Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

Старение населения России не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах. Население России можно охарактеризовать как «зрелое», достаточно сбалансированное по возрастным группам. Индекс старения (отношение численности населения в пенсионных возрастах к численности детей и молодежи до 20 лет) составляет менее 1,0. Тем не менее, ожидается, что уже с 2000 г. доля людей старше 60 лет превысит долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти, поэтому к 2015 г. среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет.

Работа содержит 1 файл

Ср с пожилыми.docx

— 52.67 Кб (Скачать)

С точки зрения обеспечения  действенной заботы о россиянах старших  возрастных групп  с ограниченными  доходами перспективной  остается интеграция в сеть социального  обслуживания учреждений медицинской ориентации (социальные койки, отделения, больницы, социальные аптеки, социальные отделения в поликлинической сети, санаторно-оздоровительные отделения, социальные учреждения паллиативного ухода). 

Первоочередной  задачей является развитие внутренней инфраструктуры учреждений социального обслуживания, в том числе  путем усиления психологических и медико-социальных служб. Центры социального обслуживания в перспективе будут более эффективно обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной деятельности пожилых, а также проведения образовательно-просветительной работы в их среде.

§2. Сущность социальной политики в отношении  инвалидов 

Социальная  политика по отношению  к лицам с ограниченными  возможностями осуществляется по двум направлениям: 

•   с точки зрения общественных, глобальных проблем — изменения  общественного мнения к проблеме инвалидности, формирования среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства и т. п.; 

•   с точки зрения отдельного индивида — создание необходимых  условий для адаптации  к новым жизненным  условиям с учетом индивидуальных особенностей. 

В Рекомендациях к  реабилитационным программам 44 сессии Парламентской  Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечалось, что «инвалидность - это ограничения  в возможностях, обусловленные  физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью». 

Значительные  усилия по изменению  общественного отношения  к инвалидности играет ООН, ее специализированные учреждения, другие организации международного сообщества. 

В связи с этим осуществляется долгосрочная стратегия  для полной реализации Всемирной программы  действий в отношении  инвалидов после  завершения Десятилетия  инвалидов Организации  Объединенных Наций. Главная цель этих мероприятий - создание общества для всех к 2000 г. и объединение усилий как развивающихся, так и развитых стран, необходимых для мобилизации внимания и ресурсов стран мира для решения проблем лиц с инвалидностью. Существенным вкладом в решение проблем инвалидности стала разработка Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (48 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 14 декабря 1993 г.). 

В России также происходит изменение отношения  к проблемам инвалидности. 

В 1995 г. был принят Федеральный  закон «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации», в котором впервые  в отечественном  законодательстве приоритетом  социальной политики государства в  отношении инвалидов  становится реабилитация. 

Закон предусматривает ряд специальных прав для инвалидов, без которых они не могут успешно интегрироваться в общество: 

•   право на медицинскую  помощь (бесплатно  или на льготных условиях); право на медицинскую  реабилитацию (ст. 13); 

•   право на обеспечение  беспрепятственного доступа к информации (ст. 14); 

•   право на обеспечение  беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15); 

•   право на обеспечение  жилой площадью (с  оборудованием специальными средствами и приспособлениями) (ст. 17); 

•   право на образование  инвалидов (ст. 19); 

•   право на трудоустройство (ст. 20); 

•   право на материальное обеспечение (ст. 27); 

•   право на социально-бытовое  обслуживание (ст. 28); 

•   право на санитарно-курортное  лечение (ст. 29); 

•   право на транспортное обслуживание (ст. 30); 

, • право на  создание общественных  объединений (ст. 33). Во исполнение  этого закона Правительство  РФ своим постановлением  от 13.08.96 № 965 утвердило  «Положение о признании  лица инвалидом»  и «Примерное положение  об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы». 

Совместным  постановлением Минтруда России, Минздрава  России от 29.01.96 № 1/30 утверждены «Классификация и временные критерии, используемые при  осуществлении медико-социальной экспертизы». 

Министерство труда и социального развития РФ утвердило Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации постановление Министерства от 14.12.96 № 14). К Примерному положению приложена карта индивидуальной программы реабилитации (ИПР), содержащая мероприятия по медицинским, социальным и профессиональным аспектам реабилитации. 

В соответствии с Федеральным  законом Правительство  РФ издало распоряжение от 19.02.96 № 210-р «О государственной  службе реабилитации инвалидов» и постановление  от 3.04.96 № 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы». 
 

Министерство  труда и социального  развития РФ совместно  с заинтересованными  министерствами разработало  и приняло постановление  от 23.12.96 № 21/417/515 «Об  утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении». Образовательные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение в постановлении Правительства РФ от 18.07.96 № 8610 о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в государственных учреждениях. Данным нормативным актом образовательные учреждения обязывались обеспечивать получение инвалидами общего, среднего и высшего образования в соответствии с ИПР. С учетом специфики вопроса предоставления и приспособления жилья к особенностям инвалидов и возникновения новых социально-экономических условий Правительством РФ было принято постановление от 27.07.96 № 901, которым были утверждены Правила Предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, обеспечения их жилыми помещениями, оплаты жилья и коммунальных услуг. 

На улучшение жилищных условий инвалидов направлено и постановление Правительства РФ от 28.02.96 № 214 о новом Перечне заболеваний, дающем инвалидам право на дополнительную жилищную площадь в виде отдельной комнаты. 

Во  исполнение Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.95. Правительством РФ было принято постановление от 25.11.95 № 1151, 

утвердившее Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Эти услуги предоставляются инвалидам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Категории населения, освобождаемые от платы за социальные услуги, предусмотрены Положением о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 1196. 

Юридические последствия трудовой деятельности граждан  пожилого возраста и  инвалидов в стационарных учреждениях социального  обслуживания регламентируются Постановлением Правительства  РФ от 26.12.96 № 1285. 

В феврале 1997 г. Правительством РФ принято Постановление № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.» и План мероприятий по реализации данной программы. В этих документах есть специальные разделы, посвященные проблемам инвалидности и инвалидов. 

Анализ  вышеизложенного свидетельствует о том, что стержнем социальной политики по отношению к инвалидам является реабилитационное направление, сущность которого — восстановление способностей инвалидов к относительно независимой жизнедеятельности. Наиболее распространенной организационной формой в оказании реабилитационной помощи являются реабилитационные центры. Так, например, в Самарской области успешно ведут социальную реабилитацию инвалидов 5 реабилитационных центров, планируется открытие еще 13 различных социальных учреждений по работе с лица ми с ограниченными возможностями. В Московской области функционирует специализированная программа по медико-социальной реабилитации инвалидов с привлечением как государственных, так частных и общественных организаций. 

Во  всех регионах России внедряются комиссии по медико-социальной экспертизе, разрабатывающие индивидуальные планы социально-медицинской реабилитации для лиц с ограниченными возможностями.

ХАРТИЯ  ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Для привлечения  внимания государственных и общественных организаций 9 сентября 1999 г. в г. Лондоне на Ассамблее международной реабилитации принята Хартия третьего тысячелетия. 

Хартия третьего тысячелетия 

Мы входим в  третье тысячелетие, решительно заявляя, что в каждом обществе права человека должны соблюдаться и находиться под защитой. Данная Хартия призвана воплотить это заявление в жизнь. 
 

Основные права  человека по-прежнему ежедневно нарушаются во всем мире, и это касается 600 млн. детей, женщин и мужчин с ограниченными  возможностями. Мы стремимся создать мир, где равные возможности для них станут естественным следствием просвещенной политики и цивилизованного законодательства, обеспечивающих полноценную включенность этой категории населения во все сферы' жизни общества. 

Научный и гуманитарный прогресс в XX в. укрепил наше понимание уникальности человеческой жизни и личности каждого человека. Однако игнорирование, предубеждение, страх продолжают определять взаимоотношения общества и людей с ограниченными возможностями. В третьем тысячелетии мы должны принять инвалидность как одно из многообразных проявлений человеческой жизни. Согласно статистике, в среднем 10 % жителей нашей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности, и, примерно, одна семья из четырех имеет в своем составе инвалида. 

В развитых и  развивающихся странах, в северном и южном полушариях земного шара сегрегация и маргинализация отводят людям с ограниченными возможностями низшую ступень в социальной и экономической иерархии. В XXI в. мы должны добиться, чтобы человеческие и гражданские права и обязанности этой категории населения признавались аналогичными правам и обязанностям всех людей. 

XX в. продемонстрировал,  что, используя достижения человеческой  мысли, можно расширить доступ  ко всем ресурсам общества  физической, социальной и культурной среде, транспорту, информации и технологиям, средствам массовой информации, образованию, правосудию, системе социального благосостояния, занятости, спорту и отдыху, гражданскому волеизъявлению и отправлению религиозных культов. В XXI в. мы должны обеспечить каждому доступ к благам человеческой цивилизации и добиться снятия физических и психологических барьеров перед людьми с ограниченными возможностями, открыть для них пути для активного участия в жизни общества. Такой подход будет способствовать активизации участия членов общества в его жизни и руководства им, наполнит теплотой человеческие отношения, сделает Землю и вселенную, где будет торжествовать разделенная любовь, еще прекрасней. 

Ежедневно, каждую минуту, все больше детей и взрослых пополняют число людей с ограниченными возможностями, у которых нарушения в организме стали результатом несовершенства профилактических мер по предупреждению заболеваний или неудачной попытки лечения излечимых болезней. Глобальная иммунизация и другие профилактические стратегии не являются более только благими пожеланиями, а выступают как практические и экономически эффективные возможности. Требуется, чтобы политическое решение данной проблемы, прежде всего на правительственном уровне, положило конец этому унижению человечества. 

Новейшие технологии позволяют манипулировать генетическими  компонентами биологической жизни, и этот процесс проходит в рамках гуманитарного контроля лишь теоретически. Это вносит новые этические измерения  в международный диалог по проблемам профилактики риска возникновения и развития инвалидности. В третьем тысячелетии мы должны разработать политику, основанную на сострадании, исходя из уважения к достоинству и целостности человеческой личности и унаследованному в ходе эволюции человечества равновесию и преимуществ, вытекающих из многообразия существующих между людьми различий. 

Международные программы помощи в области экономического и социального развития должны предусматривать  минимум стандартов доступности  в инфраструктурах проектов, включая  технологии и средства коммуникации, для гарантированного обеспечения  полной включенности людей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. 

Информация о работе Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов