Социально-психологические аспекты командообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Понятие «команды» имеет несколько значений. Если говорить в общепринятом смысле, то чаще этот термин используют как синоним «группа», но в определенных сочетаниях: спортивная команда, команда единомышленников, «Тимур и его команда» и т.д. Можно предположить, что в языке «команда» заменяет «группу» в том случае, если нужно подчеркнуть большую взаимосвязанность, взаимозависимость людей.

Работа содержит 1 файл

6.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

6.1. Социально-психологические  аспекты командообразования

Понятие «команды» имеет несколько значений. Если говорить в общепринятом смысле, то чаще этот термин используют как синоним «группа», но в определенных сочетаниях: спортивная команда, команда единомышленников, «Тимур и его команда» и т.д. Можно предположить, что в языке «команда» заменяет «группу» в том случае, если нужно подчеркнуть большую взаимосвязанность, взаимозависимость людей.

Интересно, что в социальной психологии вопрос об определении понятия «команда»  весьма противоречив. Многие специалисты  считают, что «команда» означает больше, чем просто «группа». Каждая команда есть группа, но не каждая группа — команда. Если суммировать существующие уточнения термина «команда», то можно выделить как минимум пять его значений:

1) объединение  людей в спорте, где под командой  понимается группа, созданная для  обеспечения совместной победы;

2)  объединение  людей, предполагающее взаимную  кооперацию и взаимопомощь;

3)  любая  группа совместно работающих  людей;

4)  группа  управленцев в организации;

5) особый  уровень диадического взаимодействия  в дружбе или супружестве [Katzenbach & Smith, 1993в].

Понятие «команда» используется в настоящее  время для описания различных  социально-психологических реальностей. Так, сами команды могут называться советами, комиссиями, целевыми группами, группами или командами, употребляемыми с добавлением прилагательных рабочая, малая, автономная, многофункциональная, самопланируемая, самоуправляемая, эффективная и т.д.

Интересно, что экономисты, определяя проблему командооб-разования, обращаются по сути к психологическим параметрам [Фаткин и Морозова, 2001]. Они пишут, что командообразование — острая проблема во всех областях, где необходимо эффективное групповое участие (в бизнесе, политике, спорте), но ее создание представляет сложный творческий процесс, требующий огромных финансовых затрат и интеллектуальных усилий. Отмечая роль руководителя в этом процессе, авторы утверждают, что далеко не каждый руководитель обладает нужными для этого навыками, знаниями и временем, и, видимо, не случайно специалисты по управлению персоналом часто рекомендуют возлагать работу по формированию команд на кадровые службы организации. Однако хотя их помощь полезна, все же основную роль в сплочении подчиненных в команду единомышленников должен играть непосредственный руководитель

Социально-психологические  аспекты командообразования

коллектива, и именно это в конечном счете является его главной задачей. Руководитель должен помочь подчиненным выработать единую систему ценностей как фундаментальную основу организационной культуры, поставить вдохновляющие цели, воодушевить на получение выдающихся результатов, создав необходимые условия и обеспечив средствами достижения.

В целом  можно отметить, что проблематика социально-психологических характеристик  ком'анды, механизмов и закономерностей ее формирования и развития пока еще не достаточно разработана как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Одна из причин такого положения (не главная, но весьма значимая), возможно, связана с тем, что понятие «команда» ассоциируется с формированием особого вида малой группы, интенсивно появляющегося в индустрии в последнее время, — «команда в бизнесе». Изучение этого типа групп вызывает определенные трудности из-за ограничения доступа исследователей в компании и запрета на опубликование результатов исследований.

Следующий после определения феномена «команды»  — это вопрос о наиболее значимых признаках команды. Многие американские ученые в качестве наиболее значимой социально-психологической характеристики команды называют общее видение [Dyer, 1987]. По мнению этих авторов, выработка общего видения позволяет снять явные и потенциальные противоречия между членами команды за счет объективации позиций каждого из их в отношении вопросов, связанных с функционированием команды. Обычно при характеристике команды отмечаются также взаимодополнение по функциям и при распределении ролей между членами команды. Сказанное относится в первую очередь к способам позиционирования команды в целом и отдельных ее членов в частности. Термин «позиционирование» означает выработку членами команды определенной системы позиций относительно друг друга по самым разным критериям: функциональное позиционирование, позиционирование точек зрения и т.д.

В ходе позиционирования ответственность  в команде распределяется так, чтобы  каждый ее член в любой момент времени  мог заменить любого из своих коллег. Следовательно, если в команде в  процессе позиционирования ее членов происходит гибкое распределение и  перераспределение ответственности, то в коллективе наряду с распределением функций жестко распределяется и  ответственность, а выполнение совместной деятельности подчиняется строгому порядку. Возможно, с этим обстоятельством  связана еще одна важная характеристика команды — способность быстро реагировать на изменения [Constantine, 1991]. Иными словами, командное поведение отличается от всех других форм группового поведения большей гибкостью, адаптивностью и стремлением к инновациям.

Другой  особенностью команды считается  присущее ее членам «понимание друг друга с полуслова». Речь идет о выработке некоторого общего языка, общего поля смыслов как в содержательном плане, так и в способах коммуникации. Этот эффект может быть достигнут как за счет опыта совместной работы, так и за счет тщательного комплектования и сыгровки членов команды, в результате которой происходит овладение отработанными процедурами взаимодействия. По мнению зарубежных авторов, члены команды представляют собой обученных индивидумов, которые являются эффективными коммуникаторами как внутри, так и за пределами команды [Wellins et al., 1991]. В отечественной социальной психологии наиболее близкой к сказанному оказывается сработанность (согласованность, сыгранность) коллектива, определяемая как эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимально возможной продуктивностью (в совместной работе) [Обозов, 1979].

Еще одной  отличительной чертой любой команды  является такое качество, как ее связанность (cohesiveness). Для классической социальной психологии содержательно сходным, но более широким понятием связанности команды является термин сплоченность группы [Кричевский и Дубовская, 1991]. Нередко связанность является критической характеристикой команды [Tannenbaum et al., 1992], она отражает чувство принадлежности к команде, командный «дух» и «командность» (teamness).

В качестве еще одной отличительной черты  исследователями упоминается способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий. Здесь команда видится как привлекательный мотивационный концепт, за счет которого можно стимулировать качественную работу и включение работников в общий контекст групповой активности.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что понятия «команда»  и «малая группа» не являются полными  синонимами (хотя иногда такое понимание  встретить можно). Команда есть группа, причем группа специфическая, особенная. Приведем определение, в котором  делается попытка обобщить все основные признаки команды: «Команда есть группа людей, взаимодополняющих и взаи-мозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. 

Она выступает  в качестве особой формы организации  людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение  ситуации и стратегических целей  команды и владеющих отработанными  процедурами взаимодействия» [Безрукова, 1999]. Если отбросить детали, связанные  с тем, что исследования в этой области проводятся в основном на материале бизнеса, то становится очевидным, что команда представляет собой  группу высокого уровня развития, т.е. речь идет о формировании коллективного  субъекта деятельности для достижения общих групповых целей. Здесь  будет уместным упомянуть отечественную  традицию психологии коллектива (см. разделы 1.2.2, 2.2), где группы высокого уровня развития рассматривались как особая психологическая реальность. В отечественных  работах по командообразованию эта традиция также нашла некоторое продолжение. Среди параметров коллектива наиболее близкими к командным характеристикам оказываются следующие:

♦ интегрированность (характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива);

♦  структурированность  (означает четкость и конкретность взаимного распределения функций, прав, обязанностей, ответственности между членами коллектива, определенность его структуры);

♦  организованность (представляет собой упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности);

♦ мотивированность, которая выражает активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности [Журавлев, 1988; Уманский, 1980; Чернышев, Крикунов, 1991].

Иногда  к анализу команд подходят, выделяя  различные виды команд. Так, Т. Ю. Базаров  предлагает следующие описания типов  команд [Базаров, 1996].

«Комбинат»

Основная  психологическая характеристика данного  типа — беспрекословное подчинение ее членов своему «сильному лидеру»  или, если использовать рабочий термин оргконсультантов, «командиру». Основания для подчинения — страх лишиться места в группе и возможность остаться без работы в «материнской организации», так как во главе групп с такого рода субкультурами становятся люди, «имеющие влияние в метрополии».

Группа  основана на соблюдении традиционной иерархии. Очень стабильна групповая  культура, действия членов в которой  четко определены, решения принимаются  оперативно — лидер обладает всей полнотой власти и определяет политику и правила группового взаимодействия. Внешние границы и внутреннее строение группы достаточно жестки. Групповые  ценности ставятся выше индивидуальных. Контроль осуществляется непосредственно лидером. Участие в процессе принятия решений в группе определяется местом субъекта во внутригрупповой иерархии. Решения принимаются в результате баланса влияний различных сил на лидера, поэтому последнее слово всегда принадлежит ему.

«Клика»

Такая группа состоит из людей, абсолютно  «доверяющих своему лидеру. Лидер "клики" в предпринимательских условиях на начальной стадии развития организации  — это такой человек, которому просто верят и внутренне готовы идти за ним. Он влияет на последователей своим видением будущего».

Группа  характеризуется тем, что не имеет  жесткой внутренней структуры. Если «герой-визионер» считает нужным создать в ней руководящее  звено, то оно в основном будет  служить для укрепления харизмы лидера и укрепления членов группы в общем видении. Оно может оказывать помощь своим членам и регулировать распределение общих ресурсов, причем принципы и нормы распределения также согласуются с видением лидера.

Система, как правило, нестабильна, имеет  размытые границы: в кризисных ситуациях  легко распадается на мелкие группы. Члены организации реализуют  в ней свои собственные интересы, исходя из собственных целей; существует значительная внутренняя конкуренция. Ценности в такой организации  — индивидуальная креативность, энергичность в постановке новых целей и разработке проектов, согласуемых с видением лидера, готовность к инновациям. Интересы индивидуальные выше групповых. Информация рассматривается как совместное знание, которое не нужно выносить вовне. Отсутствует строгая регламентация групповой деятельности, она подвержена колебаниям в устремлениях лидера.

«Кружок»

Эта субкультура  характеризуется строгим распределением полномочий и сфер деятельности внутри коллектива, высокой степенью формализации и стандартизации. Деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются правилами и процедурами, которые  редко меняются. Источник влияния  — статус. Ведущие ценности —  синхронность, параллельность, предвиден-ность. Каждый должен знать, что ему делать, и делает то, что предписано. Все идут в одну сторону. Каждый должен чувствовать себя вовлеченным и идентифицировать себя с организацией. Функции и ответственность реализуются с почти автоматической точностью. Характерны ощущение защищенности у рядовых сотрудников, исполнительность, заинтересованность в углублении специализации и отработке навыков до автоматизма.

Руководство такой культуры задает контекст и  цель, сводя к минимуму остальное  вмешательство, повседневная работа осуществляется сама собой. Главная задача лидера типа «транзактор, или наставник» состоит в том, чтобы организовать коммуникацию между специалистами. Эффективность ее зависит от рационального распределения работы и личной ответственности исполнителей.

«Команда»

Для этого  типа групп характерно открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение  задач, цели сменяются по мере необходимости. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов: подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного  выполнения задачи, сроки и этапы  ее решения постоянно контролируются.

Отношения между сотрудниками строятся на принципах  взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как катализатор  группового взаимодействия и сотрудничества.

Информация о работе Социально-психологические аспекты командообразования