Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы: предрассудки в отношении женщин
Предмет курсовой работы: особенности предрассудков в отношении женщин
Цель курсовой работы: определить формы проявления сексизма, выявить причины и пути решения проблемы сексизма в современном обществе.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретический анализ проблемы предрассудков в психологии
1.1 Понятие стереотипа, предрассудка, предубеждения и их основные особенности…
1.2 Исследование феномена предрассудка отечественными и зарубежными психологами
1.3 Социальная дискриминация женщин в современной России
Глава 2: Причины и формы проявления сексизма в современном обществе
2.1 Общие сведения об исследовании
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач по псих.doc

— 670.00 Кб (Скачать)

     Согласно  теории Г. Олпорта, поведенческий компонент  предубеждения включает в себя пять форм, или стадий. Самая слабая форма проявления предубеждения – вербальное выражение антипатии (неприязненные высказывания, оскорбления). Более интенсивная форма проявления предубеждения ведет к избеганию нелюбимой группы. На следующей ступени предубежденный человек предпринимает активные действия, стремясь к дискриминации членов такой группы – исключения их из некоторых сфер деятельности, лишения возможности обучения, определенных мест проживания и т. д. Агрессивные предубеждения следующего уровня проявляются в актах насилия – физических нападениях на членов определенной группы, осквернении их кладбищ и др. И наконец, крайняя форма предубеждений – истребление «чужих» (линчевания, погромы, гитлеровская программа геноцида).

     Следует помнить, что действия каждого уровня предубеждений облегчают переход к уровню более интенсивному.

     Для ослабления предрассудков социальные психологи используют следующие  механизмы:

     – осознание и признание предрассудков;

     – контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);

     – специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод).

     Затрагивая  тему стереотипов, предрассудков и  предубеждений, подробнее я хотела бы остановиться на вопросе о гендерных  стереотипах. Гендерные стереотипы — это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. Традиционно, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

     Пример  гендерного стереотипа:

     "… по своей природе, как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины"

     Платон, "Республика"

     Гендерные стереотипы исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в  социальной, экономической и политической жизни мужчине.

     Гендерные стереотипы усваиваются детьми непроизвольно  в процессе общения с родителями, сверстниками и т. д., а так же через  целенаправленное воспитание, обучение.

     Важнейшие функции гендерных стереотипов:

     1) Функция поддержания гендерной иерархии. Данная функция актуальна, прежде всего, для традиционного общества. Гендерные стереотипы, фиксировали представления об умственной, физической, нравственной немощи женщин и тем самым исключали «слабый пол» из сферы публичной жизни, вели к сосредоточению на домашнем хозяйстве и воспроизводстве. Мужской природе стереотипно предписывалась активность, властность, логичность, т. е. черты, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности общества в политической, военной сфере, руководства и взаимодействия в коллективе. При помощи устойчивых представлений о свойствах мужской и женской природы, за женщиной закреплялась гендерная роль «домохозяйки» и «матери», за мужчиной - роль «кормильца», «защитника». Таким образом, гендерные стереотипы, по-своему, способствовали поддержанию стабильности, упорядоченности общественной системы.

  1. Гендерные стереотипы используются людьми в познавательном процессе. Они могут служить образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека. Так, в повседневной жизни любой человек имеет набор упрощенных схем, сложившихся в культуре и воспринятых из нее индивидом в процессе социализации. Гендерная схема - стереотип восприятия человека по принципу пола - исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности.
  2. Гендерные стереотипы выступают регуляторами поведения людей на бессознательном уровне.

     Существует  также такое понятие как «гендерные роли». Это одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола, представителей определенной сексуальной ориентации. Границы между гендерными стереотипами и гендерными ролями весьма зыбки.

     Некоторые исследователи считают, что гендерные стереотипы включают гендерные роли. И такая точка зрения, во многом оправдана, если мы вспомним, что любой социальный стереотип - "застывший" образ или представление о социальном объекте, то у нас нет оснований исключать из области стереотипов «набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин», под которыми понимаются гендерные роли.

     В самом деле, вряд ли возможно однозначно установить имеем ли мы дело с гендерной  ролью или стереотипом относительно фразы: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они (мужья) расходуют из своего имущества» (Коран, 4:38) или «А учить жене не дозволяю…, но быть в безмолвии, ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (Библия, 1 Тим. 2:12-13). Тут одновременно представлены и функции полов в обществе, предписанные нормы поведения (гендерные роли) и устойчивое представление (стереотип) о фундаментальном превосходстве мужской природы над женской.

     Принципиальное  отличие между ролями и стереотипами заключается в том, что роли характеристики ситуативные. Гендерные роли зависят от места, времени, возраста, социального статуса участников конкретной ситуации, характера отношений между ними и множества других условий. Стереотипы же распространяются на всех представителей пола и в любых обстоятельствах.

     Ребенок рождается мужского или женского пола, но только в результате воспитания становится Мужчиной или Женщиной, т. е. учится соотносить свое поведение с определенной гендерной ролью (точнее с набором мужских или женских ролей). Так осуществляется процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения. И одним из ее центральных элементов является усвоение гендерных стереотипов – визуальных, эмоциональных, морально-этических образов мужчины и женщины.

     Каждая культура определяет некоторые характерные черты, присущие тому или иному полу. Естественно, если культура является патриархальной, то это оказывает соответствующие воздействие на формирование гендерных стереотипов.

     Исток мужского лидерства в культуре лежит  в распределении социальных ролей  в первобытном обществе, когда  мужчина представлял собой активное начало, добывал пищу и защищал  от врагов, в то время как женщина  рожала и воспитывала детей, готовила еду и т.д., при этом зависела от мужчины, от его силы и выносливости. Постепенно происходит закрепление гендерных ролей, и вместе с этим вырабатываются гендерные стереотипы, закрепляющие различия в поведении мужчин и женщины, а также представления о должном и недолжном их поведении. В гендерных стереотипах находит отражение пассивная роль женщины, ибо в области морали приоритетное место отводится таким ценностям как индивидуальная свобода, обладание правами, равенство, автономия, свобода воли и т.д., которые в полной мере могут быть реализованы только мужчинами.

     Женщина, как правило, не рассматривалась  в качестве полноценного морального субъекта, ей отказывалось в способности  рационально обосновать свои действия, в возможности обладать такими добродетелями, как ответственность, верность моральным принципам и др., т.е. предполагалось, что существуют два ряда добродетелей, имеющих тесную зависимость от половой принадлежности человека. Считалось, что существуют структурные отличия в способах морального мышления мужчин и женщин.

     Гендерные стереотипы, функционируя в рамках определенной культуры, имеют тенденцию  изменяться, если в самой культуре происходит ряд изменений. Можно  проследить смену одних гендерных  стереотипов другими на протяжении истории человечества.

     Исторический (изменчивый, эволюционный) характер гендерных  стереотипов, безусловно, ярче всего  заметен при сравнении традиционного (патриархального) и современного общества «unisex» (хрестоматийными образцами считаются современные государства Скандинавии; к странам, где на официальном уровне признается равенство полов, относится и Россия). Сравните, например, положение из немецкого правового памятника XIII в.: «Шваб не может получить наследства по женской линии, так как женщины по своему полу все лишены наследства вследствие греха их предков» и положение из Конституции РФ (1993): «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности… а также других обстоятельств». (Ст.19 п. 2).

     Важно, однако, помнить, что не существовало единой для всех традиционных обществ  модели гендерных стереотипов. Даже в рамках традиционного общества при сохранении патриархальных устоев, гендерные стереотипы демонстрируют множество интересных нюансов, порожденных культурной спецификой данных обществ.

     Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости  от социальных, экономических или  политических изменений, но этот процесс  происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов, т.е. его мнения о ком-то или чем-то складываются на основе искаженной или неполной информации.

     В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой - появляются новые. Говоря об источниках предрассудков, прежде всего, называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминация поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию.

     Итак, мы выяснили что такое стереотипы, предрассудки и предубежения, определили их основные особенности и отличия. Стереотип – понятие более широкое, нежели предрассудок и предубеждение. Предубеждение же чаще отождествляется с понятием предрассудка. В особую группу в соответствии с темой курсовой можно выделить гендерные стереотипы, то есть убеждения мужчин и женщин в отношении друг друга. Гендерные стеротипы с течением времени изменяются.

     1.2 Исследование феномена  предрассудка отечественными  и зарубежными  психологами.

     Проблема  социального  предрассудка  имеет  обширную   историографию.

     В зарубежной западной научной литературе исследования проблемы предрассудка носят более специализированный и фундаментальный характер. В этой связи нужно, прежде всего, выделить работы классиков мировой философской мысли, не раз обращавшихся к теме предрассудка - Ф.Бэкона («Новый Органон»), Б.Спинозы («О Боге, человеке и его счастье»), Т.Гоббса («Основы философии»), И.Канта («Критика чистого разума»), Ж.-Ж.Руссо.

     Необходимо  также отметить методологические и  историко-философские положения герменевтической теории Г.Х.Гадамера, у которого категория предрассудка является одним из ключевых, центральных понятий при решении известной проблемы герменевтического круга («Истина и метод»).

     Для постановки проблемы предрассудка как социального феномена и определение его социальной детерминированности наибольшее значение имеют труды Э.Дюркгейма («Правила социологического метода»), М.Вебера, К.Маркса, К.Манхейма («О специфике культурно-социологического познания»).

     При определении социологических и  социально-психологических характеристик  предрассудков непосредственно  практическое значение имеют работы таких авторов, как У.Липпман («Общественное мнение»), Г.Олпорт(«Психология личности»), Д.Кем-пбелл, М. и К.Шериф, О.Клайнберг.

Информация о работе Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин