Социально психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 04:36, реферат

Описание работы

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Содержание

Введение

Социально – психологический климат в коллективе
Способы и возможности его формирования
Проблемы и их преодоления
Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

социальная психология.docx

— 54.17 Кб (Скачать)

    К общим (внешним) факторам относятся  характер общественных отношений, уровень  развития научно-технического прогресса, особенности механизма хозяйственной  деятельности, а к специфическим (внутренним) - уровень организации  и управления производства в самом  коллективе его социально-психологический  климат, личностный состав.

    Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в  значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены  коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся  в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Трудовой коллектив  формируется из отдельных работников, наделенных разными психическими свойствами, обладающими различными социальными  характеристиками. Иными словами, члены  трудового коллектива являются представителями  различных темпераментов, половозрастных и этнических групп, обладают различными привычками, взглядами, интересами, которые  по существу являются общностью или  различием их социальных позиций.

    Преобладание  тех или иных личностных качеств  у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает  ему определенную особенность, которая  может способствовать или мешать его сплочению. Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные  черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие.

    Характеристики  благоприятного социально-психологического климата:

    1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений  между работниками, оптимизм в  настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

    2. В коллективе существуют нормы  справедливого и уважительного  отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

    3. В коллективе высоко ценят  такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

    4. Члены коллектива активны, полны  энергии, они быстро откликаются,  если нужно сделать полезное  для всех дело, и добиваются  высоких показателей в труде  и профессиональной деятельности.

    5. Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание  и искреннее участие всех членов  коллектива.

    6. В отношениях между группировками  внутри коллектива существует  взаимное расположение, понимание,  сотрудничество.

    Характеристики  неблагоприятного социально-психологического климата:

    1. В коллективе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою т.з. главной и нетерпим к мнению остальных.

    2. В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

    3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие,  не в почете.

    4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться  от остальных, коллектив невозможно  поднять на общее дело.

    5. Успехи или неудачи одного  оставляют равнодушными остальных  членов коллектива, а иногда вызывают  нездоровую зависть или злорадство.

    6. В коллективе возникают конфликтующие  между собой группировки, отказывающиеся  от участия в совместной деятельности.

    7. В трудных случаях коллектив  не способен объединиться, возникают  растерянность, ссоры, взаимные  обвинения; коллектив закрыт и  не стремится сотрудничать с  другими коллективами.

 

     3 Проблемы и их преодоление

    В психологии конфликт (К) определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с  другом тенденций, отдельно взятого  эпизода в сознании, в межличностных  взаимодействиях или межличностных  отношениях индивидов или групп  людей, связанных с отрицательными переживаниями» (Краткий психологический  словарь.)

    Исходя  из определения, в конфликте можно  выделить три основные компонента:

    1. В конфликте всегда присутствует  противоречие, столкновение позиций,  за которым стоит различие  интересов, ценностей или нормативных  представлений сторон. Участники  конфликта ощущают, что выигрыш  первой стороны - это проигрыш  для другой.

    2. В конфликте всегда затрагиваются  значимые для человека интересы  или представления (независимо  от того, о чем идет речь), что  является причиной выраженных  отрицательных эмоций у участников  и становится часто основным  препятствием в поиске разумного  выхода из создавшегося положения.

    3. Конфликт также обязательно предполагает  элемент конфликтного поведения-противодействия,  возникающего при попытке решить  противоречие.

    В социальной психологии существует многовариантная  типология конфликта в зависимости  от критериев, которые берутся за основу.

    Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия) может быть описан с помощью основных параметров взаимодействия.

    Ценности  взаимодействия. Любой вид взаимодействия наделяется его участниками тем  смыслом, который они для себя в нем видят или хотели бы видеть. Ценностная сторона взаимодействия людей, в сущности, ставит вопрос «зачем»  или «ради чего». Независимо от того, формулируют ли сами участники взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у них всегда существуют доминирующие ценности, которые  направляют их действия, создавая определенную модель их поведения во взаимодействии.

    Интересы  участников взаимодействия. Каждый человек  входит в ситуацию взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них  люди рассматривают для себя в  качестве целей, без реализации которых  данная ситуация перестает их удовлетворять.

    Средства (способы, пути) реализации целей. Наличие  определенных целей предполагает и  наличие или поиск соответствующих  средств, способов, путей их достижения. Вопрос о способах затрагивает процессуальную сторону взаимодействия, его организацию - «как это делается».

    Потенциал участников взаимодействия. Успешное решение задач взаимодействия предполагает, что его участники имеют уровень  компетентности, сумму знаний, набор  навыков (пусть самых простейших), физические возможности, необходимые  для его осуществления, то есть их потенциал соответствует комплексу  требований, предъявляемых взаимодействием.

    Правила взаимодействия (предполагаемый вклад  каждого участника в общее  взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия каждого  в принятии общих решений, правила  «поведения» по отношению друг к  другу и т. д.).

    По  каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и  конфликтные ситуации.

    Характеристика  конфликта может быть дана и в  зависимости от:

    А) вовлеченных в него субъектов:

    - внутриличностные;

    - межличностные;

    - межгрупповые;

    - между отдельным человеком и  группой.

    Б) исхода:

    - деструктивные;

    - конструктивные.

    В) вовлеченных организационных уровней:

    - горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);

    - вертикальные (при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней).

    Г) длительности протекания:

    - кратковременные;

    - затяжные.

    Д) источника возникновения:

    - субъективные (личные качества, индивидуальные  особенности участников конфликта);

    - объективные (экономические, технологические,  организационные факторы).

    Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты.

    - Конфликт принято называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей;

    - В нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт перестает быть средством достижения целей, но становится самоцелью, иногда - способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности. Для разрешения его нужно перевести в реалистический.

    Структура конфликта

    Каждый  конфликт имеет более или менее  четко выраженную структуру В любом конфликте присутствуют:

    а) объект конфликтной ситуации, связанный  либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых  и личных отношений конфликтующих  сторон;

    б) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и  убеждениями, материальными и духовными  интересами;

    в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;

    г) подлинные причины, которые важно  суметь отличить от непосредственного  повода столкновения.

    Стадии  протекания конфликта

    - стация потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

    - стадия перехода потенциального конфликта в реальный или осознание участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

    - стадия конфликтных действий;

    - стадия снятия или разрешения конфликта.

    Способы разрешения конфликтов

    Стратегии конфликтного взаимодействия

    По  мнению специалистов, в 80% организационных  конфликтов может быть найдено решение, полностью удовлетворяющее обе  стороны. Но в реальной жизни это  происходит гораздо реже.

    Наиболее  частыми препятствиями к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации являются:

    - представление этого выхода участниками  конфликта исключительно в виде  своей победы;

    - подмена поиска удовлетворяющего  обе стороны решения борьбой  за свои интересы или представления;

    - эмоциональные аспекты, препятствующие  компромиссу или уступкам; неадекватности;

    - недостаток открытости общения  и отсутствие атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества;

    - недостаточность навыков ведения  переговоров и выработки компромисса,  тенденция к использованию неэффективных  стратегий.

    В конфликтной ситуации ее участники  оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации:

Информация о работе Социально психологический климат в коллективе