Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы: предрассудки в отношении женщин
Предмет курсовой работы: особенности предрассудков в отношении женщин
Цель курсовой работы: определить формы проявления сексизма, выявить причины и пути решения проблемы сексизма в современном обществе.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретический анализ проблемы предрассудков в психологии
1.1 Понятие стереотипа, предрассудка, предубеждения и их основные особенности…
1.2 Исследование феномена предрассудка отечественными и зарубежными психологами
1.3 Социальная дискриминация женщин в современной России
Глава 2: Причины и формы проявления сексизма в современном обществе
2.1 Общие сведения об исследовании
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсач по псих.doc

— 670.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал  «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного

учреждения  высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный  морской

технический университет» в г. Северодвинске 
 

Кафедра психологии, педагогики, истории и филологии

 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

Социальная  психология

 

на  тему

Социально-психологический  анализ предрассудков  в отношении женщин

 
 
 
 
 
 
 
 

                      Исполнитель: Ширяева А.А.

                                                                                       Гр. 4303

                      Руководитель: Сушинина О.Л. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       

СЕВЕРОДВИНСК

2010

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...с. 3-4

Глава 1:  Теоретический анализ проблемы предрассудков в психологии………………………………………………………………….с. 5-25

1.1 Понятие стереотипа, предрассудка, предубеждения и их основные особенности…………………………………………………………....……с. 5-15

1.2 Исследование феномена  предрассудка отечественными  и зарубежными  психологами……………………………………………...с. 16-18

1.3 Социальная дискриминация женщин в современной России….с. 19-25

Глава 2: Причины и формы проявления сексизма в современном обществе……………………………………………………………………с.

2.1 Общие сведения  об исследовании…………………..с.

2.2 Результаты исследования………………………..с.

Заключение…………………………………………………………….с.

Список  литературы………………………………………………….

Приложения………………………………………………………….с.

Введение:

     Сознание  современного человека заполнено различными стереотипами и предрассудками. Предрассудки же в свою очередь ложатся в основу такого явления как дискриминация. Тема дискриминации женщин является очень актуальной в наше время, т.к. его можно пронаблюдать во всех сферах жизни: семья, дружба, работа, политика и т.д. Поэтому темой своей курсовой работы я выбрала «Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин».

     В процессе написания работы я попыталась узнать, откуда берет истоки сама дискриминация, и разобраться в ее причинах, а  также способах борьбы с дискриминацией.

     Объект  курсовой работы: предрассудки в отношении женщин

     Предмет курсовой работы: особенности предрассудков в отношении женщин

     Цель  курсовой работы: определить формы проявления сексизма, выявить причины и пути решения проблемы сексизма в современном обществе.

     Для достижения цели ставятся следующие  задачи:

  1. Рассмотреть понятия «стереотип», «предрассудок», «предубеждение», выявить их сходства и различия
  1. Проанализировать  работы отечественных и зарубежных психологов о феномене предрассудка
  1. Проанализировать  понятие «гендерные стереотипы»
  1. Выявить особенности  дискриминации женщин в России
  1. Выяснить  причины дискриминации женщин
  1. Определить  пути решения проблемы дискриминации  женщин

     Перед проведением исследования были выдвинуты  следующие гипотезы:

     1) Большинство женщин относится  к женской дискриминации хуже, чем мужчины.

     2) Большинство женщин не считают  мужчин более умными.

     3) Большинство женщин считает, что  женщины и мужчины должны быть  равны во всем вне зависимости  от пола.

     Тема  стереотипов и предрассудков в социальной психологии была изучена большим количеством ученых, таких как: Г.Олпорт, У.Липман, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Э.Фромм, И.Кон, З.Узнадзе и многими многими другими..

     Глава 1:  Теоретический  анализ проблемы предрассудка в психологии.

     1.1 Стереотипы, предрассудки, предубеждения. Сходства  и различия.

     Перед тем, как переходить к определению  понятий стереотипа и предрассудка, необходимо выяснить что такое социальная установка. Важность введения этой категории в терминологический аппарат социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе, поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом руководствуется при выборе способа действия и т. д. Другими словами, социальная установка связана с целым рядом психологических особенностей личности, таких как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.  
Понятие социальной установки было введено в научный контекст У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году. С точки зрения ученых, социальная установка – это «психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта».  
Социальная установка функционирует одновременно как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, локализованными в социуме объектами. В современной социальной психологии чаще пользуются определением социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924): «… Социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом»

     Установка формируется на основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей. Главным путем передачи установок является словесная (вербальная) форма.

     В современной социальной психологии выделяются следующие виды установок:

     1) социальная - готовность к восприятию  и к действию в определенном  ключе

     2) моторная - готовность к действию

     3) сенсорная - готовность воспринимать

     4) умственная - готовность к определенным  стереотипам мышления 

     5) диффузная - установка сформированная  субъектом при однократной встрече  с объектом, явлением;

     В особый вид выделяется установка, называемая перцептивной. Перцептивная установка характеризует предрасположенность человека к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности.  
 Предубеждение и предрассудок (понятия-синонимы) рассматриваются как разновидности перцептивных установок. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде.

     Стереотип (греч. «твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. Понятие «стереотип» вошло в общественно-политический западный дискурс по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

     Согласно  Липпману, возможно вывести следующее  определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

     Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений  человека о тех или иных объектах действительности. Стереотипы полезны  и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

     Предрассудок  же означает предвзятое отношение  к кому-либо на основе его принадлежности к конкретной группе или категории. Не все предубеждения классифицируются как предрассудки. Предрассудками можно назвать те предубеждения, которые не рассеиваются даже при наличии убедительных доказательств их безосновательности. Предрассудок  представляет собой нечто большее, чем усвоенную идею о другом человеке или группе людей; он подразумевает наличие категоричной оценки.

     Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о  пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним.

     К числу наиболее известных предрассудков относятся:

     – предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);

     – предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);

     – предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);

     – предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия)

     Предрассудок  может нести и позитивную оценку объекта, быть не «против чего-то», а  «в пользу чего-то» – предрассудком  любви, например, к собственной группе. Но предубеждение «в пользу чего-либо» скорее можно определить как пристрастную позитивную социальную установку.  
При исследовании предубеждений наиболее важным является вопрос о причинах их возникновения. Стефаненко Т. Г  отмечает следующие причины возникновения предубеждений, выделенные представителями разных психологических школ. Первая причина связана с индивидуальными различиями, другими словами, есть люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации. У человека, воспитанного в семье, где царят жестоко регламентированные отношения и он ощущает крайнюю зависимость от родителей, часть агрессивности выплескивается на чужие группы.

     Второй  источник предубеждений – конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

     Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения и оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.

     Четвертый источник предубеждений – социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.

     Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.

     Хотя  разные исследователи выделяют различные  причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы.

Информация о работе Социально-психологический анализ предрассудков в отношении женщин