц.

      Материалы и оборудование: бланки тестовых методик Райдаса и Мехрабиана, анкета, ручка.

      Обработка и анализ результатов:

      После того, как исследование было проведено, мы подсчитали результаты и свели их в общую таблицу. 
 
 
 
 
 
 

Таблица №1 “Сводная таблица результатов исследования”

Методики Социальный  статус
Высокий Средний Низкий
 
Тест  Райдаса
Уверен Неуверен Уверен Неуверен Уверен Неуверен
 
 
9
 
 
1
 
2 
 
 
8
 
3 
 
 
7
 
Мотивация
Достижение Избегание Достижение Избегание Достижение Избегание
 
 
7 
 
 
3
 
2
 
 
8
 
2
 
 
8

Информация о работе Социальный статус как фактор проявления уверенности в себе