Социально-психологические аспекты командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Понятие «команды» имеет несколько значений. Если говорить в общепринятом смысле, то чаще этот термин используют как синоним «группа», но в определенных сочетаниях: спортивная команда, команда единомышленников, «Тимур и его команда» и т.д. Можно предположить, что в языке «команда» заменяет «группу» в том случае, если нужно подчеркнуть большую взаимосвязанность, взаимозависимость людей.

Работа содержит 1 файл

6.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

Заслуживает также внимания точка зрения В. М. Давыдова и И. Д. Ладанова, по мнению которых, при решении вопроса о комплектовании рабочей группы необходимо учитывать следующие моменты:

♦ взаимное дополнение потребностей — взаимоотношения  строятся на системе потребностей, состоящей из комплекса взаимообусловленных  побуждений (например, стремление к  лидерству — стремление к повиновению);.

♦  взаимная автономия потребностей — разные люди, обладая диаметрально противоположными потребностями, имеют склонность к  взаимодействию;

♦ взаимное дополнение в навыках и опыте  — недостаточные способности  одних компенсируются высокими способностями  других (например, опытный руководитель — исполнительный заместитель);

♦  взаимное дополнение в знаниях — члены  группы обладают «неперекрывающимися» знаниями, так что каждый может  учиться у другого или полагаться на компетенцию другого;

♦ общность ценностей — члены группы имеют  общую систему ценностей и  правил поведения [Давыдов и Ладанов, 1985].

Проблематика  командообразования связана также с решением вопроса относительно социально-психологической совместимости людей (см. 4.3). При комплектовании команды необходимо учитывать функционирование двух механизмов совместимости: компенсации (взаимодополнения) и синергии (подобия). При такой интерпретации объективной составляющей команды является взаимосвязанность и взаимозависимость ее членов.

Наконец, в связи с проблемой командообразования следует выделить и такой ее аспект, как роль руководителя в подборе членов команды, в частности, из числа управленческих работников. Так, Ю. В. Синягиным и И. В. Калининым [Деркач и др., 1999] проведен цикл исследований, специально посвященных изучению особенностей формирования руководителем управленческой команды. Были выявлены различные стратегии (как связанные с интересами дела, так и преследующие эгоистические цели личности) формирования подобного рода команд и показана их зависимость от индивидуальных (возраст, пол) и стилевых особенностей руководителя, психологической дистанции между ним и подчиненными.

Итак, в  основе процесса комплектования команды  лежит:

♦ исследование феномена сплоченности группы;

♦ представление  о комплектовании команды как  создании наиболее эффективной позиционной  и ролевой структуры;

♦ принятие в качестве основных принципов оптимального многообразия и совместимости, иначе  говоря, комплектование как совместимость  систем ценностей всех членов команды, согласованность индивидуальных целей  членов команды, оптимальное многообразие стилей, умений и подходов к решению  проблем;

♦ выделение  в качестве основополагающей роли в  формировании команды позиции руководителя.

Подводя некоторый итог обзору ситуации в  сфере командообразования, следует отметить, что, будучи самостоятельной практической областью психологического знания, эта проблематика тесно связана с традиционными вопросами психологии малой группы. Команда представляет собой малую группу, которую характеризует целый ряд специфических особенностей. Процесс командообразования можно рассматривать как вариант естественной групповой динамики или же как определенный набор специальных технологий для организации, стимулирования, управления социально-психологическим развитием группы. Одной из перспективных линий разработки проблем командообразования представляется дальнейшее продвижение в понимании психологического содержания феномена коллективного субъекта и категории совместной деятельности. Это создает хорошую перспективу взаимодействия отечественной и западной традиций в социально-психологических исследованиях.

Информация о работе Социально-психологические аспекты командообразования