Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:15, курсовая работа
Целью данной работы является исследование социально-психологических методов управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию использования социально-психологических методов управления персоналом в организации «Сбербанка РФ».
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы применения социально-психологических методов управления персоналом;
Охарактеризовать сущность и особенности социально психологических методов управления персоналом;
Выявить преимущества и недостатки социально-психологических методов управления персоналом;
Введение.
В общем виде управление следует представлять, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.
Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации. Любое предприятие, основанное на труде большого числа людей, нуждается в совершенствовании системы управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник - это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями. Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия. В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации.
Целью данной работы является исследование социально-психологических методов управления персоналом и разработка рекомендаций по совершенствованию использования социально-психологических методов управления персоналом в организации «Сбербанка РФ».
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Объектом работы является «Сбербанк РФ».
Предметом данной курсовой работы является социально-психологические методы управления персоналом в организации «Сбербанк РФ».
Глава 1. Теоретические основы применения социально-психологических методов управления персоналом.
1.1.Сущность, виды и особенности социально психологических методов управления персоналом.
Социально-психологические
- управление групповой
- взаимодействие коллектива и личности;
- психологию принятия решений;
- социально-психологический
- стиль управленческой
- теорию конфликтов и проблему ведения переговоров.
Объектом воздействия
этих методов являются группы
людей и отдельные личности.
Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы управления.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и
критериев, разработку социальных нормативов и плановых показателей,
достижение конечных социальных результатов.
Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию
путем массового опроса людей с помощью специальных анкет.
Интервьюирование
предполагает подготовку до
Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников,
которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.
Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Знание социологических методов управления позволяет руководителю
коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.
Психологические методы управления.
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших
элементов психологических методов управления. Они концентрируют все
необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для
координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам
психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание,
вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение,
плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод
Сократа, намек, похвала, просьба, совет. Рассмотрим их более подробно.
Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия - принуждения
и убеждения.
исполнение без каких бы то ни было критических реакций.
строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается
несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в
растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.
влиянием сильных эмоциональных переживаний.
1.2. Установление положительного психологического климата в коллективе.
Коллектив - это сложное социальное явление, обладающие рядом характеристик. Коллектив организации является официальным (юридически оформленным образованием, действующим в рамках правового пространства). Как и любой официальный коллектив содержит в себе формальные и неформальные группы. Формальные группы представляют собой отношения между должностями, им свойственна иерархичность, неформальные существуют между личностями независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице. Границы формального и неформального коллектива не совпадают.
В динамике развития коллектива чаще всего выделяют три стадии:
Первая стадия - коллектив только формируется, люди присматриваются друг к другу и к руководителю.
Вторая стадия - организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завершается взаимное изучение друг друга, и определяются личные позиции каждого. Формируется неформальные группы, и выявляются неформальные лидеры.
Третья стадия - стабильная жизнедеятельность
коллектива - характеризуется тем, что
в нем постепенно возникает интеллектуальное,
эмоциональное и волевое
Коллективы различаются между собой микроклиматом, психологическим состоянием работников, степенью их сплоченности. Психологический климат коллектива формируется совокупностью обстоятельств, в рамках которых проходит деятельность людей. Социально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в психологических условиях, способствующих или препятствующих результативной совместной деятельности и различию личности в группе.
Существуют различные методики оценки социально-психологического климата. Исследователи выделяют широкий спектр признаков благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; свободное выражение собственного мнения при подготовке решений и высокая дисциплина при их реализации; отсутствие давления руководителей на подчиненных; достаточная информированность членов группы о стоящих перед ними задачах, индивидуальная ответственность и другие. Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический контроль коллектива, который находит многообразные проявления во всей его жизнедеятельности.
Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности своей деятельностью и ее результатами. Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения к нему его членов, возможности их совместного воздействия на отдельного человека, побуждать сохранять активность в группе и препятствовать выходу из нее.
Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом на примере "Сбербанк РФ"