Социально-психологические методы управления персоналом на примере "Сбербанк РФ"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование социально-психологических методов управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию использования социально-психологических методов управления персоналом в организации «Сбербанка РФ».
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы применения социально-психологических методов управления персоналом;
Охарактеризовать сущность и особенности социально психологических методов управления персоналом;
Выявить преимущества и недостатки социально-психологических методов управления персоналом;

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 62.86 Кб (Скачать)

        Роль непосредственного руководителя и влияние администрации огромна в создании благоприятного социально-психологического климата. Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым. При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

 

1.3.Преимущества  и недостатки социально-психологических методов управления персоналом.

Рассматривая систему  социально-психологических методов  управления можно выделить следующие  преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей;
  • Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства;
  • Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе;
  • Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов;
  • Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций;
  • Формирование хорошего психологического климата в коллективе на основе чёткого соблюдения прав человека и психологических методов исследования;
  • Эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждени6, подражание, вовлечение, побуждение  ;
  • Проведение психологического тестирования сотрудников и организации индивидуальной работы с ними с учётом типа личности, темперамента;
  • Организация психологической службы и психологических консультаций для сотрудников;
  • Проведение психологических тренингов и семинаров для руководителей всех уровней управления.

Недостатки :

  • Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и другое);
  • Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый;  
  • Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива;
  • «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса;
  • Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников;
  • Создание нервозности и психологического дискомфорта в коллективе, игнорирование прав человека и психологических методов;
  • Неэффективное использование психологических методов мотивации и ориентация на командование, принуждение и наказание;
  • Отсутствие или эпизодическое тестирование сотрудников и работа с ними без учёта свойств личности;
  • Увольнение социальных психологов или игнорирование их роли в коллективе;
  • Игнорирование психологических тренингов или проведение их только для высшего руководства.

      Социально-психологические методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров. Социально-психологические методы управления - осуществляются путем руководящего воздействия на социальные принципы деятельности коллектива. Они основаны на изучении социального состава и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов работника.

Глава 2 Применение социально-психологических методов управления.

2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Сбербанка РФ»

       Отделение Среднерусского банка Сбербанка России является филиалом Сберегательного Банка РФ и осуществляет банковскую деятельность на территории Центрального региона. Отделение банка входит в единую организационную структуру Сбербанка России. Отделение Банка наделяется имуществом, которым оно владеет, пользуется и распоряжается от имени СБ РФ, имеет отдельный баланс, который входит в баланс СБ РФ и собственный рублевый счет. Отделение совершает сделки и иные юридические действия от имени Сбербанка РФ и в его интересах.

     Целью деятельности отделения банка является:

  • Привлечение денежных средств от юридических и физических лиц и размещение их на условиях возвратности, платности и срочности;
  • Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов, а также других банковских операций;
  • Обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей клиентов, вверенных отделению банка.

       Отделение банка гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов. Все служащие отделения банка обязаны хранить служебную тайну и тайну по операциям, счетам и вкладам отделения банка и его клиентов. Выдача справок по операциям, счетам, вкладам, наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и другие ценности, находящиеся в отделении банка, производятся в соответствии с действующим законодательством и Уставом СБ РФ. Отделение банка освобождается от обслуживания клиентов в первые три рабочих дня нового года в связи с единовременной работой по причислению процентов по вкладам.

      Отделение банка независимо от органов государственной власти и управления при принятии им решений, связанных с проведением банковских операций. Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 6 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России, 1 внешний и 8 независимых директоров. Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правление  Банка.

    Нормативные документы:

- Устав Банка, утвержденный годовым Общим собранием акционеров  
01 июня 2012 года 

  • Кодекс корпоративного управления 
  • Кодекс корпоративной этики 
  • Положение о Наблюдательном совете 
  • Положение о комитетах Наблюдательного совета 
  • Положение о Комитете Наблюдательного совета по стратегическому планированию 
  • Положение о Правлении 
  • Порядок проведения общего собрания акционеров 
  • Положение о Ревизионной комиссии 
  • Положение о раскрытии информации об эмитенте
  • Положение о системе внутреннего контроля 
  • Перечень мер, направленных на предотвращением неправомерного использования служебной информации 
  • Политика управления рисками 
  • Дивидендная политика.

 

2.2. Исследования  системы социально-психологических  методов управления персоналом, применяемых в организации ОАО «Сбербанка РФ».

      Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель ОАО «Сбербанка РФ» - удовлетворение потребностей потребителей.

Но сегодня потребитель  рассматривается в двух аспектах:

  • внешний потребитель. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе пользования услугами;
  • внутренний потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды, но в качестве «продукции» выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя).

Цель социально-психологических  методов управления - познание и  использование законов психической  деятельности людей для оптимизации  психологических явлений и процессов  в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность  социальных и психологических методов  управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между  группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и  межличностными отношениями в группе.

Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:

  • методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей:
  • методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов;
  • методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения.

Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое  производственное поведение персонала  в соответствии с поставленными  целями:

  • внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях;
  • методы личного примера рассчитаны на эффект подражания;
  • методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида.

Объектом психологических методов  на уровне ОАО «Сбербанк РФ» является индивид, субъектом - руководитель.

К психологическим методам относятся:

  • методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;
  • методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
  • методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;
  • методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.

      Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии. Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

Мотивационное управление концентрируется:

- на влиянии на состояние  мотивации (степени идентификации  сотрудника с фирмой, формировании  его мотивов),

- на чувстве его собственного  достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для  фирмы, ожиданиях результатов  от его деятельности);

- на приведении мотивов в  действие (обсуждаются личные интересы  и возможности сотрудника);

- на усилении мотивов;

- на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные  выгоды);

- на удовлетворении потребностей;

- на обеспечении процесса мотивации.

       Основной чертой работников ОАО «Сбербанка РФ»   является постоянное общение с людьми со всеми его положительными и отрицательными аспектами. Поэтому персонал ОАО «Сбербанка РФ»   обладает такими качествами, как терпение, общительность, доброжелательность, терпимость, выносливость.

      Так же руководитель ОАО «Сбербанка РФ»  внедряет повышение трудовой мотивации, что способствует развитию интеллектуального и профессионального потенциала на основе непрерывного образования и переподготовки. Поэтому в бюджете организации предусмотрены средства для реализации программ образования работников, используемые при этом современные методы обучения, например компьютерные программы.

       В ОАО «Сбербанк РФ» разрабатываются системы участия работников в управлении организацией. Они внедряются в целях повышения заинтересованности персонала в результатах своего труда. Право участия в принятии решения реализуется в вопросах: организации труда, форм и уровня заработной платы, консультации по вопросам кадровых программ.

       Так же в ОАО «Сбербанк РФ»  учитывается, что важной  составляющей  новой  концепции  является  задача самореализации личности.

 

2.3. Рекомендации  по совершенствованию использования  социально-психологических методов  управления персоналом в организации «Сбербанк РФ».

       Для успешного управления персоналом, его распределения по психологическим группам, предсказания поведения каждого из сотрудников необходимо знать работника как отдельную личность и как часть трудового коллектива. Для того, чтобы определить характер человека, стиль работы, отношение человека к окружающим, выявить особенности и предпочтения, а затем и сформировать грамотное отношение и воздействие на сотрудника, необходимо определить тип его темперамента. В приложении 1 представлен тест на определение типа темперамента человека, пройдя который можно достаточно точно представить картину человека с его характеристиками.

       Сангвиником обычно называют человека живого, подвижного, стремящегося к частой смене впечатлений, быстро отзывающегося на все происходящее вокруг, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Сангвиник - человек горячий, очень продуктивный работник, но только тогда, когда относится к делу с интересом и находится в состоянии сильного возбуждения.

Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом на примере "Сбербанк РФ"