Социальные классы и слои

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Проблема половых различий - одна из самых сложных и дискуссионных в современной психологии. Практически каждая из серьезных психологических школ затрагивала эту проблему, давая ей свою интерпретацию.

Содержание

1. Введение стр. 2
2. Роль биологических и культурных факторов в различиях между мужчинами и женщинами стр. 8
3. Личностные особенности мужчин и женщин стр.12
4. Половые особенности мотивационной сферы мужчин и женщин стр. 20
5. Межполовые различия в способностях стр. 25
6. Заключение стр. 35
7. Список литературы стр.37

Работа содержит 1 файл

курсовик половое различие.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     Ученые  полагают, что это откладывает  отпечаток на функциональные особенности  головного мозга. Они считают, что  у женщин лучше проходит централизованная обработка информации, в то время  как у мужчин, благодаря большой массе аксонов, лучше налажена связь между удаленными участками мозга.

     Среди учеников начальной школы различия в уровне математических способностей мальчиков и девочек незначительны, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают в пользу юношей. В то же время девочки, которые в младшем школьном возрасте мечтали об успехах в школе, о будущих достижениях, проявляли хорошие математические способности, в подростковом возрасте начинают мечтать о близкой дружбе, популярности, симпатиях окружающих.

     Казалось  бы, эти особенности развития способностей мальчиков и девочек легко  объясняются воздействием половых  гормонов на мозг подростка. Однако ряд исследований показал, что девочки, у которых уровень мужского гормона тестостерона в крови выше, лучше выполняют тесты на зрительно-пространственное восприятие, чем их обычные сверстницы. Интересно, что у мужчин зависимость обратная - чем выше уровень тестостерона, тем хуже выполняются задания на зрительно-пространственную ориентацию. В то же время, чем ниже у мужчины уровень андрогенов в крови, тем лучше математические способности. Это значит, что чем выше уровень мужского гормона тестостерона, влияющего на развитие первичных и вторичных половых признаков и "мужское" поведение, тем хуже выполняются тесты на выявление способностей, традиционно считающихся мужскими.

     Понятно, что только гормонального и генетического  критериев недостаточно, чтобы ответить на вопрос об истоках половых различий в развитии интеллектуальных способностей.

     В настоящее время активнее всего  разрабатывается направление, связывающее  половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий.

Био-социальный подход связывает универсальность  патриархата, главенство мужчины в  социальной жизни, значительно большую  степень мозговой асимметрии у мужчин и относительную диффузность  мозга женщин, высокий уровень  невербального мастерства и зрительно-пространственной ориентации у мужчин и развитые вербальные способности у женщин с эволюционным процессом, а именно с гармонизирующей эволюцией.

     Так, генетик и философ Н.П.Дубинин  высказал гипотезу, что в ходе гармонизирующей  эволюции селективные преимущества получили мужчины занимавшиеся охотой, проектированием и строительством защитных сооружений, а также воины, лидеры, руководители переселений, организаторы защиты, все те, кто обладал лучшими зрительно - пространственными способностями. Одновременно происходил естественный отбор женщин. В соответствии с принятой ими половой ролью матери, хранительницы очага и традиций, в воспитательницы отбирались индивиды, обладающие развитой социальной чувствительностью, различными приемами вербального и невербального общения.

     Возникает вопрос: эволюционно оправданное  различие половых ролей в социальной деятельности обусловило половые различия в развитии мозга или, наоборот, церебральные и психические половые различия детерминировали и различные  роли?

     Нейробиологами  установлено, что половая дифференциация мозга не исключает его бипотенциальности. В мозге одновременно существуют две альтернативные системы: одна из них актуальная и определяет психический статус человека, а другая находится в пассивном, задавленном состоянии.

     При гормональном воздействии на определенные участки мозга можно вызывать как маскулинное, так и фемининное поведение. Следовательно, мозг содержит потенциальные возможности программирования поведения как по мужскому, так  и по женскому типу.

     В зависимости от того, в каком мотивационном стиле воспитывается ребенок, биологически предопределенные черты могут изменяться, в результате закрепляющихся в мозге новых форм поведения. Вес мозга младенца при рождении составляет лишь 40 процентов от веса мозга взрослого человека. Так как рост мозга обеспечивается за счет разрастания новой коры (высших отделов мозга), весьма восприимчивой к воздействию факторов среды и воспитания, то образцы поведения, закладывающиеся в детском и подростковом возрасте, влияют на формирование личности и способностей человека на протяжении всей жизни.

     Интересно, что в пожилом возрасте, по мере того, как мужчины и женщины  избавляются от своих ранневозрастных  ролей, начинают проявляться способности, к которым ребенок был склонен  с детства, но не мог реализовать из-за жесткого противопоставления "мужских" и "женских" ценностей. Нетрудно предположить, что в семье, где нет этого противопоставления, ребенок начнет развиваться в соответствии со своими склонностями, а не ожиданиями окружающих.

     По  мере демократизации общества психические  и интеллектуальные различия между  мужчинами и женщинами становятся все менее заметными. Женская  эмансипация и все больше набирающее силу женское движение приводят к  тому, что женщины начинают заниматься "мужскими" делами, а мужчины "женскими".

     Хорошо  это или плохо? С одной стороны, если мужчины и женщины не созданы  от природы для определенных ролей, а истоки половых различий в познавательных способностях лежат лишь в социальной деятельности людей, выполняющих различные половые роли, предопределенные требованиями общества, то смена половых ролей может привести к определенным социальным последствиям.

     Пожилые женщины имеют лучшее функционирование мозга, чем пожилые мужчины, несмотря на их более низкий уровень образования по сравнению с ними, утверждают голландские исследователи в Журнале Неврологии, Нейрохирургии и Психиатрии, сообщает эти результаты бросают вызов общим представлениям, которые связывает низкий уровень образования с более низкими умственными способностями, и предлагают найти альтернативное объяснение биологическим различиям умственной деятельности между мужчинами и женщинами.

     Соотношение женщин с низким образованием было значительно выше, мужского, но при  этом женщины имели лучшую скорость мышления и память, чем мужчины. Хорошая скорость мышления была выявлена у 33% женщин и 28% мужчин. 41% женщин и 29% мужчин имели хорошую память.

     Из  всего этого авторы сделали выводы, что только уровень образования  не может объяснять различия в  умственных способностях у мужчин и женщин. Они говорят, что биологические различия, например, относительное отсутствие сердечно-сосудистых заболеваний у пожилых женщин по сравнению с мужчинами того же возраста, могли бы объяснять эти половые различия в умственных способностях хроническими заболеваниями.

     Точно не установренно, какие именно причины  влияют на межполовые различия в способностях: гормональная, социальная или разное строение мозга. Скорей всего совокупность всех этих причин повлияла на различное  развитие способностей у мужчин и женщин.  

Заключение 

     Как культурные, так и биологические  факторы вносят свой вклад в развитие половых различий в личностных чертах. Влияние биологических факторов может быть сравнительно прямым, как, например, при воздействии мужских половых гормонов на агрессивность поведения. Оно может также быть косвенным, как в социальных и образовательных эффектах акселерации развития девочек. Вклад культуры отражается в широких вариациях половых ролей, обнаруженных в разных культурах в разные периоды нашей собственной истории. В недавнем исследовании внимание было обращено на половые роли в нашей культуре - их приобретение в детстве, воздействие на поведенческое развитие и связь с личностной адаптацией.

     Широкое распространение в научной среде  имела биологическая теория полового диморфизма В.А. Геодакяна (1989). Суть указанной концепции в общих чертах сводится к тому, что процесс воспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность (консервативный фактор, поддерживающий неизменность всех родительских признаков у потомства) и изменчивость (благодаря которой возникают новые признаки). Женское начало обеспечивает воспроизводство потомства, передачу характеристик и свойств от поколения к поколению, а мужской пол как передовой отряд популяции берет на себя функцию столкновения с новыми условиями существования. Женские особи олицетворяют собой постоянную «память», а мужские – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от окружающей среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые больше связаны с условиями внешнего мира. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных и случайных генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками.

     Концепция В.А. Геодакяна описывает дихотомию мужского и женского, опирающуюся на «интересы» популяции. Как считает автор, его концепция в комплексном изучении человека может сыграть интегрирующую роль. Суть его теории, как он сам считает, заключается не в противопоставлении мужского и женского начал как «лучшего» и «худшего», а в их отношениях и взаимной дополнительности, что позволяет приблизиться к пониманию половых различий .

     Таким образом, индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

     Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало. Из этих представлений исходил и  К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая женское начало - смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. Так, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, также как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоничное развитие индивида.

     Л.С. Выготский писал: «Индивид в поведении  обнаруживает в застывшем виде различные  законченные уже фазы развития. Генетическая многоплановость личности, содержащей в себе пласты различной древности, сообщает ей необычайно сложное строение». Л.С. Выготский Становление психологического пола личности в онтогенезе также несет на себе отпечаток разных эпох развития человеческого общества. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Абрамянбекова В. В. Психология развивающейся личности. М.: Просвещение. 1987г. 
  2. Анциферова Л. И. Психическое формирование и развитие личности. М.: Наука. 1981г. 
  3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Просвещение. 1973.
  4. Воронин Н. П. Способности и деятельность. Ярославль: Сфера. 1989г.
  5. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002г.
  6. Гиппенрейдер Ю. Б. Психология памяти. М.: Контур. 2000г.
  7. Голубева Э. А. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Знание 1989г.
  8. Гришин А. Н. Карьера: ступени успеха. М.: Гермес 
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 2001г.
  10. Генетические проблемы социальной психологии.  Под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. Минск, 1985г.
  11. Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
  12. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., 1995г.
  13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  14. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997г.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер: 1998г.

Информация о работе Социальные классы и слои