Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
В настоящее время многие стороны жизни человека потеряли свою привычную однозначность и все больше требуют активности, смелости, личной инициативы и уверенности в себе. Сегодня наиболее успешными и перспективными в жизни являются те люди, которые не боятся ситуаций соревнования, способны действовать самостоятельно, активно, напористо, целеустремленно. В то время как другие люди испытывают чувство неуверенности в общении, в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество), они пассивны в деятельности, чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми, более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружени
Введение………………………………………………………………….3
Глава I Теоретическое исследование уверенности в себе и понятия “социальный статус личности”………………………………………………..5
Уверенность в себе…………………………………………………..5
Понятие уверенности в теориях личности…………………………8
Социальный статус личности………………………………………14
Глава II Экспериментальное исследование социального статуса как фактора проявления уверенности в себе……………………………………..16
2.1 Введение в методологическую основу изучения уверенности
в себе…………………………………………………………………16
2.2 Процедура исследования……………………………………………17
Выводы…………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………..25
Приложения 1-3………………………………………………
Уверенность в себе – составная и неотъемлемая часть психологического конструкта «уверенность». Уверенность в себе может рассматриваться как личностная (Серебрякова, 1955; Прангишвили, 1958; Бандура, 1977; Тейлор, Браун, 1998; Вайнер, 1990; Ромек, 1997; Высоцкий, 2002 и др.) и как личностно-регулятивная (Аргайл, 1990; Моросанова, 1998; Абульханова, 1999) черта. Психологическая структура уверенности в себе включает: ядро – веру в самоэффективность (Бaндура, 1977; Берг, Циммер, 1981; Миельке, 1984/86; Ромек, 1997), эмоциональную составляющую – смелость/застенчивость, поведенческую составляющую – инициативу в социальных контактах (Ромек, 1997). Уверенность в себе – стабильная личностная характеристика, обусловленная такими качествами как мотивация достижений, волевой самоконтроль, низкая тревожность (Вайнер, 1990; Высоцкий, 2002). Взаимосвязь уверенности в себе с результатами деятельности является неоднозначной. Некоторыми авторами делается вывод о более высоких результатах у более уверенных в себе испытуемых (Корчагина, Орлов, 1980; Вайнер, 1990; Мильс и др., 1998; Орбах, 1998), другие не выявляют таких взаимосвязей, либо считают их не такими однозначными (Кэзи, 1998; Высоцкий 2002). Было выявлено, что уверенность в себе обусловлена ментальными репрезентациями, чувством контроля и саморегуляцией (Джилл, Сванн, Силвера, 1998; Бандур a , 1977; Аргайл, 1990; Моросанова 1998; Абульханова, 1999). Дальнейший анализ литературы показал, что в том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить во многих психологических теориях, так или иначе касающихся психологии личности.
Джозеф Вольп применил термин "уверенность в себе" к открытости в межличностных отношениях. Он пришел к выводу, что уверенное выражение людьми своих чувств и мыслей в определенной социальной ситуации может способствовать преодолению страха. Который, однажды возникнув, прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Ландж и Якубовски также считают, что часто в основе сопротивления уверенным действиям лежит страх перед неудачей.
Таким
образом, уверенность рассматривают
как комплексную
В современной психологии наиболее детально исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидностью, и неадаптивностью небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток навыков поведения Лазарус назвал" дефицитом поведения", а основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Он выделил четыре группы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, и для уверенности в себе.
Согласно А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать:
- способностью сказать "нет",
- способностью
открыто говорить о своих
- способностью
открыто говорить о своих
- способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.
К.Рудестам отмечает, что самое уверенное поведение выражается в умении строить отношения в желаемом направлении, например, в общении со значимыми другими и посторонними, в умении обратиться к ним с просьбой или ответить отрицательно на их просьбу. Кроме того, уверенность в себе ведет к росту самоуважения, а неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений.
Келли (1979г.) составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:
- право быть одному,
- право быть независимым,
- право на успех,
- право быть выслушанным и принятым всерьез,
- право получать то, за что платишь,
- право иметь права, например, действовать в манере уверенного в себе человека,
- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным,
- право просить то, чего хочешь,
- право делать ошибки и быть ответственным за них,
- право не быть напористым.
Наконец,
следует отметить, что уверенное
поведение ведет к повышению
самооценки. Люди, которые не действуют
с уверенностью в себе для защиты
своих прав и удовлетворения собственных
потребностей и желаний, оставаясь в то
же время чувствительными к потребностям
других, склонны к ощущению своей беспомощности
и даже бесполезности. Уверенные ответы
составляют один из типов действий, который
помогает личности в достижении зрелого
поведения и самоактуализации.
1.3 Социальный статус личности
Социальный статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
Существуют два основных значения термина “статус”:
Социальный статус может рассматриваться как важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.
Понятие “статуса” может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества, основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.
Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека. А точнее, занимаемая им должность.
В процессе взаимодействия с другими людьми каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Таким
образом, социальный статус личности,
прежде всего, оказывает влияние на ее
поведение. Зная социальный статус человека,
можно легко определить большинство качеств,
которым он обладает, а также предсказать
действия, которые он будет осуществлять.
Глава II Экспериментальное исследование социального статуса как фактора проявления уверенности в себе
2.1. Введение в методологическую основу изучения уверенности в себе
Данный
социально-психологический
Дифференциально-
Естественно,
что все эти подходы сложны.
Также могут использоваться различные
методы математической статистики, качественной
и количественной обработки данных: корреляционный,
кластерный, уровневый, факторный анализы
для статистической обработки данных. Для
нашего исследования мы выбрали тест уверенности
в себе Райдаса. Кроме того, мы решили исследовать
уверенность в себе в совокупности с мотивацией
достижения успеха и избегания неудач.
Нам показалось интересным применить
тест-опросник мотивации достижения Мехрабиана,
чтобы исследовать мотивацию испытуемых
для того, чтобы расширить наше исследование
и сделать его более полным и информативным.
Также мы подготовили анкету для того,
чтобы узнать уровень дохода испытуемых
и выяснить, считают ли они сами себя уверенными
личностями.
Выборка: 3 группы испытуемых. Распределение в одну из трёх групп зависело от социального статуса, который занимает испытуемый в обществе.
1 группа – низкий социальный статус (10 человек).
В эту группу вошли испытуемые, занимающие следующие должности : кредитный эксперт, официант (2 чел-ка), делопроизводитель, психолог, ревизор, библиотекарь, уборщик, курьер, продавец.
Заработная плата этой группы испытуемых - 5-10 тысяч рублей в месяц.
2 группа – средний социальный статус (10 человек).
В данную группу вошли испытуемые, занимающие следующие должности: менеджер по продажам, инженер, офис-менеджер, экономист (2 чел-ка), помощник руководителя, репетитор, врач, бухгалтер, торговый представитель.
Заработная плата этой группы испытуемых - 10-15 тысяч рублей в месяц.
3 группа – высокий социальный статус (10 человек).
В третью группу вошли испытуемые, занимающие следующие должности: программист, менеджер, инженер-дедактолоскопист, художник, менеджер по рекламе, веб-дизайнер, системный администратор, адвокат, директор строительной организации, стоматолог.
Заработная плата данной группы испытуемых - 25 и более тысяч рублей в месяц.
Материалы и оборудование: бланки тестовых методик Райдаса и Мехрабиана, анкета, ручка.
Обработка и анализ результатов:
После
того, как исследование было проведено,
мы подсчитали результаты и свели их в
общую таблицу.
Таблица №1 “Сводная таблица результатов исследования”
Методики | Социальный статус | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Тест Райдаса |
Уверен | Неуверен | Уверен | Неуверен | Уверен | Неуверен |
9 |
1 |
2 |
8 |
3 |
7 | |
Мотивация |
Достижение | Избегание | Достижение | Избегание | Достижение | Избегание |
7 |
3 |
2 |
8 |
2 |
8 |
Информация о работе Социальный статус как фактор проявления уверенности в себе