Социальные классы и слои

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Проблема половых различий - одна из самых сложных и дискуссионных в современной психологии. Практически каждая из серьезных психологических школ затрагивала эту проблему, давая ей свою интерпретацию.

Содержание

1. Введение стр. 2
2. Роль биологических и культурных факторов в различиях между мужчинами и женщинами стр. 8
3. Личностные особенности мужчин и женщин стр.12
4. Половые особенности мотивационной сферы мужчин и женщин стр. 20
5. Межполовые различия в способностях стр. 25
6. Заключение стр. 35
7. Список литературы стр.37

Работа содержит 1 файл

курсовик половое различие.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     По  данным О. С. Баранник, уже с дошкольного  возраста наблюдаются половые различия в агрессивности. У мальчиков  больше выражены враждебность и конфликтность. У девочек же этого возраста больше выражены тревожность и незащищенность.

     П. А. Ковалев, подробно изучивший этот вопрос, выявил, что склонность к  агрессии (агрессивность, конфликтность) во всех возрастных группах школьников и студентов (кроме 7-го класса) выше у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Наблюдается два пика повышения агрессивности: у мальчиков в 12 лет и 14-15 лет, у девочек - в 11 лет и 13 лет.

     Тот факт, что агрессивность у мужчин выше, чем у женщин, установлен во многих исследованиях, хотя некоторые авторы это, казалось бы, очевидное, положение оспаривают. Так, Т. Тигер (на основе обстоятельного анализа данных заключает, что до 6 лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, и что появляющиеся в дальнейшем различия обусловлены полоролевым воспитанием. А. Фроди и Дж. Маколэй тоже считают мнение о большей агрессивности мужчин неверным. Они пишут, что женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление агрессивности там, где мужчины ее проявляют. На самом деле женщины не менее склонны к агрессии, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности. А. И. Винокуров тоже отмечает большую агрессивность и напористость женщин.

     Очевидно, что решение вопроса о том, кто более агрессивен - мужчины или женщины - во многом определяется видом агрессивности, тем, на кого она направлена. Например, Е. В. Козыревой показано, что в среднем склонность к аутоагрессии (направленной на себя) несколько больше выражена у женщин, чем у мужчин, а склонность к гетероагрессии (направленной на других) несколько больше у мужчин, чем у женщин. По данным М. К. Омаровой, у девушек установка на самообвинение выражена больше, чем у юношей, что подтверждает результаты исследования Е. В. Козыревой.

Стремление  к лидерству, доминантности, независимости 

     Некоторые психологи пишут, что девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более конформны, легче подвергаются фрустрациям. Э. Игли с соавторами высказывают мнение, что мужчины являются инструментальными лидерами, а женщины - социальными.

     Доминантность у женщин сопровождается независимостью от социальных условий, гетероагрессивностью, у мужчин же - зависимостью от мнения группы. Самостоятельность в принятии решений женщины рассматривают как позитивное качество, связанное со свободой самопроявления в общении, мужчины же рассматривают ее не столь позитивно. Для них такая самостоятельность означает оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, сверхконтроль.

     Мужчины значимо отличаются от женщин авторитарностью, склонностью к риску, догматизмом и автономностью; женщины же имеют более высокие показатели по импульсивности, отчужденности.

     По  данным Р. Бернрейтера, мужчины более  самоуверенны и независимы, чем женщины, что может проистекать как  от более низкой их невротичности, так  и от завышенных самооценок. Сходные  данные получены много лет спустя А. И. Винокуровым: мужчины более добродушны, социально свободны в поведении, самостоятельны, находчивы, предпочитают принимать собственные решения. Ю. Е. Кочнева и О. А. Шабалина тоже установили, что мужчины проявляют большую склонность к автономии.

Локус контроля

     Локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) — теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Это вера человека в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, локус контроля становится устойчивым личностным качеством.

     Наличие у мужчин большей доминантности, независимости объясняет тот  факт, что, внутренний локус контроля (интернальности), т. е. осознание себя как субъекта, способного влиять на внешние события, имеет для мужчины большую значимость, чем для женщины.

     Показано, что с возрастом у мальчиков  возрастает интернальность, а у девочек - экстернальность. По данным С. И. Кудинова, интерналы разного пола по-разному  проявляют свою высокую информационную потребность.

     Женщинам  нужна вся информация, и не важно, актуальна ли она для них именно сейчас; они собирают сведения о мире, чтобы стать более компетентными в общении. Конечной целью их усилий обычно является признание их значимости в рамках референтной группы (социальная группа, с которой человек себя идентифицирует). Для мужчин важнее результат сам по себе - как веха его личных достижений, имеющих ценность вне зависимости от мнения окружающих.  

Половые особенности мотивационной  сферы мужчин и  женщин 

     Под внешнеорганизованной мотивацией понимается такой процесс формирования человеком мотива, который происходит под значительным влиянием извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы). Внутреннеорганизованная мотивация - это процесс формирования мотива, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения. 

      Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола. Правда, как следует из данных А. И. Захарова, это наблюдается не во всех возрастных группах 

     Женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины. По данным Э. С. Чугуновой, у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.

     Таким образом, мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола - более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.

Потребности

     А. В. Ермолин выявил, что при объяснении поступка «потребности» чаще называются лицами мужского пола, а «долженствование» - лицами женского пола. Это согласуется с данными ряда авторов о том, что школьницы больше предрасположены к усвоению общественных норм и требований.

     В исследовании Ю. Е. Кочневой и О. А. Шибалиной выявлено, что мужчины демонстрируют большую потребность в познании, чем женщины.

     Распространено  мнение, что мужчины в большей  степени, чем женщины, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у женщин мотив  достижения ниже, чем у мужчин, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда женщин, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности  (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы женщин, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры мужчины, занятые аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Макклеланда с сотрудниками: половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели.

     Парадоксальность  и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, тоже склонны объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у женщин - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами.

     Так, по данным казанских психологов потребность  в достижениях у женщин несколько  выше, чем у мужчин (соответственно 13,3 и 12,8 балла). Результаты исследования Е.П. Ильина тоже показали, что у девушек чаще, чем у юношей, встречается высокий уровень мотива (потребности) достижения (32,2 % против 20,0 % у юношей). То же можно сказать и в отношении среднего уровня мотива достижения: у девушек он найден в 60,7 % случаев, а у юношей - в 48 % случаев. Еще более резкие различия выявляются при сравнении юношей и девушек с низким уровнем мотива достижения: у девушек он найден только в 7,1 % случаев, а у юношей - в 32,0 % случаев. В среднем для группы девушек мотив достижения равен 15,9 балла, а для группы юношей - 8,8 балла.

Половые различия в мотиваторах 

      Под мотиваторами подразумеваются факторы, влияющие на принятие человеком решения  о том, чем и каким способом должна быть удовлетворена потребность. Как показано А. В. Ермолиным, мужчины чаще называют в качестве мотиватора оценку своих возможностей, своего состояния, а женщины в той же ситуации ориентируются на то, как они воспринимаются со стороны (идет им или нет та или иная часть гардероба и т. п.).

Различия  в ценностях

     При мотивации своего поведения человек  часто руководствуется теми ценностями, которые у него сформированы в  процессе его жизни и воспитания. В ряде работ выявлены различия в  значимости тех или иных ценностей у субъектов мужского и женского пола. Однако полученные данные весьма разноречивы и с трудом укладываются в какую-то схему. Это зависит как от различного набора предъявлявшихся ценностей, так и от возрастных и социальных особенностей опрашиваемых, а также от социальной обстановки в обществе.

     Исследователи выявили, что женщины на первое место ставят эстетические, социальные и религиозные, т. е. духовные ценности. Для мужчин наиболее важными являются теоретические, экономические и политические ценности, что можно связать с их интересом к абстрактным знаниям, потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти.  

Различия  в интересах и  предпочтениях

     Дж. Бердвик, изучив интересы и предпочтения дошкольников разного пола, отмечает, что у девочек проявляется больший интерес к установлению межличностных отношений, у мальчиков - деловая ориентировка, интерес к решению конструктивных задач.

     Как отмечают А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов, в центре внимания девочки, начиная  с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порой весьма далекие от того, что может входить в круг их прямых обязанностей. Это, полагают авторы, объясняет, во-первых, почему у девочек имеются лучшие знания о себе, почему они уделяют большее внимание своей внешности, особенностям внешности и поведению окружающих, проявляют больший интерес к внутреннему миру (не случайно девочки в 3-4 раза чаще ведут дневники), обнаруживают большую чуткость и, во-вторых, почему у представителей мужского пола более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется.

     В период отрочества, как показано психологами, наблюдаются две фазы развития интересов: фаза появления новых влечений и фаза созревания интересов. Во многих исследованиях показано, что в протекании этих фаз имеются существенные половые различия. Первая фаза у мальчиков наступает позднее, но протекает более бурно и длительно, и характерный для нее негативизм выражен сильнее, чем у девочек.

     В целом, круг интересов мальчиков по мнению зарубежных исследователей, шире, чем девочек. К аналогичному выводу пришли и российские психологи, изучавшие общую осведомленность (эрудицию) у студентов: у 17-18-летних юношей и девушек она практически одинаковая, но затем у юношей она возрастает, а у девушек снижается.

Особенности направленности личности у мужчин и женщин 

     Обследование  студентов казанскими психологами  показало, что личностная направленность больше выражена у лиц мужского пола, а на взаимодействие - у лиц женского пола, деловая же направленность выражена у тех и других одинаково. О направленности лиц мужского и женского пола можно судить и по тематике рисунков, выполненных теми и другими на свободную тему. Оказалось, что у студенток было больше рисунков по темам «Природа», «Быт», а у студентов - по темам «Спорт», «Техника».

     Е. П. Кораблина пишет, что смыслом  существования женщины является самоотречение, растворение себя, посвящение себя кому-то через принятие объекта своей любви в свой душевный мир. Для мужчины же любовь в этом понимании является лишь частью жизни, поскольку другая часть посвящена им построению внешнего (по отношению к своей субъективности) мира и поиску в нем смысла своего существования.

Гуманистическая направленность личности

     Принято считать, что лиц женского пола с  гуманистической направленностью  значительно больше, чем лиц мужского пола, в то же время с эгоистической  направленностью личности больше лиц  мужского пола, чем женского. Д. И. Фельдштейн связывает эти различия с социальными ролями, выработанными обществом для лиц мужского и женского пола.

     Однако, как пишет К. Муздыбаев, предположение  о большей эгоистичности мужчин не подтверждается. В разном возрасте соотношения между лицами мужского и женского пола по эгоизму разные: до 19 лет юноши более склонны к эгоизму, чем девушки, от 20 до 40 лет различий нет, а после 40 лет более эгоистичными становятся женщины.

Информация о работе Социальные классы и слои