Социализация агрессивных детей в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 07:28, дипломная работа

Описание работы

Современное состояние российского общества, характеризующееся изменяющейся социальной структурой, неблагоприятной экономической ситуацией, дифференциацией стилей жизни различных социальных групп обуславливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения. Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена человеческого сообщества.

Содержание

Введение 5
1 Социализация дошкольников как предметная область социальной работы 8
Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке 8
1.2 Социализация ребёнка в семье 15
1.3 Социализация ребёнка в дошкольном учреждении 21
1.4 Значимость социализации 27
2 Характеристика агрессии и агрессивности 30
2.1 Понятие агрессии и агрессивности 30
2.2 Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте 8
2.3 Социальная адаптация агрессивных детей 45
2.4 Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми 54
3 Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г.Зеи62
3.1 Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи 62
3.2 Опыт практической работы с агрессивными детьми в МДОУ №12 г.Зеи 70
3.3 Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях 78
Заключение 85
Библиографический список литературы 88

Работа содержит 1 файл

диплом социализация агрессивных детей в доу.rtf

— 779.69 Кб (Скачать)

Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную  обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам -- принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.

Описанные методы зачастую практикуются в группах, состоящих от 6 до 12 человек. Члены этих групп тщательно отбираются с тем, чтобы они не слишком отличались по уровню дефицита социальных умений. Такие группы обычно занимаются 2--3 раза в неделю по 1 -- 2 часа. Обучение продолжается до тех пор, пока все члены группы не добьются заметных успехов в овладении социальными умениями, необходимыми для большого количества ситуаций -- от межличностного общения до способности нормально реагировать на отказ и справляться со стрессом. Более того, тренинги социальных умений разработаны для самых разнообразных групп индивидов -- от сверхагрессивных подростков до полицейских и родителей, плохо обращающихся со своими детьми. В большинстве своем посещение такого рода тренингов приводит к весьма заметным сдвигам в поведении обучающихся -- к снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений. Таким образом, если принимать все эти факты в расчет, получается, что обучение адекватным социальным умениям является многообещающим методом снижения интенсивности и уменьшения количества случаев человеческого насилия.

За последние несколько десятилетий многие крупные ученые, особенно американцы, сумели оказать определенное воздействие на общенациональную внутреннюю политику своими рекомендациями через участие в президентских и федеральных комиссиях. Среди наиболее авторитетных можно было бы назвать Федеральную комиссию по изучению агрессивного поведения (середина 60-х годов); Национальную комиссию по проблемам изучения причин и предотвращению насилия (1968 год); президентскую Комиссию по наблюдению за соблюдением законности и правосудия (1968 год); Федеральную комиссию в ответ на требования конгресса США исследовать влияния телевизионного насилия на социальное и особенно детское и юношеское  насилие (1969 год); Комиссию по вопросам американского будущего (середина -- конец 70-х годов) и т. д. Определенным успехом можно считать также и тот факт, что в сентябре 1989 года обе палаты американского конгресса проголосовали за то, чтобы телевизионные компании этой страны выработали наконец общие позиции по поводу показа насилия и агрессии на экранах телевидения.

Сейчас существует целый ряд государственных и международных, правительственных и неправительственных организаций и институтов, в рамках которых работают высококвалифицированные эксперты по проблемам насилия и агрессии. Здесь следовало бы упомянуть Advanced study institute, осуществляющий свою деятельность под эгидой НАТО; Международное общество по исследованию агрессии; Национальный институт психического здоровья (National institute of Mental health, США); шведский институт по исследованию мира (The Peace Research of Sweden) и некоторые другие.

Роль специалистов в этих комиссиях и организациях состоит главным образом в формулировке общей стратегии контроля и предотвращения преступности. Получая от психологов, социологов и других ученых конкретные знания о природе насилия, члены комиссий приобретают таким образом солидный научный фундамент в поисках решений многих жизненно важных проблем современного общественного развития. Однако эти теоретические выкладки являются лишь основой для самых общих рекомендаций по формированию социальной политики.

Изучив, научно-методический материал по проблеме агрессивного поведения дошкольников, можно сделать следующие выводы:

1. Агрессия в человеке заложена биологически и  выступает в качестве средства достижения значимой цели, способа психологической разрядки, удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

2. Природа возникновения детской агрессивности складывается из трёх компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Каждый из компонентов несёт в себе важное, в первом случае обоснование мотива для проявления агрессии, во втором отрицательные эмоции, в третьем целеустремлённость. Все они связаны с темпераментом, интроверсией и экстраверсией, т.е. физиологическими свойствами личности ребёнка.

3. Варианты проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; зашита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

4. Среди психологических особенностей маленьких агрессоров выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками, низкую эмпатию и недоверие к окружающим.

 

3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  г.ЗЕИ

 

3.1 Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи

 

Эмпирическое исследование проводилось по следующим этапам:

Подготовительный, т.е. разработка программы исследования, определение целей, задач, плана ( ноябрь 2006г).

Прикладной - сбор первичной социологической информации, который включал записи наблюдения, результаты опросов, работу с научно-методическими источниками ( декабрь 2006г).

Аналитический - подтверждение или опровержение гипотез, интерпретации и анализа собранной в ходе социологического исследования информации (январь - февраль 2007г).

Завершающий, т.е. формирование выводов и рекомендаций, создание проекта или модели (март 2007г).

Подготовка исследования начиналась с разработки его программы, в которой излагалась общая концепция, формулировались цели, задачи, гипотеза, а также логическая последовательность операций и процедур. Программа состоит из двух разделов: методологического (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методического (определение обследуемой совокупности, выборка, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора информации, логические схемы ее математической обработки, анализ информации) (см. приложение  К).

Исследование проводилось в реальных условиях воспитательно-образовательного процесса в детских садах: в ходе пребывания ребёнка в течение дня в детском саду, в каждом виде деятельности ребёнка (игровой, художественно-творческой, познавательной). В эксперименте участвовало 212 детей старшего дошкольного возраста и 60 экспертов Муниципальных дошкольных образовательных учреждений №2, №3, №4, №5, №11, №12, №14, №15, №18, №19 г.Зеи. Всего было выделено десять групп детей. Для изучения уровня социализации и агрессивности дошкольников использовали экспертный опрос. Метод экспертной оценки применялся для сбора информации, независимом оценивании и выявлении детей, склонных к агрессивному поведению, а также для определения, на сколько социализирован тот или иной ребёнок в обществе.

В круг экспертов вошли следующие специалисты детских садов: методист, воспитатель, психолог, логопед, учитель ИЗО, старшая медицинская сестра - всего 60 человек. Данная группа экспертов, все женского пола, имеют первую и высшую квалификацию, высшее и средне-специальное образование, высокий уровень профессионального мастерства, психологическую подготовку и педагогический стаж работы с детьми, десятилетний и свыше десяти лет стаж работы, достаточно компетентны в медико-психологических и социально-педагогических вопросах. Все эксперты показали положительное отношение и заинтересованность к данному опросу.

Метод наблюдения, как дополняющий метод применялся для исследования естественного поведения детей без вмешательства извне в ситуацию, позволил получить целостную картину происходящего и отразить агрессивные реакции во время общения, игры, трудности поведения детей во всей их полноте. Так, эксперты обращали внимание на высказывания детей (их содержание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность); на выразительность движений и экспрессию лица, глаз, тела; на проявление эмоций и физическое воздействие (касания, поглаживания, толчки, удары, отпихивание, подножки). Метод наблюдения помог экспертам сориентироваться  в ответах опроса.

Анализ научной и методической литературы позволил выделить особенности социализации дошкольника, опираясь на научный опыт Н.Ф. Головановой, М.А. Галагузовой, А.В. Мудрик, Л.И. Анцыферовой, мы разработали опросник, который был сформирован по четырём взаимосвязанным компонентам социализации ребёнка. В опроснике рассматривается коммуникативная, познавательная, поведенческая, ценностная сферы старшего дошкольника как основы социализации ребёнка. (см. приложение  К).

Коммуникативный компонент - вбирает в себя всё многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, в общении, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

Поведенческий компонент -- это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден».

Подсчёт баллов по опроснику «Социализация» позволил выявить детей с высокой, средней и низкой социализацией в группах отдельно по каждому ребёнку и детскому саду, а затем составить сводные данные по всем десяти дошкольным учреждениям г.Зеи.

Опросник  Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, позволяет опросить воспитателей или родителей дошкольников с целью выявления агрессивных детей в группе, а также получить показатели  детской агрессивности в дошкольных учреждений, диагностировать насколько выражены агрессивные проявления у каждого индивидуально и в целом по группе (см. приложение К).

По самостоятельно разработанному опроснику «Социализация» для экспертов, исходя из важных взаимосвязанных компонентов социализации ребёнка (коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный), мы получили ответы экспертов и были определены уровни социализации и агрессивности детей.

Получили по опроснику «Социализация» следующие результаты: в МДОУ №2 высокий уровень у 32% детей; средний уровень у 56% человек; низкий уровень у 12% ребят.  В МДОУ №3 высокий уровень социализации у 55% детей; средний уровень у 45% дошкольников; с низким уровнем социализации детей не выявлено. В МДОУ №4 высокий уровень социализации у 32%; средний уровень у 48%; низкий уровень отмечен у 20% детей в группе. В МДОУ №5 высокий уровень социализации показали 33% человек; средний уровень у 54% детей; низкий уровень у 13% дошкольников. В МДОУ №11 отмечен высокий уровень у 40% детей и средний уровень у 60% дошкольников. В МДОУ №12 высокий уровень показали 40% человек; средний уровень 56% детей; низкий уровень у 4%.  В МДОУ №14 высокий уровень социализации у 36% ребят; средний уровень у 52%; низкий уровень у 12%.   В МДОУ №15 такие показатели: высокий уровень 37,5%; средний уровень 50%; низкий уровень 12,5%. В МДОУ №18 выявлен высокий уровень у 36%; средний уровень 55%; низкий уровень у 9%.  В МДОУ №19 выявлен высокий уровень у 29% и средний уровень у 71% дошкольника (см. приложение М).

По опроснику Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко, получили следующие результаты: агрессивность проявляется высоким уровнем в МДОУ №2 20%; в МДОУ №3 у 35%; в МДОУ №4 у 44%; в МДОУ №5 33%; в  МДОУ №11 у 20%; в  МДОУ №12 у 8%; в МДОУ №14 у 36%; в  МДОУ №15 у 18%; в МДОУ № 18 у 27%; МДОУ №19 у 20% детей старшего дошкольного возраста (см. приложение М - Н).

Проводя наше исследование, мы выявили следующую тенденцию: практически все дети старшего дошкольного возраста проявляют в более или менее выраженную степень агрессивности и также определили, что социализация каждого ребёнка имеет индивидуальную выраженность в качестве успешного, адекватного и пассивного процесса в социуме.

Агрессивность проявляется у большинства детей старшего дошкольного возраста, её основными видами и формами являются: физическая, вербальная, косвенная и негативизм. Исходя из наблюдений и бесед с педагогами, на проявление детской агрессивности существенное влияние оказывают такие личностные качества, как чувство вины, фрустрированность, недостаточно развитые коммуникативные навыки, стремление к доминированию, сниженная самооценка. Кроме этого, степень выраженности детской агрессивности зависит от таких социальных факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных взаимодействий ребёнка со сверстниками, уровень усвоения гендерных ролей.

Информация о работе Социализация агрессивных детей в ДОУ