Социальные классы и слои

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Проблема половых различий - одна из самых сложных и дискуссионных в современной психологии. Практически каждая из серьезных психологических школ затрагивала эту проблему, давая ей свою интерпретацию.

Содержание

1. Введение стр. 2
2. Роль биологических и культурных факторов в различиях между мужчинами и женщинами стр. 8
3. Личностные особенности мужчин и женщин стр.12
4. Половые особенности мотивационной сферы мужчин и женщин стр. 20
5. Межполовые различия в способностях стр. 25
6. Заключение стр. 35
7. Список литературы стр.37

Работа содержит 1 файл

курсовик половое различие.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1.  Введение          стр. 2

2.  Роль биологических  и культурных факторов в различиях  между мужчинами и женщинами        стр. 8

3.  Личностные  особенности мужчин и женщин    стр.12

4.  Половые  особенности мотивационной сферы  мужчин и женщин    стр. 20

5.  Межполовые  различия в способностях             стр. 25

6.  Заключение                  стр. 35

7. Список литературы         стр.37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  половых различий - одна из самых  сложных и дискуссионных в  современной психологии. Практически каждая из серьезных психологических школ затрагивала эту проблему, давая ей свою интерпретацию.

     В настоящее время кардинального  изменения экономических, политических и социальных условий вопросы  половой дифференциации становятся особенно актуальными, поскольку они всегда были тесно связаны с общественно-экономической жизнью, и резкие изменения в обществе приводили к изменению взглядов на проблему пола и отношения полов.

     Такой пересмотр взглядов происходил у  нас в стране в до- и послереволюционное время, 30-40-е годы XX столетия, подобная «ревизия» отмечается и сейчас, привлекая внимание не только исследователей и практиков, изучающих человека как уникальное, неповторимое, целостное явление, но и широкий круг людей.

     Актуальность  исследования психических, поведенческих и деятельностных особенностей мужчин и женщин связана не только с теоретическими, но и прикладными аспектами психологии и определяется, по крайней мере, следующим рядом причин.

     Во-первых, необходимостью систематизации и теоретическим осмыслением результатов отечественных и зарубежных исследований в области половых различий, с выяснением и обоснованием детерминации половых различий.

       Во-вторых, обилием фактического (в  основном зарубежного) материала,  имеющегося к настоящему времени, заставляющего считать фактор пола одним из составляющих любого психологического исследования, без учета которого эти исследования не имеют серьезной научной ценности. В связи с этим представляется, что составляющая пола, существовавшая и осознаваемая ранее в виде «горизонтального» (и в этом смысле - второстепенного) параметра традиционных социально-психологических измерений, одновременно с возрастной составляющей - начинает претендовать на статус измерения "вертикального"

  В-третьих, актуальность связана с развитием гендерного (gender- социальный пол) направления гуманитарных наук, объектом исследования которых так или иначе является человек. Несмотря на то, что проблемы пола в различных областях знания получили определенное изучение, все же психологическая проблематика остается отрывочной и малозаметной в потоке этих данных, что повышает актуальность выделения социально-психологической тематики пола в самостоятельное направление.

     В-четвертых, возвращение из "бесполого" общества (товарищей, граждан и т.д.) к обществу, разделенному не только на классы и сословия, богатых и бедных, начальников и подчиненных, а на мужчин и женщин, широкий выход последних на политическую, социальную и особенно экономическую арены общества, все большее их участие в различных сферах деятельности породило и порождает потребность в широких знаниях психологии половых различий.

  В-пятых, нельзя не сказать о чисто практической значимости и интересе в различных сферах профессиональной деятельности к половым аспектам в психике и поведении человека. Отметим, что именно половые различия в различных условиях и видах деятельности достаточно часто детерминируют ее эффективность, что не учитывать просто недопустимо.

     Проблемы  половых различий в разных теоретических  и практических аспектах интенсивно исследуются зарубежными психологами. Однако приводимые ими теории объяснения половых различий в большинстве базируются на дихотомическом подходе, то есть за основу берутся либо биологические, либо социальные (особенно интенсивно развиваемые в настоящее время) концепции.

     В отечественной психологии проблематика пола, вытесненная в область природных  предпосылок, воспринимаясь чаще всего  как второстепенная и незначимая характеристика личности, глубоко и  полно не исследовалась, за исключением  лишь половых ролей и полоролевой социализации. Сами различия интерпретировались как проявление гетерохронности возрастного развития мальчиков и девочек и как проявление биологических законов в случаях взрослой выборки. Некоторые психологи вообще считали и считают излишним включать понятие пола в свои работы и теории. Пожалуй, единственным отечественным исследователем, занимающимся концептуальным построением теории половых различий, является доктор биологических наук, профессор В. А. Геодакян. Из психологов, которые посвятили этой проблеме значительное внимание и пытались создать определенную теорию, можно отметить лишь Б.Г. Ананьева. Однако, различными "узкими" аспектами половых различий занимаются многие отечественные психологи , основываясь либо на биологических, либо на социальных концепциях. Но, учитывая, что половые различия пронизывают практически все свойства и функциональные уровни личности, затрагивают большинство сфер человеческой деятельности, наиболее перспективным в их исследовании является комплексный и междисциплинарный подход, без отстаивания приоритета одной какой-то концепции или теории.

     Влияние полового фактора на развитие человека довольно велико, и изучение взаимодействия данного свойства с другими личностными  составляющими позволяет лучше  понять соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека. В связи с этим, чрезвычайно необходимы и полезны исследования половых различий не одного какого-то психического свойства или возрастного периода (в отечественной психологии, это чаще период детства и юности (Т.А. Араканцева Т.Л., Бессонова Г.В. и др.), а всего жизненного пути личности, разных психических процессов, состояний, свойств, качеств и функциональных уровней, так как это придаст нередко "бесполой" отечественной психологии многогранность и многоаспектность в рассмотрении психических явлений и позволит описать гетерохронность взаимосвязей онтогенеза индивидуальных особенностей личности через призму одной из важных ее составляющих - призму пола. Анализ зарубежной психологической литературы также выявил отсутствие исследований половых различий всего онтогенеза человека.

     Разделение  людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике  и поведении. Многие люди считают, что  эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право и др). Вместе с тем в пределах каждого пола можно наблюдать достаточно большие индивидуальные различия и проистекающее обширное совпадение между распределениями. Кроме того, основную массу имеющихся данных по половым различиям необходимо рассматривать в исключительно описательном смысле. Достаточно хорошо известно о расхождениях в поведении мужчин и женщин в определенной культуре в определенный период времени. Однако существует все еще относительно мало знаний, касающихся происхождения этих различий.  

     Сам факт телесного различия мужчин и  женщин еще не говорит о том, что  именно отсюда происходят и все наблюдаемые  различия между ними. Помимо конституционной  стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что – женщине. Кроме того, существует точка зрения, что наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами. Например, пишет Г. Ф. Келли ( со времен античности до конца 17 века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституционные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли.

     Если  бы такое видение биологических  различий сохранилось до сегодняшнего дня, замечает Г. Ф. Келли, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм модификацией женского. Однако в эпоху Возрождения и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами и социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их социальном статусе.  

      В своей известной книге Отто Вейнингера «Пол и характер», автору открылось «главное - бисексуальность каждого человеческого существа, наличность в нём в разных пропорциях и мужских, и женских черт характера», что «поставило Вейнингера в ряд виднейших исследователей человеческой природы»». Непрямая зависимость мужских или женских черт характера от биологического пола уже выводила исследователей на размышления о «природе» маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности).  

Сегодня обоснованность жесткого разделения людей  только на два противоположных, не совпадающих  по своим природным характеристикам  пола ставится биологами под сомнение. Они выделяют несколько уровней  сексуальной организации человека:

  • генетический пол (определённый набор генов);
  • гонадный пол (наличие и функционирование желез внутренней секреции);
  • морфологический пол (наличие наружных и внутренних половых органов);
  • церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).

     Сочетание различных характеристик каждого уровня определяет многообразие конституциональных особенностей каждого человека, тогда как привычное деление людей на два пола фактически опирается только на морфологический критерий: наличие того или иного детородного органа. Индивиды, рожденные с неопределенными внешними половыми признаками, многими воспринимаются как биологическая аномалия или даже болезнь.

     Общество  старается по мере возможности  привести их характеристики на всех уровнях в соответствие с нормативным представлением о должном морфологическом поле. При этом с морфологическом  полом в массовом сознании связываются и многообразные поведенческие характеристики, которые приписываются людям с теми или иными гениталиями: если у индивида одни гениталии, то ему приписывается одно поведение, если другие – то, соответственно, другое поведение. То обстоятельство, что морфологический пол человека может по-разному сочетаться с динамическими характеристиками биологических процессов, протекающих на других уровнях, тоже трактуется как отклонение. Таким образом, в сознании большинства людей присутствует редко осознаваемая познавательная установка на то, что именно гениталии являются основным критерием и начальной точкой отсчета при оценке всех составляющих биологического пола. Между тем сегодня скорее более уместной выглядит точка зрения сторонников социального конструктивизма, которые утверждают, что биологический пол на самом деле является социальным конструктом, в котором разные уровни сексуальной организации тела произвольно выстроены в виде некоей иерархии. В основании этой иерархии лежит функционально – морфологическая противоположность пениса и вагины. Такое противопоставление довольно удачно сочетается с иерархической структурой общества, в котором мужчины и женщины обладают различными социальными статусами и выполняют взаимодополняющие социальные роли, а также служит обоснованием для установления принудительной гетеросексуальности. Указанное выше подтверждает актуальность теоретического осмысления не только биологической или социально  - культурной, но и психологической репрезентации пола, необходимость систематизации имеющихся данных, полученных на материале различных выборок, в том числе и зарубежных, не отдельных возрастных периодов, а в целом всего онтогенеза человека, не отдельных свойств, а всего психологического спектра характеристик. В обобщении нуждаются данные российских исследователей в области изучения половых различий, так как отечественная психология в этом направлении не начинается с "чистого листа" и имеет целый ряд интересных исследований и научно обоснованных результатов, хотя их комплексный анализ до сих пор не представлен в научно-психологической литературе.

     Решение этой очень трудоемкой задачи требует  проведения работ обобщающего характера, сравнительного анализа, соотнесения друг с другом и интеграции в целостную систему результатов различных исследований, связанных с этой проблемой. 

     Роль  биологических и  культурных факторов в различиях между  мужчинами и женщинами 

     При исследовании основных половых различий в способностях и личностных чертах неизбежно возникает вопрос о происхождении этих различий. Являются ли они результатом наследственных, биологических различий между полами или социальных стереотипов, половых ролей и других культурных воздействий?

     Разные  роли, выполняемые мужчинами и  женщинами в репродуктивной деятельности, могут приводить к некоторым  другим половым расхождениям в эмоциональном  развитии, интеллектуальном функционировании и достижениях. Очевидно, что длительный период вынашивания и воспитания детей, биологически достающийся партнеру женского пола, имеет большое значение в половой дифференциации интересов, эмоциональных черт, профессиональных целей и достижений во многих сферах.

     Влияние половых гормонов на поведение –  это прямой источник половых различий в психологических чертах. Обширные данные как из экспериментов с животными, так и клинических наблюдений за людьми показывают, что наличие мужских и женских половых гормонов влияет на определенные аспекты поведения, как, например, агрессивность, правда это различие заключается скорее в степени их выработки. Все лица мужского пола кроме мужского полового гормона, андрогена, выделяют также женский половой гормон, эстроген. Также и все женщины выделяют некоторое количество андрогена вместе с эстрогеном. Именно их сравнительная пропорция обусловливает то, в какой степени индивидуум развивает маскулинные или фемининные признаки.

     Другой  возможный источник общих половых  различий – это сами определяющие пол хромосомы. У женщин каждая клетка тела содержит 23 пары хромосом плюс ХХ пару; у мужчин каждая клетка тела содержит те же самые 23 пары плюс ХY пару. Эти половые различия в генетической структуре, повторенные в каждой клетке тела, могут обеспечить механизм, отвечающий за многие физические расхождения между полами.

     Хорошо  известно расхождение половых ролей  и стереотипов в зависимости  от времени и места. Конечно, можно  установить несколько постоянных различий в поведении, которые несомненно возникают из определенных физических различий. Так, широко распространенное преобладание мужского доминирования в разных культурах может быть связано с половыми гормонами. Однако степень таких половых различий в доминировании широко изменяется в зависимости от культуры, наряду с манерой их выражения. Более того, многие особенности, связанные с традиционным мужским стереотипом в нашей культуре, могут отсутствовать или подвергаться изменениям в других культурах.

Информация о работе Социальные классы и слои