Социально-психологическая характеристика конфликтов. Проблемы межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Объект нашей работы - изучение конфликта.

Предмет - социально-психологические характеристики конфликта.

Для раскрытия данной темы мы выделили следующие задачи:

определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,

раскрыть причины социальных конфликтов,

обозначить основные этапы протекания конфликтов,

предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,

нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.

Работа содержит 1 файл

не удалять!!! мой зачёт.rtf

— 273.89 Кб (Скачать)

  Существуют два варианта схизмогенеза: дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий. Симметричный развивается, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели.

  Этапы эскалации конфликта:

  1. Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов.

  Характеристика этапов:

  возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы;

   растет психическая напряженность;

  меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал эскалации.

  2. Третий этап - начало эскалации.

    Характеристика этапа:

  все надежды сосредотачиваются на действии, заменяющим бесплодные дискуссии;

  обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиций оппонента;

  никто не готов добровольно отступить.

  3. На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет.

  Характеристика этапа:

  1) у человека присутствует образ другого;

  2)человек не готов считаться с чувствами, мыслями, положением другого.

  4. на пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя.

  Характеристики этапа:

  1)на карту ставятся «священные ценности», убеждения, высшие моральные обязательства;

  2)сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага;

  3) враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт.

  Особенность этапов эскалации конфликтов заключается в том, что те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм и социального опыта конструктивного взаимодействия.

  1.5. Выводы.

  Проведя анализ имеющихся данных по вопросу социально-психологической характеристики конфликтов можно сделать следующие выводы:

  1. Конфликт - это столкновение субъектов взаимодействия, отстаивающих собственные взгляды, мнения, цели, интересы, заключающееся в противодействии друг другу.

  2. Конфликт может выполнять как отрицательные, так и положительные функции.

  3. участниками конфликта (оппонентами) могут быть непосредственно люди, группы людей, различные государственные структуры, выступающие от имени закона.

  4. существует огромное количество разнообразных видов конфликтов и их классификация производится в зависимости от ее основания.

  5. разные люди в конфликте ведут себя по разному, выбирая один из стилей поведения в конфликте в зависимости от сложившейся ситуации и личности участников.

  6. конфликт имеет свои этапы, периоды, особенности развития и затухания.

 

  

  Заключение.

  Конфликт - продукт социально-психологического взаимодействия. Внутри любого сообщества людей неизбежно возникновение соревнования и соперничества между ее членами. Различные виды борьбы создают конфликтные ситуации, обостряющие противоречия, повышающие эмоциональную возбудимость и психическую напряженность людей.

  «В тоже время конфликт не следует считать дефектом общения, он во многих случаях - страховка против застоя. Стремление добиться внешнего благополучия, нежелание, а иногда и боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и социальную пассивность»4.

  В проделанной нами работе мы рассмотрели основные социально-психологические характеристики конфликтов, выводы по которым сделаны в первой части, представили некоторые методики раскрывающие различные аспекты конфликтных ситуаций, личности в конфликте и особенности взаимоотношений людей, участвующих в конфликте. Также были приведены различные советы и рекомендации по способам позитивного разрешения конфликта от ведущих российских и зарубежных психологов. В работу включен комплекс упражнений для тренинговых занятий по данной проблеме.

  В результате мы решили следующие задачи нашего исследования:

  1. определили  понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,

  2. раскрыли причины социальных конфликтов,

  3. обозначили основные этапы протекания конфликтов,

  предоставили способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,

  представили пути и способы разрешения конфликтных ситуаций в виде рекомендаций и тренинговых методик.

Информация о работе Социально-психологическая характеристика конфликтов. Проблемы межличностных отношений