Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:15, курсовая работа
В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания. Прежде всего, надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет – останется в одиночестве. Человек, который пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоится о своем будущем.
Введение
1. Рабочая группа, как особый тип социальной группы
2. Сущность делового общения
3. Социально-психологические особенности группы
3.1 Социально-психологический климат группы
3.2 Факторы формирования социально-психологического климата в группе
4. Степень деловой сплоченности
5. Факторы профессиональной зрелости
6. Межличностные отношения в группе
7. Практическое задание
Заключение
Список литературы
Сплоченность
понимается как степень единства
действий членов коллектива в условиях
свободного выбора вида этих действий
из нескольких возможных вариантов.
В результате многочисленных
экспериментов было установлено, что
существует определенная тенденция личности
воспринимать свою группу, если это высокоразвитое
сообщество, как источник ориентации.
Возникает значительная однородность
в установках членов такой группы в оценке
содержательной стороны совместной деятельности,
определяемое как ценностно-ориентационное
единство. Сплоченность, понимаемая как
ценностно-ориентационное единство, -
это характеристика системы внутригрупповых
связей, показывающая степень. совпадения
оценок, установок и позиций группы по
отношению к объектам (лицам, задачам,
идеям, событиям), наиболее значимым для
группы в целом.
Наибольшее значение
имеет совпадение оценок в деловой
сфере, в подходе к целям к
задачам совместной деятельности. Количественным
показателем групповой
Сплоченность -
обратимый процесс, на любой стадии
он может быть ослаблен или сведен
на нет в результате разобщения, конфликта.
Удовлетворенность
условиями труда и жизни
5. Факторы профессиональной
зрелости
Развитие рабочих
кадров является важнейшим условием успешного
функционирования любого предприятия.
Это особенно справедливо в современных
условиях, когда ускорение научно-технического
прогресса значительно убыстряет процесс
устаревания профессиональных знаний
и навыков.
Важнейшим средством
профессионального развития рабочих кадров
является профессиональное обучение –
процесс непосредственной передачи новых
профессиональных навыков или знаний
рабочим предприятия.
На современных
предприятиях профессиональное повышение
квалификации представляет собой комплексный
непрерывный процесс, включающий в себе
несколько этапов.
При выборе методов
обучения предприятие должно, прежде
всего, руководствоваться
Основными методами
обучения на рабочем месте являются:
инструктаж, ротация, ученичество и
наставничество.
Важной формой
развития трудового потенциала является
профессиональное продвижение – планомерное
предоставление рабочим более сложной
и ответственной работы по мере повышения
их квалификации и общего образования.
Потребность в продвижении на производстве
как способе самовыражения личности, в
чёткой и гласной перспективе роста на
каждом рабочем месте, обусловленной личными
успехами в труде и повышении квалификации,
имеет особое значение для молодых кадров.
В основном, оценка результатов деятельности
служит трем целям: административной,
информационной и мотивационной.
Административные
функции: повышение по службе, понижение,
перевод, прекращение трудового
договора.
6. Межличностные
отношения в группе
Межличностные
отношения есть действительная реальность
общественных отношений. Поэтому практически
во всех групповых действиях участники
их выступают как бы в двух качествах:
как исполнители безличной социальной
роли и как неповторимые человеческие
личности.
Межличностная
роль фиксирует положение человека
в системе групповых связей, причем
не на основе его объективного места в
этой системе, а на основе индивидуальных
психологических особенностей. Обнаружение
личностных черт в стиле исполнения социальных
ролей вызывает в других членах группы
ответные реакции, и, таким образом, в группе
возникает целая система межличностных
отношений.
Естественно, что
каждый ряд отношений реализуется
в специфических формах общения.
Общение как реализация межличностных
отношений - процесс, более изученный
в социальной психологии, в то время
как общение между группами область
исследования социологии. Общение, осуществляется
при самых разнообразных межличностных
отношениях, т.е. дано и в случае положительного,
и в случае отрицательного отношения одного
человека к другому.
Общение в группе
как специфический вид взаимодействия
с помощью разнообразных коммуникативных
средств может выполнять многие функции,
а именно:
·
обмена познавательной и экспрессивной
информацией;
·
планирования и организации друг
друга в совместной деятельности;
·
восприятия и понимания друг друга в совместной
деятельности.
Можно выделить
несколько черт, присущих "групповому
мышлению:
Конформизм, как
специфическая ответная реакция
на социальные воздействия. Групповой
конформизм присущ личности или одной
группе лиц в отношении другой, а также
меньшинству в отношении большинства.
Увеличивать вероятность конформных реакций
будут высокая сплоченность группы и возможность
осуществления ею социального контроля
и негативного подкрепления (наказания)
своих членов. Численность группы, характер
деятельности и коммуникации связаны
с уровнем конформизма более сложной зависимостью.
Но групповой конформизм действует лишь
в рамках членства, то есть этот вид конформизма
проявляется у личности лишь в том случае,
если она является или считает себя членом
данной группы, а также у группы в отношении
других групп, если они связаны совместной
деятельностью или входят в состав единой
социальной общности. Таким образом, групповой
конформизм характеризует процессы социального
взаимодействия.
Особой разновидностью
той же зависимости является негативизм
(нонконформизм) – стремление, во что
бы то ни стало поступать вопреки
позиции господствующего
Практически все
возникающие в процессе труда
взаимоотношения рано или поздно
приводят к конфликтам. Но их характер
(конструктивный или деструктивный) зависит,
прежде всего, от установок и навыков сторон
(а также от имеющихся в их распоряжении
времени и других ресурсов). Если работник
организации стремится быть услышанным
коллегами и менеджерами, он должен уметь
обосновывать и отстаивать свою позицию.
Основная причина
большинства ролевых конфликтов
сотрудников организаций –
Благоприятный
климат каждым человеком переживается
как состояние
7. Практическое
задание
Проведите системный
анализ рабочей группы
Создадим рабочую
группу для реализации какого-либо
проекта.
Данная рабочая
группа, решает новые задачи, отличающиеся
от задач, которые стоят перед
существующими функциональными
подразделениями.
Между рабочей
группой и всей организацией должна
быть устойчивая связь, так как реализация
проекта должна осуществляться в сотрудничестве
с существующими подразделениями и результат
должен быть интегрирован в имеющуюся
структуру. Например, введение дистанционной
системы образования в вузе должно происходить
в сотрудничестве с деканатами, кафедрами
и другими подразделениями.
Каждый член
рабочей группы имеет, как правило,
двух руководителей (руководителя группы
и руководителя функционального
подразделения). Для управления проектом
может быть выделен специальный руководитель.
Структура группы по проекту зависит от
сложности проекта. Если это, например,
модификация продукта, то создается ограниченная
рабочая группа, в состав которой входят
отделы разработки новой продукции, производства,
маркетинга и обслуживания. Такая группа
подчиняется руководителю соответствующего
отдела.
Если же речь
идет о радикальных нововведениях,
в составе группы могут быть выделены:
технический рабочий («руководитель»),
решающий, что и когда должны делать
сотрудники; научный ("профессиональный")
руководитель, отвечающий за качество
выполнения работы; руководитель-организатор,
обеспечивающий личные интересы сотрудников
(заработная плата и т.п.).
Руководители
образуют координационную группу, в
задачи которой входит:
• определение
цели проекта;
• назначение руководителей
рабочих групп;
• создание рабочих
групп;
• постановка задачи;
• контроль за реализацией
проекта (качество, время, расходы);
• принятие решения
о продолжении работ по проекту;
• роспуск рабочих
групп.
Рабочие группы
выполняют свою часть проекта; отвечают
за планирование и контроль, составление
отчетов для координирующей группы
и всей организации.
При отборе кандидатур
в рабочую группу руководствуются
следующими критериями:
• компетентность
и опыт;
• наличие специальных
знаний в проблемной области;
• возможность
привлечения к работе;
• власть и авторитет
в организации;
• способность
разрешать конфликтные
• отношение
к делу;
• личный интерес
и мотивация.
Надо учитывать,
что руководитель проекта играет решающую
роль в организации работы. Поэтому по
своим личным качествам, способностям
и полномочиям он должен иметь авторитет
в глазах руководителей функциональных
подразделений.
В практике менеджмента
применяются различные методики
управления рабочей группой например,
планирование бюджета и контроля за затратами;
управление информационными потоками
и т.п. Однако эти методики не являются
специальными для рабочей группы, они
применяются для управления любыми процессами.
Универсальной является и процедура организации
совещаний по проекту, принятия решений
и т.п.
Выделение этапов
в проекте должно быть тщательно
обдумано. Одной из причин неудач в
реализации проекта является нечеткая
организация сотрудничества и несогласованность
внутри рабочей группы, а также между рабочей
группой и организацией.
Данная рабочая
группа была создана под влиянием
таких психологических
Внушение (суггестия)
– это сознательное, неаргументированное
воздействие на человека или группу
людей, имеющее своей целью изменение
их состояния, отношения к чему-либо и
предрасположенности к определенным действиям.
Важнейшей особенностью
является его направленность не на
логику и разум человека, не на его
особенность мыслить и
Поощрение –
внешне активное стимулирование, побуждение
человека к положительной, инициативной,
творческой деятельности. Оно осуществляется
при помощи общественного признания успехов
людей, награждения, удовлетворения их
духовных и материальных потребностей.
Поощрение возбуждает положительные эмоции,
порождает оптимистические настроения
и здоровый социально-психологический
климат, развивает внутренние творческие
силы людей, их позитивную жизненную позицию.
От субъекта
психологического воздействия во многом
зависит результативность поощрения
людей. Он оценивает результаты их деятельности
и поведения, одобряет или осуждает те
или иные поступки, действия. Выражение
удовлетворения работой людей или всей
группы, похвала, призыв следовать примеру
лучших – все это различные приемы поощрения,
которые часто используются. Все они требуют
от субъекта психологического воздействия
наличия умений владеть методикой поощрения,
активно применять ее в своей деятельности.
Информация о работе Социально-психологические аспекты руководителя