Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Объект курсовой работы: предрассудки в отношении женщин
Предмет курсовой работы: особенности предрассудков в отношении женщин
Цель курсовой работы: определить формы проявления сексизма, выявить причины и пути решения проблемы сексизма в современном обществе.
Введение
Глава 1: Теоретический анализ проблемы предрассудков в психологии
1.1 Понятие стереотипа, предрассудка, предубеждения и их основные особенности…
1.2 Исследование феномена предрассудка отечественными и зарубежными психологами
1.3 Социальная дискриминация женщин в современной России
Глава 2: Причины и формы проявления сексизма в современном обществе
2.1 Общие сведения об исследовании
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный морской
технический
университет» в г.
Северодвинске
Кафедра психологии, педагогики, истории и филологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Социальная психология
на тему
Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин
Исполнитель: Ширяева А.А.
Руководитель:
Сушинина О.Л.
СЕВЕРОДВИНСК
2010
Перед
тем, как переходить к определению
понятий стереотипа и предрассудка,
необходимо выяснить что такое социальная
установка. Важность введения этой категории
в терминологический аппарат социальной
психологии связана со стремлением к универсальному
объяснению всего социального поведения
человека: как он воспринимает окружающую
его действительность, почему он так, а
не иначе, поступает в конкретных ситуациях,
каким мотивом руководствуется при выборе
способа действия и т. д. Другими словами,
социальная установка связана с целым
рядом психологических особенностей личности,
таких как восприятие и оценка ситуации,
мотивация, принятие решений и поведение.
Понятие социальной установки было введено
в научный контекст У. Томасом и Ф. Знанецким
в 1918 году. С точки зрения ученых, социальная
установка – это «психологическое переживание
индивидом значения или ценности социального
объекта».
Социальная установка функционирует
одновременно как элемент психологической
структуры личности и как элемент социальной
структуры, поскольку содержание психологического
переживания определяется внешними, локализованными
в социуме объектами. В современной социальной
психологии чаще пользуются определением
социальной установки, которое было дано
Г. Олпортом (1924): «… Социальная установка
– это состояние психологической готовности
личности вести себя определенным образом
в отношении объекта, детерминированное
ее прошлым опытом»
Стереотип (греч. «твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. Понятие «стереотип» вошло в общественно-политический западный дискурс по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.
Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.
Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним.
К числу наиболее известных предрассудков относятся:
– предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);
– предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);
– предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);
– предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия)
Предрассудок
может нести и позитивную оценку
объекта, быть не «против чего-то», а
«в пользу чего-то» – предрассудком
любви, например, к собственной группе.
Но предубеждение «в пользу чего-либо»
скорее можно определить как пристрастную
позитивную социальную установку.
При исследовании предубеждений наиболее
важным является вопрос о причинах их
возникновения. Стефаненко Т. Г отмечает
следующие причины возникновения предубеждений,
выделенные представителями разных психологических
школ. Первая причина связана с индивидуальными
различиями, другими словами, есть люди,
предрасположенные к проявлению предубеждений
в отношении других людей и групп. По мнению
Т. Адорно и его коллег, истоки негативного
отношения к чужим группам у людей определенного
психологического типа кроются в условиях
их ранней социализации. У человека, воспитанного
в семье, где царят жестоко регламентированные
отношения и он ощущает крайнюю зависимость
от родителей, часть агрессивности выплескивается
на чужие группы.
Второй источник предубеждений – конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.
Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения и оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.
Четвертый источник предубеждений – социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.
Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.
Хотя
разные исследователи выделяют различные
причины появления
Информация о работе Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин