Социально – психологический портрет русской семьи в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Как известно, основа семейной политики любого государства— это закон, правовые нормы. Однако, «отношения семейные, т. е. супружеские и родственные, по натуре своей физико-нравственного свойства, и возникают, равно как и существуют, помимо всякого права», поэтому регулирование брачно-семейных отношений сложно уже в силу двойной природы брака — нематериальной и материальной его сторон. В дореволюционной России эти области были поделены между Церковью и государством.

Содержание

1.Введение....................................................................................................................3


2.История вопроса........................................................................................................3


3.Государство и Церковь..............................................................................................4


4.Семья и нравственность............................................................................................7


5.Супруги.......................................................................................................................8


6.Родители и дети.......................................................................................................10


7.Выводы.....................................................................................................................12


8.Список литературы..................................................................................................14

Работа содержит 1 файл

Реферат. Портрет русской семьи в начале XX века.doc

— 600.00 Кб (Скачать)

Московский  государственный  областной университет 

   Факультет психологии

   Кафедра психологического консультирования 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Реферат на семинар по дисциплине

   психология  семейных отношений

   на  тему 

   «Социально – психологический портрет русской семьи в начале XX века » 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил: студентка 4 курса

   Кулёва  А.А. 

   Проверил: ст. пр. Олейникова А.С. 
 
 
 
 

   Москва, 2010 
 

    Содержание 
 

  1. Введение....................................................................................................................3
 
  1. История вопроса........................................................................................................3
 
  1. Государство и Церковь..............................................................................................4
 
  1. Семья и нравственность............................................................................................7
 
  1. Супруги.......................................................................................................................8
 
  1. Родители и  дети.......................................................................................................10
 
  1. Выводы.....................................................................................................................12
 
  1. Список литературы..................................................................................................14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 

    Декреты «О гражданском браке, о детях  и о ведении книг актов гражданского состояния» от18 декабря 1917г. И «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. ознаменовали собой начало новой эпохи в отечественной семейной политике. Основное изменение состояло в отстранении Церкви от решения вопросов заключения и расторжения браков и ведения книг состояния и передача этих функций государству. 

    Как известно, основа семейной политики любого государства— это закон, правовые нормы. Однако, «отношения семейные, т.е. супружеские и родственные, по натуре своей физико-нравственного свойства, и возникают, равно как и существуют, помимо всякого права», поэтому регулирование брачно-семейных отношений сложно уже в силу двойной природы брака — нематериальной и материальной его сторон. В дореволюционной России эти области были поделены между Церковью и государством. 

    Семейное  право дореволюционной России прошло долгий путь развития и выросло из русского обычного права, византийских светских законов, церковного права и европейского законодательства. 
 

    История вопроса 
 

    В XIX— начале XX в. вопросами семейной политики интересовались ученые-правоведы, историки, философы, писатели, церковные, общественные и государственные деятели: А.И. Загоровский, М.Ф. Владимирский-Буданов, С.В. Пахман, К.А. Неволин, Д.И. Мейер, К.П. Победоносцев, В.И. Сергеевич, В.И. Синайский, Г.Ф. Шершеневич, А.Д. Способин, С.П. Григоровский, А.Л. Боровиковский, Л.Н. Толстой, В.В. Розанов, И.В. Гессен, Н.С. Суворов, А.А. Дернов, Е.Е. Голубинский, Н.Л. Дювернуа, Л.И. Петражицкий и многие другие. 

    Большой исторический материал был накоплен Н.М. Карамзиным, М.М. Щербатовым, В.О. Ключевским, С.М. Соловьевым, И.Е. Забелиным, М.М. Богословским. 

    В советское время интерес к  брачно-семейному законодательству Российской империи, конечно же, упал, т.к. оно строилось на понятиях, принципиально отличных от утопических идей о семье и браке. Теоретики марксизма-ленинизма опирались на работы Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Бебеля, Д. Вераса, К.-А. де Сен-Симона, в которых вопросам семьи в будущем идеальном обществе уделялось большое внимание. 

    В этот период к исследованию семьи до революции 1917 г. ученые подходили в основном с этнографических либо с чисто исторических позиций, занимаясь типологией древнерусской семьи и проблемами определения статуса супругов. Имеются ввиду работы Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, И.Я. Фроянова, С.В. Юшкова, В.Л. Янина. 

    Современные исследователи, как правило, рассматривают  большие исторические периоды в  развитии института брака в России. В последние годы появился ряд  работ и учебных пособий, посвященных  правовому регулированию семейных отношений в досоветской России, в которых рассматривается период конца XIX— начала XXв. Тем не менее, не смотря на наличие трудов А.М. Нечаевой, М.В. Антокольской, Н.С. Нижник, А.Ю. Колинько, этот период остается одним из наименее разработанных. 

    Демографы также уделяют мало внимания семейной и демографической политике дореволюционной России начала XX в., их интересуют исключительно вопросы брачности, рождаемости, смертности, реже— миграции населения. Семейной политикой данного периода сейчас занимаются прежде всего историки и даже математики— Б.Н. Миронов, Ю.М. Гончаров, С.А. Нефедов. 
 

    Государство и Церковь 
 

    Чтобы составить представление о семейной политике Российской империи начала XX в. следует сперва рассмотреть, каким  установлениям подчинялась жизнь дореволюционной семьи. Каковы были доли участия Церкви и государства в семейной политике, кто брал на себя главную функцию регулирования норм семейного права? И сильно ли отличался закон от применения его на практике, исполнялся ли он? 

    Под семейной политикой обычно подразумевается комплекс мер, направленных на поддержку и защиту семьи, создание условий для реализации её функций. Однако важно отметить, что при обращении к семейной политике дореволюционной России мы не можем использовать это понятие современной науки, не расширив его: семейная политика в то время также была нацелена на сохранение традиционных семейных ценностей, исторически сложившихся условий жизни семьи, её автономности (независимости семьи от государства). 

    В статье мы будем в первую очередь опираться на издание «Свода законов Российской империи» (далее «Свод»), куда в X том— «Свод законов гражданских»— вошло семейное право, а в добавленный позже XVI том— гражданское судопроизводство. 

    Первое  издание «Свода» в пятнадцати томах вышло в1832 г. под редакцией М.М. Сперанского, туда были сведены все нормы, извлеченные из ранее действовавших актов. Хотя «Свод» был создан для удобства, он получил высочайшую конфирмацию и тем самым приобрел статус закона. 

    До1832 г. специального кодекса гражданского права в России не было. Издание «Свода», регулярно дополнявшегося новыми нормами, оставалось главным источником гражданского права вплоть до конца правления Николая II. 

    Согласно  закону, в Российской империи гарантировалась  свобода вероисповедания тем не менее основной религией было православие.  

    Императором могло быть лицо только православного исповедания, и он являлся верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия. 

    «В  этих статьях наших законов оставляется за Государем Императором церковное верховенство по отношению к господствующей религии». Однако «права самодержавной власти касаются предметов церковного управления, а не самого содержания положительного вероисповедания, догматической и обрядовой её стороны». 

    Тем самым подчеркивалось, что Церковь  занимала подчиненное положение  в государстве, однако её законы оставались непреложными и для самого царствующего монарха. Именно глава государства служил защитником и опорой православия, хранителем традиций, а его семья— образцом семейного союза. 

    Правовые  понятия о браке и семье  сложились в России главным образом  на основе византийского светского  и церковного права. В свете этого  традиционные семейные ценности опирались  на христианские понятия, брак рассматривался правом как «акт религиозный по преимуществу». 

    Правоведы были единодушны в том, что «Свод гражданских законов отсылает к определениям церковного права и тем как бы признает, что брак есть учреждение, которое столько же, если не более, относится к каноническому праву, сколько и к праву гражданскому».

    Жизнь дореволюционной семьи подчинялась  в большей степени установлениям  Церкви, без участия Церкви не проходило  ни одно важное событие в семье. Именно Церковь регистрировала рождения и  смерти, заключение и расторжение браков, вела статистику.

      

     

    Так на начало XX в. выглядело свидетельство  о записи в метрическую книгу  о рождении подданного Российской империи, выдаваемое духовной консисторией. Сами книги хранились в приходских церквях. Свидетельство заверялось несколькими уполномоченными лицами консистории, прикладывалась печать, уплачивался гербовый сбор.

    В то же свидетельство при необходимости  вносилась запись о дате и месте  венчания первым и последующими браками (если они имели место), что заверялось уже печатью церкви, в которой совершалось бракосочетание.  

    Вопросами брака и развода занимались духовные суды, кроме случаев, подлежащих ведению  гражданских или уголовных судов.

    Законы  о браке повторяли евангельские заповеди. Согласно «Своду» супруги  обязаны были жить вместе, ср.:«…да прилепится [муж] к жене своей». 

    Поддержка супругами друг друга в их совместной жизни была возложена на них самих, а не на государство, Церковь или  какой-либо общественный институт. 

    В основе закона лежали христианские идеи, ибо супруги-христиане не только «одна плоть», они близки друг другу и по духу, «близки Кровию Христовою»: 

    «Муж  обязан любить жену свою как собственное  тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять её недостатки и  облегчать её немощи». 

    «Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении». 

    Известный канонист Н.А. Заозерский довел эти положения права до их логического завершения, соглашаясь с позицией видного швейцарского правоведа и государственного деятеля И.- К. Блюнчли в том, что: 

Информация о работе Социально – психологический портрет русской семьи в начале XX века