Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:21, реферат
Как известно, основа семейной политики любого государства— это закон, правовые нормы. Однако, «отношения семейные, т. е. супружеские и родственные, по натуре своей физико-нравственного свойства, и возникают, равно как и существуют, помимо всякого права», поэтому регулирование брачно-семейных отношений сложно уже в силу двойной природы брака — нематериальной и материальной его сторон. В дореволюционной России эти области были поделены между Церковью и государством.
1.Введение....................................................................................................................3
2.История вопроса........................................................................................................3
3.Государство и Церковь..............................................................................................4
4.Семья и нравственность............................................................................................7
5.Супруги.......................................................................................................................8
6.Родители и дети.......................................................................................................10
7.Выводы.....................................................................................................................12
8.Список литературы..................................................................................................14
Московский
государственный
областной университет
Факультет психологии
Кафедра
психологического консультирования
Реферат на семинар по дисциплине
психология семейных отношений
на
тему
«Социально
– психологический портрет русской семьи
в начале XX века »
Выполнил: студентка 4 курса
Кулёва
А.А.
Проверил:
ст. пр. Олейникова А.С.
Москва,
2010
Содержание
Введение
Декреты
«О гражданском браке, о детях
и о ведении книг актов гражданского
состояния» от18 декабря 1917г. И «О расторжении
брака» от 19 декабря 1917 г. ознаменовали
собой начало новой эпохи в отечественной
семейной политике. Основное изменение
состояло в отстранении Церкви от решения
вопросов заключения и расторжения браков
и ведения книг состояния и передача этих
функций государству.
Как
известно, основа семейной политики любого
государства— это закон, правовые нормы.
Однако, «отношения семейные, т. е.
супружеские и родственные, по натуре
своей физико-нравственного свойства,
и возникают, равно как и существуют, помимо
всякого права», поэтому регулирование
брачно-семейных отношений сложно уже
в силу двойной природы брака — нематериальной
и материальной его сторон. В дореволюционной
России эти области были поделены между
Церковью и государством.
Семейное
право дореволюционной России прошло
долгий путь развития и выросло из русского
обычного права, византийских светских
законов, церковного права и европейского
законодательства.
История
вопроса
В
XIX— начале XX в. вопросами семейной
политики интересовались ученые-правоведы,
историки, философы, писатели, церковные,
общественные и государственные деятели:
А. И.
Загоровский, М. Ф. Владимирский-Буданов,
С. В.
Пахман, К. А. Неволин, Д. И. Мейер, К. П. Победоносцев, В. И.
Сергеевич, В. И. Синайский, Г. Ф. Шершеневич, А. Д. Способин, С. П. Григоровский, А. Л.
Боровиковский, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, И. В. Гессен, Н. С. Суворов, А. А. Дернов, Е. Е. Голубинский, Н. Л.
Дювернуа, Л. И. Петражицкий и многие
другие.
Большой
исторический материал был накоплен
Н. М.
Карамзиным, М. М. Щербатовым, В. О. Ключевским, С. М. Соловьевым, И. Е. Забелиным, М. М. Богословским.
В
советское время интерес к
брачно-семейному
В
этот период к исследованию семьи до
революции 1917 г. ученые подходили в основном
с этнографических либо с чисто исторических
позиций, занимаясь типологией древнерусской
семьи и проблемами определения статуса
супругов. Имеются ввиду работы Б. А.
Рыбакова, Б. Д. Грекова, И. Я. Фроянова, С. В. Юшкова, В. Л. Янина.
Современные
исследователи, как правило, рассматривают
большие исторические периоды в
развитии института брака в России.
В последние годы появился ряд
работ и учебных пособий, посвященных
правовому регулированию
Демографы
также уделяют мало внимания семейной
и демографической политике дореволюционной
России начала XX в., их интересуют исключительно
вопросы брачности, рождаемости, смертности,
реже— миграции населения. Семейной политикой
данного периода сейчас занимаются прежде
всего историки и даже математики— Б. Н.
Миронов, Ю. М. Гончаров, С. А. Нефедов.
Государство
и Церковь
Чтобы
составить представление о
Под
семейной политикой обычно подразумевается
комплекс мер, направленных на поддержку
и защиту семьи, создание условий для реализации
её функций. Однако важно отметить, что
при обращении к семейной политике дореволюционной
России мы не можем использовать это понятие
современной науки, не расширив его: семейная
политика в то время также была нацелена
на сохранение традиционных семейных
ценностей, исторически сложившихся условий
жизни семьи, её автономности (независимости
семьи от государства).
В
статье мы будем в первую очередь
опираться на издание «Свода законов Российской
империи» (далее «Свод»), куда в X том—
«Свод законов гражданских»— вошло семейное
право, а в добавленный позже XVI том— гражданское
судопроизводство.
Первое
издание «Свода» в пятнадцати
томах вышло в1832 г. под редакцией М. М.
Сперанского, туда были сведены все нормы,
извлеченные из ранее действовавших актов.
Хотя «Свод» был создан для удобства, он
получил высочайшую конфирмацию и тем
самым приобрел статус закона.
До1832
г. специального кодекса гражданского
права в России не было. Издание «Свода»,
регулярно дополнявшегося новыми нормами,
оставалось главным источником гражданского
права вплоть до конца правления Николая
II.
Согласно
закону, в Российской империи гарантировалась
свобода вероисповедания тем не менее
основной религией было православие.
Императором
могло быть лицо только православного
исповедания, и он являлся верховным защитником
и хранителем догматов господствующей
веры и блюстителем правоверия.
«В
этих статьях наших законов
Тем
самым подчеркивалось, что Церковь
занимала подчиненное положение
в государстве, однако её законы оставались
непреложными и для самого царствующего
монарха. Именно глава государства служил
защитником и опорой православия, хранителем
традиций, а его семья— образцом семейного
союза.
Правовые
понятия о браке и семье
сложились в России главным образом
на основе византийского светского
и церковного права. В свете этого
традиционные семейные ценности опирались
на христианские понятия, брак рассматривался
правом как «акт религиозный по преимуществу».
Правоведы были единодушны в том, что «Свод гражданских законов отсылает к определениям церковного права и тем как бы признает, что брак есть учреждение, которое столько же, если не более, относится к каноническому праву, сколько и к праву гражданскому».
Жизнь
дореволюционной семьи
Так на начало XX в. выглядело свидетельство о записи в метрическую книгу о рождении подданного Российской империи, выдаваемое духовной консисторией. Сами книги хранились в приходских церквях. Свидетельство заверялось несколькими уполномоченными лицами консистории, прикладывалась печать, уплачивался гербовый сбор.
В
то же свидетельство при
Вопросами
брака и развода занимались духовные
суды, кроме случаев, подлежащих ведению
гражданских или уголовных
Законы
о браке повторяли евангельские
заповеди. Согласно «Своду» супруги
обязаны были жить вместе, ср.:«…да прилепится
[муж] к жене своей».
Поддержка
супругами друг друга в их совместной
жизни была возложена на них самих,
а не на государство, Церковь или
какой-либо общественный институт.
В
основе закона лежали христианские идеи,
ибо супруги-христиане не только «одна
плоть», они близки друг другу и по духу,
«близки Кровию Христовою»:
«Муж
обязан любить жену свою как собственное
тело, жить с нею в согласии, уважать,
защищать, извинять её недостатки и
облегчать её немощи».
«Жена
обязана повиноваться мужу своему как
главе семейства, пребывать к нему в любви,
почтении».
Известный
канонист Н. А. Заозерский довел эти
положения права до их логического завершения,
соглашаясь с позицией видного швейцарского
правоведа и государственного деятеля
И.- К. Блюнчли в том, что:
Информация о работе Социально – психологический портрет русской семьи в начале XX века