Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:09, реферат
Старение населения России не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах. Население России можно охарактеризовать как «зрелое», достаточно сбалансированное по возрастным группам. Индекс старения (отношение численности населения в пенсионных возрастах к численности детей и молодежи до 20 лет) составляет менее 1,0. Тем не менее, ожидается, что уже с 2000 г. доля людей старше 60 лет превысит долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти, поэтому к 2015 г. среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет.
С
точки зрения обеспечения
действенной заботы
о россиянах старших
возрастных групп
с ограниченными
доходами перспективной
остается интеграция
в сеть социального
обслуживания учреждений
медицинской ориентации (социальные
койки, отделения, больницы,
социальные аптеки,
социальные отделения
в поликлинической сети,
санаторно-оздоровительные
отделения, социальные
учреждения паллиативного
ухода).
Первоочередной задачей является развитие внутренней инфраструктуры учреждений социального обслуживания, в том числе путем усиления психологических и медико-социальных служб. Центры социального обслуживания в перспективе будут более эффективно обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной деятельности пожилых, а также проведения образовательно-просветительной работы в их среде.
§2.
Сущность социальной
политики в отношении
инвалидов
Социальная
политика по отношению
к лицам с ограниченными
возможностями осуществляется
по двум направлениям:
•
с точки зрения
общественных, глобальных
проблем — изменения
общественного мнения
к проблеме инвалидности,
формирования среды
жизнедеятельности,
создания системы социального
и рационального трудоустройства
и т. п.;
•
с точки зрения
отдельного индивида
— создание необходимых
условий для адаптации
к новым жизненным
условиям с учетом индивидуальных
особенностей.
В
Рекомендациях к
реабилитационным программам 44
сессии Парламентской
Ассамблеи Совета
Европы от 5 мая 1992 г.
отмечалось, что «инвалидность -
это ограничения
в возможностях, обусловленные
физическими, психологическими,
сенсорными, социальными,
культурными, законодательными
и иными барьерами, которые
не позволяют человеку,
имеющему инвалидность,
быть интегрированным
в общество и принимать
участие в жизни семьи
или общества на таких
же основаниях, как и
другие члены общества.
Общество обязано адаптировать
существующие в нем
стандарты к особым
нуждам людей имеющих
инвалидность, для того,
чтобы они могли жить
независимой жизнью».
Значительные
усилия по изменению
общественного отношения
к инвалидности играет
ООН, ее специализированные
учреждения, другие
организации международного
сообщества.
В
связи с этим осуществляется
долгосрочная стратегия
для полной реализации
Всемирной программы
действий в отношении
инвалидов после
завершения Десятилетия
инвалидов Организации
Объединенных Наций.
Главная цель этих мероприятий -
создание общества для
всех к 2000 г. и объединение
усилий как развивающихся,
так и развитых стран,
необходимых для мобилизации
внимания и ресурсов
стран мира для решения
проблем лиц с инвалидностью.
Существенным вкладом
в решение проблем инвалидности
стала разработка Стандартных
правил обеспечения
равных возможностей
для инвалидов (48 сессия
Генеральной Ассамблеи
ООН, 14 декабря 1993 г.).
В
России также происходит
изменение отношения
к проблемам инвалидности.
В 1995
г. был принят Федеральный
закон «О социальной
защите инвалидов
в Российской Федерации»,
в котором впервые
в отечественном
законодательстве приоритетом
социальной политики
государства в
отношении инвалидов
становится реабилитация.
Закон
предусматривает ряд
специальных прав для
инвалидов, без которых
они не могут успешно
интегрироваться в общество:
•
право на медицинскую
помощь (бесплатно
или на льготных условиях);
право на медицинскую
реабилитацию (ст. 13);
•
право на обеспечение
беспрепятственного
доступа к информации (ст. 14);
•
право на обеспечение
беспрепятственного
доступа к объектам
социальной инфраструктуры (ст. 15);
•
право на обеспечение
жилой площадью (с
оборудованием специальными
средствами и приспособлениями) (ст.
17);
•
право на образование
инвалидов (ст. 19);
•
право на трудоустройство (ст. 20);
•
право на материальное
обеспечение (ст. 27);
•
право на социально-бытовое
обслуживание (ст. 28);
•
право на санитарно-курортное
лечение (ст. 29);
•
право на транспортное
обслуживание (ст. 30);
,
• право на
создание общественных
объединений (ст. 33).
Во исполнение
этого закона Правительство
РФ своим постановлением
от 13.08.96 № 965 утвердило
«Положение о признании
лица инвалидом»
и «Примерное положение
об учреждениях государственной
службы медико-социальной
экспертизы».
Совместным
постановлением Минтруда
России, Минздрава
России от 29.01.96 № 1/30
утверждены «Классификация
и временные критерии,
используемые при
осуществлении медико-
Министерство
труда и социального
развития РФ утвердило
Примерное положение
об индивидуальной программе
реабилитации постановление
Министерства от 14.12.96
№ 14). К Примерному положению
приложена карта индивидуальной
программы реабилитации (ИПР),
содержащая мероприятия
по медицинским, социальным
и профессиональным
аспектам реабилитации.
В
соответствии с Федеральным
законом Правительство
РФ издало распоряжение
от 19.02.96 № 210-р «О
государственной
службе реабилитации
инвалидов» и постановление
от 3.04.96 № 392 «О государственной
службе медико-социальной
экспертизы».
Министерство
труда и социального
развития РФ совместно
с заинтересованными
министерствами разработало
и приняло постановление
от 23.12.96 № 21/417/515 «Об
утверждении Примерного
положения о реабилитационном
учреждении». Образовательные
аспекты проблемы инвалидности
нашли свое отражение
в постановлении Правительства
РФ от 18.07.96 № 8610 о порядке
воспитания и обучения
детей-инвалидов на
дому и в государственных
учреждениях. Данным
нормативным актом образовательные
учреждения обязывались
обеспечивать получение
инвалидами общего,
среднего и высшего
образования в соответствии
с ИПР. С учетом специфики
вопроса предоставления
и приспособления жилья
к особенностям инвалидов
и возникновения новых
социально-экономических
условий Правительством
РФ было принято постановление
от 27.07.96 № 901, которым
были утверждены Правила
Предоставления льгот
инвалидам и семьям,
имеющим детей-инвалидов,
обеспечения их жилыми
помещениями, оплаты
жилья и коммунальных
услуг.
На
улучшение жилищных
условий инвалидов направлено
и постановление Правительства
РФ от 28.02.96 № 214 о новом
Перечне заболеваний,
дающем инвалидам право
на дополнительную жилищную
площадь в виде отдельной
комнаты.
Во
исполнение Федерального
закона «О социальном
обслуживании граждан
пожилого возраста и
инвалидов» от 2.08.95.
Правительством РФ было
принято постановление
от 25.11.95 № 1151,
утвердившее
Федеральный перечень
гарантированных государством
социальных услуг гражданам
пожилого возраста и
инвалидам государственными
и муниципальными учреждениями
социального обслуживания.
Эти услуги предоставляются
инвалидам бесплатно,
а также на условиях
частичной или полной
оплаты. Категории населения,
освобождаемые от платы
за социальные услуги,
предусмотрены Положением
о порядке и условиях
оплаты социальных услуг,
предоставляемых гражданам
пожилого возраста и
инвалидам на дому, в
полустационарных и
стационарных условиях
государственными и
муниципальными учреждениями
социального обслуживания.
Оно утверждено постановлением
Правительства РФ от 15.04.96
№ 1196.
Юридические
последствия трудовой
деятельности граждан
пожилого возраста и
инвалидов в стационарных
учреждениях социального
обслуживания регламентируются
Постановлением Правительства
РФ от 26.12.96 № 1285.
В
феврале 1997 г. Правительством
РФ принято Постановление
№ 222 «О программе социальных
реформ в Российской
Федерации на период 1996-2000
гг.» и План мероприятий
по реализации данной
программы. В этих документах
есть специальные разделы,
посвященные проблемам
инвалидности и инвалидов.
Анализ
вышеизложенного свидетельствует
о том, что стержнем
социальной политики
по отношению к инвалидам
является реабилитационное
направление, сущность
которого — восстановление
способностей инвалидов
к относительно независимой
жизнедеятельности.
Наиболее распространенной
организационной формой
в оказании реабилитационной
помощи являются реабилитационные
центры. Так, например,
в Самарской области
успешно ведут социальную
реабилитацию инвалидов 5
реабилитационных центров,
планируется открытие
еще 13 различных социальных
учреждений по работе
с лица ми с ограниченными
возможностями. В Московской
области функционирует
специализированная
программа по медико-социальной
реабилитации инвалидов
с привлечением как
государственных, так
частных и общественных
организаций.
Во всех регионах России внедряются комиссии по медико-социальной экспертизе, разрабатывающие индивидуальные планы социально-медицинской реабилитации для лиц с ограниченными возможностями.
ХАРТИЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Для привлечения
внимания государственных и общественных
организаций 9 сентября 1999 г. в г. Лондоне
на Ассамблее международной реабилитации
принята Хартия третьего тысячелетия.
Хартия третьего
тысячелетия
Мы входим в
третье тысячелетие, решительно заявляя,
что в каждом обществе права человека
должны соблюдаться и находиться под защитой.
Данная Хартия призвана воплотить это
заявление в жизнь.
Основные права
человека по-прежнему ежедневно нарушаются
во всем мире, и это касается 600 млн.
детей, женщин и мужчин с ограниченными
возможностями. Мы стремимся создать
мир, где равные возможности для них станут
естественным следствием просвещенной
политики и цивилизованного законодательства,
обеспечивающих полноценную включенность
этой категории населения во все сферы'
жизни общества.
Научный и гуманитарный
прогресс в XX в. укрепил наше понимание
уникальности человеческой жизни и личности
каждого человека. Однако игнорирование,
предубеждение, страх продолжают определять
взаимоотношения общества и людей с ограниченными
возможностями. В третьем тысячелетии
мы должны принять инвалидность как одно
из многообразных проявлений человеческой
жизни. Согласно статистике, в среднем
10 % жителей нашей планеты имеют врожденные
или приобретенные ограничения жизнедеятельности,
и, примерно, одна семья из четырех имеет
в своем составе инвалида.
В развитых и
развивающихся странах, в северном
и южном полушариях земного шара
сегрегация и маргинализация отводят
людям с ограниченными возможностями
низшую ступень в социальной и экономической
иерархии. В XXI в. мы должны добиться, чтобы
человеческие и гражданские права и обязанности
этой категории населения признавались
аналогичными правам и обязанностям всех
людей.
XX в. продемонстрировал,
что, используя достижения
Ежедневно, каждую
минуту, все больше детей и взрослых
пополняют число людей с ограниченными
возможностями, у которых нарушения в
организме стали результатом несовершенства
профилактических мер по предупреждению
заболеваний или неудачной попытки лечения
излечимых болезней. Глобальная иммунизация
и другие профилактические стратегии
не являются более только благими пожеланиями,
а выступают как практические и экономически
эффективные возможности. Требуется, чтобы
политическое решение данной проблемы,
прежде всего на правительственном уровне,
положило конец этому унижению человечества.
Новейшие технологии
позволяют манипулировать генетическими
компонентами биологической жизни,
и этот процесс проходит в рамках
гуманитарного контроля лишь теоретически.
Это вносит новые этические измерения
в международный диалог по проблемам
профилактики риска возникновения и развития
инвалидности. В третьем тысячелетии мы
должны разработать политику, основанную
на сострадании, исходя из уважения к достоинству
и целостности человеческой личности
и унаследованному в ходе эволюции человечества
равновесию и преимуществ, вытекающих
из многообразия существующих между людьми
различий.
Международные
программы помощи в области экономического
и социального развития должны предусматривать
минимум стандартов доступности
в инфраструктурах проектов, включая
технологии и средства коммуникации,
для гарантированного обеспечения
полной включенности людей с ограниченными
возможностями в общественную жизнь.
Информация о работе Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов