Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Объект курсовой работы: предрассудки в отношении женщин
Предмет курсовой работы: особенности предрассудков в отношении женщин
Цель курсовой работы: определить формы проявления сексизма, выявить причины и пути решения проблемы сексизма в современном обществе.
Введение
Глава 1: Теоретический анализ проблемы предрассудков в психологии
1.1 Понятие стереотипа, предрассудка, предубеждения и их основные особенности…
1.2 Исследование феномена предрассудка отечественными и зарубежными психологами
1.3 Социальная дискриминация женщин в современной России
Глава 2: Причины и формы проявления сексизма в современном обществе
2.1 Общие сведения об исследовании
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Выделяя
индивидуально-психологический
Различные функциональные роли предрассудков в этнокультурных процессах, особенно связанных с такими их составляющими как обычаи, суеверия, пережитки, исследуются в трудах Э.Б.Тайлора («Первобытная культура»), Дж.Фрезера («Фольклор в Ветхом Завете»), У.Самнера, Л.Леви-Брюля.
Отдельную группу составляют те авторы, в работах которых затрагивается тема этнических предрассудков и предрассудков вообще в связи с проблемой тоталитаризма - Н.А.Бердяев («Самопознание»), Н.Кон, Б. Рассел, А.Камю, Э.Фромм («Анатомия человеческой деструктивности»), Ф.А.Хайек, А.Л.Янов.
В отечественной литературе проблема предрассудка не стала темой специализированных исследований. Тем не менее, здесь можно выделить ряд работ, в которых предрассудок является непосредственно предметом исследования. Сюда мы относим работы и статьи в журналах и сборниках: Кон И.С. "Психология предрассудка"; Антипов Г.А. "О некоторых наших предрассудках и не только о них", а также отдельные статьи в "Философской энциклопедии", "Философском энциклопедическом словаре" и в словарях по социологии и психологии. Других авторов можно разделить на группы в зависимости от направленности предметов их исследований.
В первую группу вошли такие авторы, как П.С.Заботин, Б.М.Кедров, В.И.Копалов, Ф.А.Селиванов, А.К.Сухотин, которые затрагивают проблему предрассудка в связи с исследованием проблемы "ложного знания" и заблуждений.
Ряд авторов объединяет тема понимания предрассудка в рамках социально-психологического анализа процесса стереотипизации. К ним относятся В.С.Агеев, В.Л.Артемов, Т.Е.Васильева, Г.У.Кцоева, Солдатова, О.Ю.Семендяев. Они привлекают внимание подробными обзорами и комментариями иностранной литературы, а также широким использованием собственных конкретно-социологических исследований.
В
понимании психологических
Следующая
группа авторов вызывает интерес
представляемым ими огромным фактологическим
материалом, собранным на основе специальных
этнографических и
Еще
один важный аспект в понимании сущности
предрассудков раскрывается при
разработке философских, социологических
и социально-психологических
И отдельная группа исследователей: Ю.В.Арутюнян, Э.А.Баграмов, А.Ф.Дашдамиров, М.С.Джунусов, Л.М.Дробижева, С.Т.Калтахчян, М.И.Куличенко, Н.Н.Целищев и др. - рассматривают предрассудки в качестве деструктивного элемента национально-этнического сознания и самосознания.
Проблема предрассудка являлась и является актуальной в наше время. Степень изученности данной проблемы достаточно высока, о чем говорит широкий перечень работ зарубежных и отечественных авторов.
СЕКСИЗМ (от англ. sex - пол) - категория, введенная представителями феминистской парадигмы и обозначающая позицию или действие, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола. Другими словами, С. - это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому. С. рассматривается как один из видов социальных гендерных стереотипов, которые основаны на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии. Причем уже сама попытка выстраивания такой иерархии является С. Стереотипы в отношении пола встречают ребенка уже при рождении (первый вопрос, который задают при рождении ребенка: "Мальчик или девочка?") и сопровождают его на протяжении всего жизненного цикла (профессиональное общение, брачно-семейные отношения, образование, воспитание и т.д.). Сексистские предрассудки и стереотипы (наряду с расизмом, национализмом и эйджизмом - дискриминацией по возрасту) не так безопасны, как могло бы показаться, - они с самого детства влияют на сознание и поведение людей, деля их на "своих" и "чужих". Эти готовые шаблоны поведения, мнений, оценок, заменяющие понимание явления его опознанием и отнесением к принятой схеме, иногда столь глубоко укореняются в бессознательные структуры человеческой психики, что с ними трудно бороться рациональными доводами. Стереотипы женственности и мужественности не просто формируют людей, они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое.
Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира.
В книге "Русский костюм и быт 18 - 19 веков" автор - Р.М.Кирсанова - так связывает моду и "женский вопрос": "Чтобы одеться в соответствии с наставлениями модных журналов, была необходима помощь посторонних: девушка не могла одна затянуть потуже корсет, водрузить на себя одну за другой тяжёлые юбки. ... Необычайно широкие юбки служили своеобразным символом женской слабости и зависимости от сильного пола. Не случайно девушки и женщины, боровшиеся за женские права, стремились преобразиться внешне. Стремление к простой и удобной юбке рассматривалось как преступление против морали. Известно, что генерал-губернатор Нижнего Новгорода в 1866 году призвал не только порицать, но и преследовать женщин без кринолина, усматривая в этом покушение на государственные устои". Для женщин 19 века свобода в выборе одежды "была равнозначна борьбе за право на образование, свободу от принудительных браков и т.д. Для того чтобы женщина могла внешне обозначить свои духовные искания, требовалась гораздо большая смелость, нежели для молодых людей той же эпохи - по одной простой причине: большой (практически абсолютной) финансовой и социальной зависимости девушки от семьи (например, женщина никуда не могла поехать без разрешения отца, а после замужества - супруга)". Корсеты, кринолины, длинные юбки, сложные причёски стали признаками женской несвободы. "Стремящиеся к образованию девушки были людьми особого склада, и это не могло не отразиться на их внешнем облике": стриженые волосы, синие очки, заменявшие веер и укороченные платья тёмного цвета. "Внешняя перемена зависела, в сущности, от внутренней, более значительной и радикальной..."
Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия "социальная дискриминация женщины". Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодоление всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин "социальная дискриминация женщин и девочек" сейчас общепризнан.
При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция в России (1917 г.) дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе в гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.
Но дискриминация "слабого пола" сохранялась и при советском режиме. Партийно-квотная система женского "назначенчества" практически освящала ее если не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к "тяжелым" и "вредным" производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.
Что касается постсоветской России, несмотря на все разговоры и
заклинания об ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.
Таким образом, проблема заключена в глубоком противоречии, которое сложилось между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного принципа "равных прав и возможностей" полов, - с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни, - с другой.
Формы проявления сексизма в России мало чем отличаются от его проявлений в других странах, это:
Основным противником сексизма является феминизм и реализуемая им борьба за равноправие, то есть эмансипацию. Однако на волне феминизма иногда проявляется сексизм в отношении мужчин — женский шовинизм. В частности, деятели движений за права мужчин считают, что существуют нижеследующие формы дискриминации мужчин со стороны государства:
Постоянно находясь под воздействием стереотипов, тиражируемых СМИ, общество в очередной раз воспроизводит эти стереотипы, закрепляя их на новом этапе и применительно к той или иной политической, общественной или политической ситуации. Ответственность средств массовой информации в формировании тех или иных взглядов огромна.
Исследования, проведенные Ассоциацией журналисток России, зафиксировали очевидное стереотипное представление о месте и роли женщин в обществе и СМИ. Большинство изданий видело в женщине либо героиню скандальной хроники, либо жертву реформ, либо секс-объект и «подругу бизнесмена». Женские социальные инициативы не находили вообще никакого отражения, а феминистки были представлены в очевидно негативном свете.
Информация о работе Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин