Социально-психологические аспекты руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания. Прежде всего, надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет – останется в одиночестве. Человек, который пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоится о своем будущем.

Содержание

Введение
1. Рабочая группа, как особый тип социальной группы
2. Сущность делового общения
3. Социально-психологические особенности группы
3.1 Социально-психологический климат группы
3.2 Факторы формирования социально-психологического климата в группе
4. Степень деловой сплоченности
5. Факторы профессиональной зрелости
6. Межличностные отношения в группе
7. Практическое задание
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

1. Рабочая группа, как особый тип социальной  группы 

2. Сущность делового  общения 

3. Социально-психологические  особенности группы 

3.1 Социально-психологический  климат группы 

3.2 Факторы формирования  социально-психологического климата в группе 

4. Степень деловой  сплоченности 

5. Факторы профессиональной  зрелости 

6. Межличностные  отношения в группе 

7. Практическое  задание 

Заключение 

Список литературы 
 

Введение 

Умение общаться с деловым партнером, понимание  психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя. 

В основе человеческого  поведения лежат сокровенные  желания. Прежде всего, надо понять эти  желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет  весь мир, а кто не сможет – останется в одиночестве. Человек, который пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоится о своем будущем.  

В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей. Деловые беседы и переговоры осуществляется в вербальной форме (англ. verbal - словесный, устный). Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Поэтому тема работы связанная с деловым общением в рабочей группе является актуальной на сегодняшний день. 
 

1. Рабочая группа, как особый тип социальной группы 

Прежде всего  уточним, что же мы понимаем под термином «группа». Группой называются разновидность  социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих  друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Группа характеризуется следующими основными чертами: 

1) устойчивым  взаимодействием; 

2) отчетливо  выраженной однородностью состава; 

3) относительно  высокой степенью сплоченности; 

4) структурированностью; 

5) организованностью,  то есть упорядоченностью; 

6) открытостью  - то есть готовностью к принятию  новых членов. 

В своей работе я рассмотрю такой тип социальных групп – как рабочая группа. 

При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями: 

• компетентность и опыт; 

• наличие специальных  знаний в проблемной области; 

• возможность  привлечения к работе; 

• власть и авторитет  в организации; 

• способность  разрешать конфликтные ситуации; 

• отношение  к делу; 

• личный интерес и мотивация. 

Многие психологи  считают, что рабочая группа (руководитель плюс взаимодействующие между собой  исполнители) с точки зрения эффективности  и оперативности руководства, взаимодействия членов и экономии средств должна иметь численность не менее 5 и не более 9 человек (так называемый закон «7 плюс-минус 2»). 
 

2. Сущность делового  общения 

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс  развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники  выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. 

Известны «писаные»  и «неписаные» нормы поведения  в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма  обхождения на службе называется деловым  этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность. 

Искусство делового общения включает в себя две группы правил:  

·    нормы, действующие в сфере общения  между равными по статусу, членами  одного коллектива (горизонтальные);  

·    наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). 

Общим требованием  считается приветливое и предупредительное  отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. 

Общение как  взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с  другом, обмениваются определенной информацией  для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.  

Чтобы общение  как взаимодействие происходило  беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 

·     Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление  себя другому человеку; 

·     Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы; 

·     Обсуждение интересующей проблемы; 

·     Решение проблемы. 

·     Завершение контакта (выход из него). 

Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. 

Деловое общение  в рабочей группе – процесс  взаимосвязи и взаимодействия, в  котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. 

Деловое общение  в рабочей группе можно условно  разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между  партнерами существует пространственно - временная дистанция). 

Прямое деловое  общение в рабочей группе обладает большей результативностью, силой  эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно  действуют социально – психологические  механизмы. 

В целом деловое общение в рабочей группе отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении в рабочей группе мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Деловое общение в рабочей группе можно прекратить (по деланию участников) в любой момент. 

Деловое общение  в рабочей группе реализуется  в различных формах: 

-          Деловая беседа; 

-          Деловые переговоры; 

-          Деловые совещания; 

-          Публичные выступления. 

-          Деловые переговоры как основная  форма делового общения. 
 

3. Социально-психологические  особенности группы

 

3.1 Социально-психологический  климат группы 

  

В понятии СПК  выделяются три «климатические зоны»: 

1. социальный  климат, который определяется тем,  насколько на данном предприятии  высока осознанность работниками  общих целей и задач; 

2. моральный  климат, который определяется моральными  ценностями, общепринятыми в данном коллективе; 

3. психологический  климат, то есть неофициальная  сфера, которая складывается между  работниками, находящимися в непосредственном  контакте друг с другом. 

Существенным  показателем особенностей взаимоотношений  в группе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушений обратной связи между участниками деятельности. 

Важнейшей проблемой  в изучении социально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющим уровень психологического климата являются личность руководителя и система подбора и расстановки административных кадров. На него оказывают влияние и личностные качества руководителя, стиль и методы руководства, авторитет руководителя, а также индивидуальные особенности членов коллектива. 

Руководитель  оказывает влияние практически  на все факторы, определяющие социально-психологический  климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.

 

3.2 Факторы формирования  социально-психологического климата  в группе 

Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Таким образом, характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и социально-психологического климата в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. Социально-психологический климат зависит от стиля руководства. В своей деятельности по оптимизации социально-психологического климата руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. 

4. Степень деловой  сплоченности  

При изучении взаимной приемлемости в организации в  целом важна психологическая  совместимость тех работников, которые  вступают в контакт в силу организационных  и технологических условий. 

Оценка взаимной приемлемости изучается, как правило, на основе социометрии, различных тестовых методик.  

Информация о работе Социально-психологические аспекты руководителя