Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:21, реферат
Как известно, основа семейной политики любого государства— это закон, правовые нормы. Однако, «отношения семейные, т. е. супружеские и родственные, по натуре своей физико-нравственного свойства, и возникают, равно как и существуют, помимо всякого права», поэтому регулирование брачно-семейных отношений сложно уже в силу двойной природы брака — нематериальной и материальной его сторон. В дореволюционной России эти области были поделены между Церковью и государством.
1.Введение....................................................................................................................3
2.История вопроса........................................................................................................3
3.Государство и Церковь..............................................................................................4
4.Семья и нравственность............................................................................................7
5.Супруги.......................................................................................................................8
6.Родители и дети.......................................................................................................10
7.Выводы.....................................................................................................................12
8.Список литературы..................................................................................................14
Дети
имели следующие права:
право
на получение фамилии отца;
право
на получения прав состояния отца;
местом
жительство несовершеннолетних детей
являлся родительский дом;
право
на причисление к вероисповеданию
родителей;
право
на содержание со стороны родителей;
право
на защиту, в том числе в суде,
со стороны родителей;
право
на получение воспитания и образования.
В
дореволюционной России удовлетворение
потребностей детей было возложено на
родителей, однако и государство старалось
поддержать детей. В«Своде» четко прописаны
права и обязанности родителей по отношению
к детям.
Отец
передавал детям свою фамилию
и, согласно «Своду законов о состояниях»,—
права состояния, причем повышение состояния
родителей, по общему правилу, было в пользу
детей, а понижение не влияло на их положение:
лишение прав состояния не распространялось
на детей, рожденных или зачатых до осуждения
и лишения прав состояния.
Закон
был настолько снисходителен к детям,
что, согласно «Своду законов о состояниях»,
если отец получал чин или награждался
орденом, дающим право на дворянство уже
после смерти (по неведению о ней при награждении),
то дети в обоих случаях становились дворянами.
В
«Уставе о паспортах» отмечено, что до
достижения совершеннолетия дети были
обязаны жить с родителями. В этом отношении
закон старался не разлучать детей с родителями,
даже если те— преступники: согласно «Уставу
о ссыльных», если супруг осужденного
следовал в ссылку вместе с ним, то и дети
отправлялись с ними, если в живых был
только осужденный супруг и общество или
родственники не брали детей на попечение,
то они следовали за родителем.
Родители
были обязаны содержать несовершеннолетних
детей: давать им пропитание, одежду и
воспитание по своим возможностям.
Также
родители должны были дать детям хорошее
нравственное воспитание (семейное или
общественное), после чего определить
сыновей на службу или в промысел,
а дочерей— выдать замуж.
Согласно
«Уставу гражданского судопроизводства»,
родители являлись представителями детей
в суде и могли подавать иски в случае
обиды детей.
По
закону родители не имели прав на жизнь
детей и за их убийство подвергались
уголовной ответственности, таким
образом, законодательно аборты были запрещены.
Родительская
власть распространялась на детей обоего
пола и любого возраста и ограничивалась
лишь при поступлении детей в
общественное училище или на службу
и вступлением дочерей в
В
статье 165 «Свода» сказано, что для
исправления строптивых и неповинующихся
детей родители имеют право применять
«домашние исправительные меры». Если
они оказались
В
этом случае перед родителями вставала
нравственная дилемма, которую разрешали,
исходя из собственных представлений
о добре и зле. На практике, даже если родители
и обращались в суд с просьбой о заключении
кого-либо из своих детей в тюрьму, их просьбы
практически никогда не удовлетворялись.
Дореволюционное
законодательство не оставляло без внимания
злоупотребления родительской властью
и преступления по отношению к детям со
стороны родителей, однако для государства
защита целостности брака и интересов
родителей была важнее. Предполагалось,
что отец, движимый христианскими идеалами,
не будет злоупотреблять своей властью.
Если
же родители вовлекали их в свои
преступления посредством употребления
своей власти или внушений, то, согласно
«Уложению о наказаниях уголовных
и исправительных», они подвергались
за это «высшей мере наказаний или взысканий»,
установленной законом для таких преступлений,
даже если они не участвовали в них сами.
За
злоупотребление властью
Мы
видим, что родители ни при каких
обстоятельствах не лишались своей
власти над детьми, что было не всегда
разумным. Правительство осознавало
необходимость реформ в этой сфере,
однако намерение изменить законодательство
не было реализовано.
Обязанностей
детей по отношению к родителям
было меньше. Поскольку воспитание
невозможно без послушания детей
родителям, дети должны были почитать
родителей и быть им послушными.
Согласно
«Уставу гражданского судопроизводства»,
им запрещалось свидетельствовать против
родителей в суде.
Дети
были обязаны содержать престарелых
родителей в соответствии со своими
возможностями. Согласно «Уставу о
наказаниях, налагаемых мировыми судьями»
несоблюдение этой обязанности влекло
за собой заключение в тюрьму на срок до
трех месяцев..
В
законе также прописывалась защита
родителей от посягательств детей.
За убийство отца или матери полагалось
самое суровое наказание: бессрочная
ссылка в Сибирь на каторгу и заключение
в остроге без права ослабления условий
содержания; срок каторги ограничивался
только неспособностью осужденного к
труду по старости.
За
причинение вреда здоровью и умственным
способностям родителей дети приговаривались
к наказаниям, увеличенным на две
степени по сравнению с обычными наказаниями.
В
«Своде» рассмотрены четыре категории
детей:
законные
дети;
дети
от браков недействительных;
внебрачные
дети;
усыновленные
дети.
Вопросы
усыновления и опекунства достаточно
сложны, поэтому мы ограничимся их
кратким рассмотрением.
Дети,
рожденные в браке, признанном недействительным,
получали все права детей законных
и оставались с родителем, невиновным
в заключении незаконного брака.
Содержать ребенка обязаны были
оба родителя, сообразно своим
средствам. После смерти родителя, у
которого оставался ребенок, или в случае
лишения его родительской власти, дети,
если не назначался особый опекун, переходили
под родительскую власть другого родителя.
Внебрачные
дети становились законными и
получали все права законных детей
в случае брака их родителей. Хотя прямо
об этом нигде не говорится, внебрачные
дети оставались с матерью и наследовали
только имущество матери.
Ребенка,
не достигшего совершеннолетия, содержали
оба родителя. В случае способности ребенка
содержать себя самому или замужества
(для дочери), родители могли прекратить
содержание до наступления совершеннолетия.
Отец внебрачного ребенка был обязан содержать
не только его, но и мать, если уход за ребенком
лишал её возможности зарабатывать себе
на жизнь.
Отец,
содержащий внебрачного ребенка, имел
право надзора за его содержанием и воспитанием
и мог быть назначен его опекуном в предпочтительном
порядке.
Усыновлять
детей дозволялось лицам старше
30 лет, старше усыновляемого не менее
чем на 18 лет и имеющим общую гражданскую
правоспособность, у которых не было собственных
детей и которые не были обречены на безбрачие
по сану.
Усыновлять
собственных детей можно было
только при отсутствии собственных
несовершеннолетних законных и узаконенных
детей.
Усыновлять
детей-христиан дозволялось только христианам,
а нехристиан— нехристианам . Это было
сделано с целью защиты детей от принуждений
со стороны приемных родителей сменить
вероисповедание.
Для
усыновления требовалось
Выводы
Вопросам
семейной политики в России начала
XX в. уделялось большое внимание,
к их обсуждению привлекались лучшие
умы своего времени— не только государственные
деятели, но и виднейшие ученые, мыслители,
философы, историки, цивилисты.
Семейную
жизнь регулировали два института: Церковь
и государство. Церковь регулировала личные
отношения, государство— имущественные.
Оба института поддерживали традиционные
семейные ценности.
Кроме
того, Церковь защищала автономию
семьи и не позволяла государству
вмешиваться в жизнь семьи. Царская семья
служила символом, образцом и опорой семейственности.
Брак
рассматривался законом как комплексное
явление, и признавались религиозная,
нравственная, экономическая и юридическая
составляющие брака.
Разделение
обязанностей между супругами было четко
прописано. Разделение ролей внутри семьи
соответствовало традиционным представлениям.
Родители имели широкие права и значительные
обязанности по отношению к детям.
Однако
необходимо отметить, что, не смотря на
всю жесткость, закон старался, как
в имущественном, так и в моральном плане,
поддерживать наименее защищенных членов
семьи— женщин и детей.
При
этом закон был крайне гибок в
вопросах материальной составляющей брака,
а также учитывал географические,
религиозные и другие различия.
Хотя
дореволюционное русское
Основной
проблемой, с которой сталкивалось
законодательство, было несоблюдение
норм права, которое приводило к тому,
что их потенциал не реализовывался полностью.
Исходя
из всего вышесказанного, можно утверждать,
что семейная политика в дореволюционной
России достигала своих целей— преобладали
прочные брачные союзы, опиравшиеся на
нравственные идеалы, семья была в основном
не зависима от государства, поэтому решение
вопросов, касающихся внутренней жизни
семьи, было прерогативой самой семьи.
В заключение сделаем важное замечание о том, что перенимать законодательную базу той эпохи (как предлагается рядом правоведов, в частности А. Б. Зубовым) следует с крайней осторожностью, т. к. императорская Россия была аграрным государством. Консервативная патриархальная семейная политика была тогда наиболее уместна. В настоящее время образ жизни населения коренным образом изменился, поэтому перед принятием той или иной нормы необходим тщательный анализ последствий её применения.
Список
литературы
Информация о работе Социально – психологический портрет русской семьи в начале XX века