Социально-психологические методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Философия рассматривает проблемы смысла человеческой жизни и ее решение в истории, происхождение и сущность человека. Изучает общие законы мироздания, природы, общества, стремясь показать место человека в этом мире. Духовную деятельность человека, направленную на осмысление важнейших проблем природы, общества, устройства мира, существования человека.

Содержание

Задание № 1………………………………………………………………………3
Задание № 2………………………………………………………………………8
Задание № 3………………………………………………………………………13
Задание № 4………………………………………………………………………16
Задание № 5………………………………………………………………………22
Задание № 6………………………………………………………………………25
Задание № 7………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Катр гуманит.docx

— 67.53 Кб (Скачать)

   • понятие – это элементарная форма мысли, результат обобщения всех признаков предмета;

   • суждение – это мысль, являющаяся утверждением или отрицанием наличия какой-либо ситуации в действительности; это всегда связь нескольких понятий;

   • умозаключение – это вывод нового знания из ранее установленного знания.

   Помимо  перечисленных выше способов познания существует так называемое внерациональное познание, к которому относятся такие человеческие способности, как интуиция и воображение.

   Интуиция – это прямое постижение истины без предварительных логических рассуждений.

   Воображение – это создание в сознании человека новых, оригинальных образов (это фантазии, мечты, художественные образы и идеи).

   В заключении нужно еще раз отметить, что в реальном процессе познания неразрывно слиты и чувственное, и рациональное, и внерациональное  познание.

Какой вклад в развитие философской теории познания внес немецкий мыслитель И. Кант?

    Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804) . Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В ней он высказал в самом общем виде диалектическую мысль об историческом возникновении и развитии Солнечной системы. И. Кант высказал предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.

    С 70-х годов начинается критический  период деятельности Канта. Он переходит  на позиции философского дуализма и  на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает  новый круг проблем. Единство системы  взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает  постановке и решению следующих  вопросов: Что я могу знать? Что  я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Ответ на первый вопрос ведет к решению проблемы границ познавательных возможностей человека.

    Характерными  чертами его теории познания являются агностицизм и априоризм. Приступая  к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний  мир, мир «вещей в себе», который  является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений.

    Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в  себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает  и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

    Мир явлений, согласно Канту, беспорядочен, хаотичен, в нём нет никакой  закономерности, необходимости, он существует даже вне пространства и времени. И лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, помещает все явления в пространственные и временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность, причинно-следственные связи. Получается, что человек создаёт, творит как мир явлений (поскольку  он, по Канту, есть не что иное, как  совокупность человеческих ощущений, представлений), так и законы, действующие  в этом мире. Здесь отчётливо проявляется  идеалистическая позиция Канта  в вопросе о взаимоотношении  человеческого сознания и природы.

    И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс  познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при  помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область  рассудка. Рассудок выполняет функцию  подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

    Признавая независимое существование объективной  реальности и утверждая невозможность  её познания, Кант пытается в одной  философской системе объединить материализм и идеализм. Ведущим  в этой системе оказывается идеализм.

    Учение  Канта преследует цель оправдать  и обосновать религию. Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная  воля. И поэтому наука не в состоянии  и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё  это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в  мир «вещей в себе», в состоянии  оторваться от наблюдаемого мира явлений  и заглянуть в потусторонний  мир, - это религия, соединяющая человека с Богом, предоставляющая в потустороннем  мире свободную волю, освобождая его  от всевозможных тягот, которые его  угнетают и преследуют в чувственном  мире. Ограничив область знания, он дал место вере.

    Заслугой  И. Канта является то, что он первым в философии Нового времени показал  сложность и противоречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолжение  и более глубокую разработку в  философии Г.В.Ф. Гегеля. 
 
 
 

   Задание 3 (Основы философии)

   Философские вопросы о смысле жизни, о любви, о  свободе и необходимости, об истине и мудрости волнуют человека до сих пор. В этом задании вам предлагается дать свои ответы на вечные вопросы, которые  ставит философия.

1). Человек – самое  таинственное создание. В чем состоит  смысл человеческой  жизни?

 «В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни». (В. Вересаев, писатель).

Вопрос  о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно связан с множеством других  вопросов – о жизни  и смерти, добре и зле, совести  и вере, свободе воли и предопределенности.

В философии  древней Греции наблюдаются различные  решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о  душе; Аристотель и его последователи  — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином  государства; Эпикур и киренаики  — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Пифагор  в научном знании совершенного числа  души; Метродор в крепости тела и  в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.

Вопрос, зачем я живу и какой смысл  моей жизни, смерти и вообще что такое  человеческая жизнь? Я думаю многие в определенный период своей жизни  задавали себе такой вопрос и искали ответы на него. Человек приходит в мир, чтобы сделать свою жизнь осмысленной. Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладывает. Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.

Таким образом, ответ на вопрос "есть ли смысл в жизни?" в значительной степени зависит от самого человека, от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто. Очевидно, что надо не столько получить "информацию о смысле жизни", сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего хотел человек.

Я считаю, что смысл человеческой жизни  у каждого человека свой, как человек  считает нужным прожить свою жизнь, так он её и проживет. Но, если вложить  в свою душу любовь, доброту, знания, то мы обретём то ценное, ради чего следует  жить. Мы получим такое моральное  удовлетворение, которое заменит  нам все материальные блага. Нужно  быть добрей, умней, бескорыстней и  тогда у нас будет всё на этой земле.

2). Б. Шоу писал:  «Деньги уберегают  от голода, но не  спасают от несчастья». Согласны ли Вы  с данным выражением? Обоснуйте свой  ответ.

В противоположность  многим и многим социалистам, Шоу  не верил в то, что обладание  материальными средствами способно само по себе устранить все проблемы, заботящие современное человечество:

"Всякий  мыслящий человек согласится  с тем, что счастье и несчастье  соотносятся с природой человека, а не с тем, сколько у него  денег. Деньги уберегают от  голода. Они не спасают от несчастья.  Пища питает тело, а не душу".

Я полностью  согласна с высказыванием Б.Шоу. С помощью денег можно обеспечить себе существование в материальном мире. Почти все продается и покупается. Деньгами расплачиваются. Но  когда случаются несчастье, человек заболевает смертельной болезнью, либо случается трагедия, унеся не одну человеческую жизнь. Пример: крушение самолета с хоккейной командой «Локомотив» под Ярославлем. Погибла целая команда молодых хоккеистов, это чьи-то сыновья, мужья. В таком горе никакие деньги не помогут возвратить жизнь этих людей.

Деньгами  нельзя купить любовь, доверие, верность, то без чего человек тоже может  быть несчастным, это все можно  только завоевать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Задание 4 (Основы социологии и политологии)

   1. Раскройте понятия «социальный статус» и «социальная роль». Назовите виды социальных статусов.

   В процессе социализации личность осваивает  социальные статусы и социальные роли.

Социальные  статусы и роли выступают элементами социальной структуры общества. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

   Социальный  статус – это место, положение или позиция человека в обществе в соответствии с его полом, возрастом, образованием, профессией, семейным положением, уровнем дохода и т.д. Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Например, существуют обязанности отца по отношению к сыну и сына - по отношению к отцу; офицера - по отношению к солдату и наоборот.

   Социальная  роль – это поведение человека в соответствии со своим возрастным (ребенок, юноша или взрослый), родственным (сын, двоюродный брат), образовательным (ученик, студент) или иным статусом. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. 

   Виды  социальных статусов:

социобиологические статусы, экономические, профессиональные политические, территориальные, приписываемый статус, достигаемый статус.

   Составьте свой статусный портрет (набор).

   Мой статусный портрет:

  1. Женского пола - постоянный статус.
  2. Национальность русская – постоянный статус.
  3. Статус здоровой, взрослой женщины.
  4. Статус мамы – имею двоих детей.
  5. Статус работника – работаю в школе.
  6. Статус студента – учусь в колледже.
  7. Статус жителя села – проживаю в селе Покровское.
  8. Статус домохозяйки – когда нахожусь, дома с семьей, занимаюсь домашними делами.
  9. Достигаемый статус – на работе имею авторитет, благодаря своим усилиям и желанию.
  10. Статус жены.

   Что такое статусно-ролевой  конфликт? Приведите  примеры.

Роль  и статус

Например, воинская часть. В ней определено уставом, инструкциями, приказами, что  делает дежурный по роте, часовой на посту и т.д. Все это определенные роли. Если возникает ситуация, непредусмотренная  инструкциями, то решение принимает  старший по званию (статусу). Примерно так же регулируются отношения на производстве, в школе: обязанности  директора, …обязанности уборщицы…

Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом