Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:09, реферат

Описание работы

Старение населения России не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах. Население России можно охарактеризовать как «зрелое», достаточно сбалансированное по возрастным группам. Индекс старения (отношение численности населения в пенсионных возрастах к численности детей и молодежи до 20 лет) составляет менее 1,0. Тем не менее, ожидается, что уже с 2000 г. доля людей старше 60 лет превысит долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти, поэтому к 2015 г. среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет.

Работа содержит 1 файл

Ср с пожилыми.docx

— 52.67 Кб (Скачать)

Существование приемной семьи для пожилого человека (пожилой супружеской пары) возможно только при условии строгой законодательной  регламентации всех действий договаривающихся сторон и контроля со стороны уполномоченных на то государственных органов. 

Развитие этой формы социального обслуживания пожилых людей возможно на основе введения в действующее законодательство института приемной семьи для  пожилого человека, что сопряжено  с

необходимостью  накопления некоторого опыта, пригодного для обобщения (система требований, предъявляемых к приемной семье и пожилому человеку; процедуры, связанные с подготовкой и заключением договора; подбор участников; организация наблюдения и контроля над действиями сторон). 

Развитие института  приемной семьи позволит значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества. 
 

Различия среди  пожилых людей углубляет существующая градация прав и предоставляемых  льгот - следствие сформировавшегося разделения пожилых граждан на множество категорий. Государство несет большой груз социальных обязательств, выполнение которых напрямую зависит от экономических возможностей. Случаи неисполнения этих затратных для бюджетов обязательств, особенно в регионах с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, вызывают негативное отношение получателей льгот. По ряду причин система социальных льгот отдельным категориям граждан, в том числе пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода от категорийного предоставления социальных льгот в натуральном выражении к адресной социальной помощи. 

В конкретных жизненных  ситуациях лица пожилого возраста зачастую не свободны в выборе принимаемых  решений, не всегда могут обеспечить осуществление своей подлинной воли. В то же время право требует, чтобы каждый обладал средствами выражения и претворения своей воли в жизнь, а сограждане и общество в целом уважали ее. 

Социальная политика в отношении граждан старшего поколения России направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей видится в том, чтобы положения законов, защищающие каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ  ПОЖИЛЫХ И ИНВАЛИДОВ     Пенсионная реформа И обеспечение пенсионных прав пожилых людей, выплата пенсий 

Для большинства  пожилых людей важнейшее значение в области пенсионного обеспечения  имеет конкретизация их пенсионных прав в действующем законодательстве, поскольку пенсии являются основным источником средств существования после наступления пенсионного возраста. 

В 1997 г. практически  одновременно были приняты федеральные  законы «О повышении минимального размера  пенсии, порядке индексации и перерасчета  государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 г.» и «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», что значительно увеличило расходную часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 

В 1998 г. основной задачей в области пенсионного  обеспечения являлась своевременность выплаты текущих пенсий и постепенное погашение задолженности перед пенсионерами. На решение этих задач направлены Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 1647 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 800 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий» (в редакции от 1 октября 1998 г. № 1137). 

В 1999 г. одной  из главных задач являлось обеспечение устойчивого соотношения минимальной пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера, а также периодическая индексация пенсий с учетом динамики средней заработной платы в стране. 

Для этого Правительством Российской Федерации приняты решения  об увеличении государственных пенсий с 1 мая 1999 г. в 1,12 раза и с 1 ноября 1999 г. - в 1,15 раза. Последующая индексация осуществлена с 1 февраля 2000 г., что позволило довести среднемесячный размер пенсии по старости до 650 рублей, а к концу 2000 г. до 1000 рублей. 

Кроме того, производятся единовременные компенсационные выплаты  всем пенсионерам, а малообеспеченным категориям пожилых людей (около 9 млн. чел.) устанавливается дифференцированная компенсационная выплата. 

В Российской Федерации  пенсионные права ветеранов и  пожилых людей представляют собой  сложную систему. Она характеризуется  множественностью нормативных правовых актов, сложной дифференциацией  условий и норм пенсионного обеспечения  для отдельных категорий граждан по различным критериям, существенными расходами на пенсионное обеспечение. 

Первоначально реформа государственной пенсионной системы России предполагала полную замену распределительной системы  пенсионного обеспечения на накопительную. Правительством Российской Федерации было принято постановление от 28 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации»: Программой предусмотрено поэтапное внедрение накопительных элементов в государственное пенсионное страхование с перераспределением обязательств по уплате страховых взносов между работником и работодателем (на паритетной основе при соответствующем увеличении заработной платы работника). Меры в этом направлении будут осуществлены в среднесрочной перспективе при условии стабилизации социально-экономического положения Российской Федерации и начала устойчивого экономического роста. 

Программой пенсионной реформы предусматривается также  трансформация действующего порядка  назначения пенсий в связи с особыми условиями труда путем их перевода в профессиональные пенсионные системы с одновременным введением дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей. 

Осуществление пенсионной реформы предполагает подготовку взаимоувязанных по содержанию и  срокам проектов федеральных законов  и правительственных постановлений, законодательных актов об основах пенсионной системы в Российской Федерации, о государственных пенсиях и обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации. 

Для этого будет  проведено обоснование вариантов реформирования пенсионной системы, выбора ее модели и структуры, уточнены макроэкономические и демографические прогнозы, создана репрезентативная информационная база пенсионного обеспечения, проведено выборочное обследование состава и численности пенсионеров. 

В 2000 г. приоритетными  направлениями реформирования пенсионной системы стало формирование нормативной  правовой базы пенсионной реформы, завершение внедрения индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации как условия реформирования, оптимизации действующего пенсионного законодательства на основе более полного воплощения страховых принципов. 

Имея исключительное значение практически для всего  населения России, в том числе  и для будущих поколений, вопрос успешного проведения пенсионной реформы является не только социальным, но в немалой степени и политическим. О проблемах пенсионной реформы говорят и пишут достаточно, однако круг затрагиваемых вопросов пока неоправданно узок. В подавляющем большинстве публикаций в средствах массовой информации затрагиваются лишь вопросы низкого уровня государственного пенсионного обеспечения и несвоевременной выплаты пенсий. Массовый читатель, в том числе и сами пенсионеры, оказались в стороне от серьезного обсуждения реформы пенсионного обеспечения. В результате население мало информировано о сути пенсионной реформы. 

Предстоит шире развернуть специальную разъяснительную  работу среди населения, чтобы оно  с пониманием воспринимало реформу, в результате которой пенсия будет во многом зависеть отличного трудового и финансового вклада работника. 

Если пенсионная реформа будет поддержана обществом, она станет фундаментом долгосрочного  договора поколений и будет способствовать социальной стабильности, без которой  невозможны экономический рост и устойчивое социальное развитие.

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ  ПОЖИЛЫХ И ИНВАЛИДОВ      Охрана здоровья пожилыхлюдей, организация медицинской помощи пожилым людям

Охрана здоровья пожилых людей 

По данным социологических  исследований, в регионах страны, в контингенте маломобильного населения около 80 % пожилых людей нуждаются в медицинской помощи, которая предоставляется им за счет средств обязательного медицинского страхования. В современных условиях более обеспеченные пожилые люди могут воспользоваться и платными медицинскими услугами. 

Складывается  интеграционная модель организации  медицинской помощи лицам пожилого возраста, которая положительно зарекомендовала  себя в условиях дефицита финансовых ресурсов. Геронтологические подразделения «встраиваются» в существующие учреждения здравоохранения, социального обслуживания и другие структуры. 

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 28 июля 1999 г. № 297 «О совершенствовании  организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации» на руководителей органов управления здравоохранением возложена организация гериатрических центров и обеспечение их деятельности, создание гериатрических больниц и отделений, учреждений медикосоциальной помощи в соответствии с потребностями пожилого населения. 

Одним из многих примеров организации специализированной медицинской помощи пожилым людям, отвечающих положениям названного приказа, может служить деятельность Геронтологического центра в Нижнем Новгороде, созданного в 1989 г. на базе областной клинической  больницы. В структуру центра входят организационно-методический отдел, стационар с кардиологическим, неврологическим, хирургическим, урологическим, гинекологическим, терапевтическим и эндокринологическим отделениями, отделением микрохирургии глаза, а также консультативная поликлиника с приемом по 14 врачебным специальностям и социально-юридическим кабинетом, вспомогательные лечебно-диагностические отделения и кабинеты. 

Данный центр  прочно интегрирован в действующую  модель геронтологической службы Нижегородской области, включающую наряду с самим центром более 1700 коек гериатрического профиля в других лечебных учреждениях, 12 гериатрических кабинетов в территориальных поликлиниках, отделения и палаты сестринского ухода в 50 лечебных учреждениях. В этой модели отрабатывается система мониторинга показателей здоровья старшей возрастной группы на селения и объема оказываемой гериатрической помощи, изучается здоровье лиц старшей возрастной группы. 

Другую перспективную  организационную модель, сочетающую предоставление медицинской помощи и социальных услуг, разрабатывает  Городской гериатрический центр, открытый в Санкт-Петербурге в 1994 г. Центр  располагает отделениями: лечебно-консультационным, медикосоциальной помощи на дому, реабилитационным, сурдологическим, гериатрическим, геронтопсихиатрическим, хирургическим, урологическим. 

Ежедневно в  центре обслуживаются около 1000 пожилых  больных, получая амбулаторно-поликлиническую  и стационарную помощь, около 100 человек проходят через бюро медикосоциальной экспертизы. Центр также обеспечивает медицинской помощью пожилых людей, проживающих в специальных жилых домах. Практикуется предоставление врачебных консультаций на дому прикованным к постели пожилым людям, индивидуальных консультаций больным пожилого возраста и членам их семей, посещение нуждающихся в услугах на дому состоящими в штате социальными работниками, помощь при оформлении в стационарные учреждения социального обслуживания. 

В ряде крупных  городов (Самара, Ульяновск, Ярославль и др.) специализированные центры по оказанию медицинской помощи пожилым людям функционируют на базе госпиталей ветеранов войн (таких госпиталей в стране 50 на 15 тыс. коек). 

Во многих территориях  Российской Федерации созданы учреждения, ориентированные на обеспечение ухода и медикосоциальную реабилитацию пожилых больных. В системе здравоохранения к ним относится около 100 больниц сестринского ухода. 

Медицинская помощь пожилым людям оказывается и  многопрофильными лечебно-профилактическими учреждениями (свыше 18 тыс. амбулаторно-поликлиническихи 10,8тыс. стационарных учреждений). На диспансерном учете состоит около 1470тыс. пожилых людей, от носящихся к особо уважаемой категории населения - участникам Великой Отечественной войны, и 680тыс. инвалидов пожилого возраста. Расходы, связанные с поддержанием здоровья пожилых людей указанных категорий, принимает на себя государство. 

Информация о работе Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов