Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

Старение населения России не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах. Население России можно охарактеризовать как «зрелое», достаточно сбалансированное по возрастным группам. Индекс старения (отношение численности населения в пенсионных возрастах к численности детей и молодежи до 20 лет) составляет менее 1,0. Тем не менее, ожидается, что уже с 2000 г. доля людей старше 60 лет превысит долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти, поэтому к 2015 г. среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет.

Работа содержит 1 файл

Ср с пожилыми.docx

— 52.67 Кб (Скачать)

     социальная  политика в отношении пожилых  людей и инвалидов

§1. Деятельность государства в интересах пожилых  людей 

В 1998 г. в России насчитывалось 25,8 млн. чел. в возрасте 60 лет и старше и 30,6 млн. чел. старше трудоспособного возраста. Ежегодно общая численность пенсионеров, в том числе по старости, увеличивается  на 600-700 тыс. чел. 

Старение  населения России не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах. Население России можно охарактеризовать как «зрелое», достаточно сбалансированное по возрастным группам. Индекс старения (отношение численности населения в пенсионных возрастах к численности детей и молодежи до 20 лет) составляет менее 1,0. Тем не менее, ожидается, что уже с 2000 г. доля людей старше 60 лет превысит долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти, поэтому к 2015 г. среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет. 

Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. 

Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют также конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной. 

Что касается конституционной  гарантии права на свободный труд, то оно полностью распространяется на пожилых людей и не содержит каких-либо ограничений, связанных  с возрастом. 

Законодательство  Российской Федерации, реализующее  указанные конституционные гарантии прав пожилых людей, условно включает три вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; нормы, регулирующие положение особых группа пожилых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста). 

С вступлением  в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда; федеральных законов («Об основах социального обслуживания населения в Российский Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите' инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») существенно обогатилось социальное) законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста. Закрепленные в них нормы соответствуют Принципам ООН: в отношении пожилых людей. 

В целях наиболее полной реализации прав пожилых граждан  положения перечисленных правовых актов развиваются в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной, власти и законодательстве субъектов Российской Федерации. 

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая, принятые соответственно в 1994 и 1995 г.) содержит целый ряд норм и положений, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом. Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств к существованию. 

Новый институт в гражданском законодательстве - патронаж над дееспособными гражданами (форма попечительства, которая позволяет  оказывать регулярную помощь лицу, нуждающемуся в услугах постороннего для осуществления своих прав). 

Важнейшая статья Гражданского кодекса Российской Федерации, которая служит цели оказания помощи лицам пожилого возраста и защите их интересов, - ст. 41 «Патронаж над  дееспособными гражданами». По просьбе  дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. Попечитель (помощник) исполняет свои обязанности на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается самим подопечным. Попечитель может совершать любые предусмотренные в договоре распорядительные сделки в отношении имущества подопечного, оказывая ему тем самым помощь в реализации имущественных прав. В предусмотренных договором случаях попечитель должен доставлять подопечному продукты, лекарства, создавать необходимые бытовые условия. 

Именно Основы законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан (1993 г.) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста». За ними закрепляется право на медикосоциальную помощь на дому, в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно-курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также правом на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой. 

Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение. Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту, признаются социально значимыми. 

В 1995 г. были приняты  упомянутые федеральные законы о  социальном обслуживании, что укрепило правовую базу развития социальных услуг, способствовало расширению сети учреждений социального обслуживания. Социальное обслуживание ориентировано на индивидуальные потребности пожилых граждан, обеспечение им равных возможностей при получении социальных услуг и на приоритет мер по социальной адаптации. 

Немаловажной  составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным 

обслуживанием. 

Существование системы социальных льгот применительно  к условиям России вызвано необходимостью реализации принципа социальной справедливости, наличием групп людей, внесших значительный вклад в оборону и развитие страны и потому заслуживших особую признательность со стороны государства; а также имеющимися социально-экономическими проблемами (жилищная, транспортная, бытовая и другие), которые невозможно разрешить без налив чия льгот как правовой, так и экономической категории. 

Сегодня в Российской Федерации действует более 1000 социальных льгот, существует около 200 категорий  их получателей, включая многие категории  пожилых людей. По вопросам социальных льгот на федеральном уровне действует свыше 50 нормативных актов. 

Ярким примером законодательного акта, устанавливающего социальные льготы различным категориям ветеранов, является вступивший в силу в 1995 г. Федеральный закон «О ветеранах» (в новой редакции — в январе 2000 г.). До этого отсутствовало четкое законодательное определение категорий ветеранов, заслуживших право на дополнительные меры социальной защиты, не были установлены общепринятые понятия «ветеран войны», «ветеран военной службы», «ветеран труда» и др. Данным законом определены основным направления государственной политики в отношении ветеранов, установлены статусы ветеранов различных категорий, закреплено со здание государственной службы по делам ветеранов, предусмотрены разработка и исполнение целевых государственных и местных про грамм по социальной защите ветеранов. 

Приняты Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1270 «Об утверждении Положения  о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», постановления  Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны» и от 14 ноября 1999 г. № 1254 «О порядке финансирования расходов, связанных с обеспечением некоторых категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов». 

В канун 55-й годовщины  снятия блокады Ленинграда Правительством Российской Федерации приняты распоряжения от 19 января 1999 г. № 98-р «Об оказании материальной помощи защитникам и труженикам блокадного Ленинграда» и от 15 июля 1999 г. № 1123-р «О выделении, средств на дополнительные выплаты защитникам и труженикам блокадного Ленинграда». 

Тем самым сделаны  дальнейшие шаги для осуществления  предусмотренных законодательством  мер по созданию условий для повышения  социального статуса ветеранов  в обществе и координации деятельности служб по делам ветеранов. 

В последние  годы предпринимаются усилия по укреплению основ правового регулирования в области защиты от насилия в семье. Пожилые люди по причине возраста и функциональных ограничений признаются зависимыми членами семьи, в отношении которых может иметь место насилие в семье в форме физического, психического, сексуального воздействия или принуждения. Продвижение в законодательство специальных мер и средств социально-правовой защиты от жестокого обращения в семье связано с рядом правовых и организационных проблем, поскольку вопросы предупреждения и пресечения насилия в семье относятся к области человеческих отношений, трудно поддающихся правовому регулированию, принадлежат к числу комплексных и должны быть урегулированы семейным, уголовным, административным, гражданским и жилищным законодательством и законодательством о социальном обслуживании. 

Укрепление у  пожилых людей чувства защищенности требует постоянного изменения  набора предоставляемых им социальных услуг. Вместе с тем необходимо принимать во внимание, каким образом это изменение сказывается на положении других членов общества — детей, женщин, молодежи, на благосостоянии семей, на отношениях в гражданском обществе, экономике и государстве.

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ И ИНВАЛИДОВ - мОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДРУГИХ СТРАНАХ, ФОСТЕРНЫЕ ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ

Во многих странах  государственные ассигнования на социальные услуги становятся объектом бюджетных  ограничений, связанных с реальными  возможностями бюджетов и необходимостью проведения сбалансированной государственной  социальной политики. В этих условиях решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более активного участия гражданского общества, поскольку социальные издержки безразличия, пассивности или бездействия по отношению к зависимым пожилым согражданам слишком высоки. Одной из форм такого участия в перспективе могла бы стать приемная семья для пожилого человека. Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи для детей, а также практика помещения пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Разработка и внедрение в России сходной модели приемной семьи для пожилого человека может способствовать решению некоторых актуальных индивидуальных (личностных) и групповых социальных проблем. 
 

Пожилой человек  входит в приемную семью с намерением пре одолеть одиночество, получить необходимый, уход, сохранить ощущение полезности для окружающих. На другом полюсе находится семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку и уход на договорных началах. 

В основе отношений  между сторонами лежит принцип  «отсроченной оплаты» предоставленных  пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности  на движимое и недвижимое имущество, например, жилье), а также принцип  взаимности, который позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех участников. В рассматриваемом случае ответственное лицо в приемной семье будет защищать права, распоряжаться движимым и недвижимым имуществом пожилого человека, совершая действия, принятые в обычном семейном быту, и не получая за| это вознаграждение. 

Современная социально-экономическая  ситуация в России позволяет вовлечь  в отношения такого рода семьи  различных категорий: молодые, студенческие, семьи граждан, уволенных с военной  службы, и другие, многие из которых, в частности, нуждаются в разрешении жилищных проблем. 

В данной модели государство, как правило, не принимает  участия в возмещении затрат приемной семьи и выступает как гарант прав сторон, что не исключает при  определенных обстоятельствах возмещения семье части затрат, связанных  с обслуживанием пожилого-человека. 

Информация о работе Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов