Социализация агрессивных детей в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 07:28, дипломная работа

Описание работы

Современное состояние российского общества, характеризующееся изменяющейся социальной структурой, неблагоприятной экономической ситуацией, дифференциацией стилей жизни различных социальных групп обуславливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения. Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена человеческого сообщества.

Содержание

Введение 5
1 Социализация дошкольников как предметная область социальной работы 8
Проблема социализации ребёнка в отечественной и западной науке 8
1.2 Социализация ребёнка в семье 15
1.3 Социализация ребёнка в дошкольном учреждении 21
1.4 Значимость социализации 27
2 Характеристика агрессии и агрессивности 30
2.1 Понятие агрессии и агрессивности 30
2.2 Специфика проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте 8
2.3 Социальная адаптация агрессивных детей 45
2.4 Опыт российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми 54
3 Социализация и детская агрессивность в дошкольных учреждениях г.Зеи62
3.1 Исследование процесса социализации и выраженности агрессивности среди детей старшего дошкольного возраста г.Зеи 62
3.2 Опыт практической работы с агрессивными детьми в МДОУ №12 г.Зеи 70
3.3 Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях 78
Заключение 85
Библиографический список литературы 88

Работа содержит 1 файл

диплом социализация агрессивных детей в доу.rtf

— 779.69 Кб (Скачать)

3. Групповая работа с агрессивными детьми

Группы были сформированы на основании результатов, полученных в ходе обследования, амнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации о них от воспитателей и родителей ( см. приложение С).

Каждая группа состоит от 4-6 детей, в группе дети с разными проблемами занимаются вместе, в одной группе. В журнале кратко фиксируется причина назначения того или иного ребёнка на занятия, что в дальнейшем помогает при планировании игр, определении основных воспитательных и коррекционных целей для данной группы в целом.

Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов -- научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью на занятии обсуждаются с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить его поведенческий репертуар -- набор способов реагирования на определенные события.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми - ролевая игра. Например, с детьми в кругу разыгрываем такую ситуацию: в детский сад пришли два игрушечных медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не критикует и не даёт оценку предложениям ребенка. Напротив, он предлагает детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.

Развиваем эмпатию у детей во время совместного чтения, прослушивания музыкальных произведений, игр, этюдов. Обсуждаем с ребенком прочитанное, поощряем его в выражении своих чувств. Кроме того, сочиняем с ребенком сказки и истории.

Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая специалистами детского учреждения. Именно это может служит не только целям коррекции, но и даёт ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Коррекционная работа строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку предлагаются роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, акцентируем внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых.

Профилактическая и коррекционная работа с агрессивными детьми даёт положительную динамику (это отслеживается по опросам родителей и педагогов, а также по результатам диагностики на начало и конец учебного года в детском саду). Снижение уровня агрессивности отдельных детей способствует восстановлению более доброжелательной и спокойной обстановке в группе детского сада, а также повышается привлечение агрессивных детей в совместную деятельность и  игру (см. приложение Т).

Практические рекомендации для педагогов:

С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать коррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Основная направленность работы состоит в создании психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретение родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков.

Использование педагогического требования в качестве метода социальной ориентации должно учитывать следующие условия:

1.  Педагогическое требование нельзя предъявлять из простого желания добиться немедленного послушания ребенка. Он должен чувствовать и быть уверен, что требование воспитателя -- не от раздражения и беспомощности, а от силы опыта, уверенности и знания.

2. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано. И совсем не обязательно, чтобы ребенок замечал этот контроль. Если какое-либо требование невозможно проконтролировать, лучше его не предъявлять.

3. Строгих, жестких требований должно быть очень немного, ведь категоричные, прямые высказывания -- это прямое навязывание ребенку нашего отношения, взгляда, желания. Довольно просто включить ребенка в деятельность насильно, но это -- обманчивая простота авторитаризма.

4. Гуманистическое взаимодействие воспитателя с детьми больше нуждается в косвенных формах предъявления требования. Косвенная форма требования (просьба, совет, намек) не обязывает ребенка к немедленному подчинению, а оставляет ему возможность самостоятельного выбора действия, дает ощущение благополучия, уважения.

5. Наиболее результативно включают детей в деятельность те требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми. Разработанный вместе с папой «Режим дня», созданные для своего класса «Правила доброго поведения», «Заповеди дежурного» весело и интересно соблюдать, да и понятно, что требования эти разумны, полезны и необходимы.

Социализирующая эффективность метода упражнений зависит от определенных педагогических условий:

1. Упражнение должно быть доступным для ребенка, соразмерным его силам и социальному опыту.

2. Несмотря на то, что упражнение требует многократных, почти механических повторений действия, ребенок должен выполнять их осознанно и мотивированно, он должен понимать, зачем ему нужны такие умения или привычки, он должен захотеть их иметь, стремиться к новой линии поведения.

3. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действия, где важны точность и последовательность, правильнее выполнять часть действий вместе с ребенком или с группой детей, обращая внимание на достижения каждого.

4. Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль за всеми их действиями и в каждом необходимом случае -- помощь. Как сделать, чтобы не обидеть ребенка, не спугнуть его первый робкий успех, помочь справиться со страхом, что ничего не получится, подбодрить -- это область человеческого и педагогического творчества самого воспитателя.

 

3.3 Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях

 

В своей структуре дошкольное учреждение должно иметь несколько служб:

Медико-педагогическая служба (профилактическая работа в детском саду, проведение акций, правовых игр, семинаров, досуговых мероприятий для семьи дошкольников, детей и пр.)

Служба социальной реабилитации (срочная социальная помощь, кладовая вещей, рейды, участие в работе комиссии по делам несовершеннолетних, клуб для детей-инвалидов, организация реабилитационной работы в клубах по месту жительства и пр.)

Служба медико-консультативной помощи (прием врачей, назначение консультаций 1 раз в месяц).

Служба психолого-педагогической помощи семье и детям (групповая и индивидуальная консультативная, психокоррекционная  работа, помощь в профессиональном и жизненном самоопределении, коррекционная работа с агрессивными детьми и пр.)

Служба социальной реабилитации несовершеннолетних в клубах по месту жительства (организация воспитательной и развивающей работы для детей, в основном из «неблагополучных семей», организация летнего отдыха и досуга, спортивных мероприятий и праздников, тематических встреч, экскурсий, содействие в решении правовых, медицинских, дошкольных проблем и пр.)

Все службы в своей деятельности, должны подчиняться заведующей ДОУ. Здесь необходимы такие специалисты: социальный педагог, психолог, методист, логопед, педиатр, валеолог, медицинская сестра.

Комплексный подход к проблемам детей и семьи реализуется через такие виды поддержки, как психологическая, медицинская, педагогическая, социальная.

Учреждение должно тесно взаимодействовать с социальными институтами города по реализации профилактических и реабилитационных задач.

Деятельность учреждений должна быть направлена на решение многих социальных проблем нашего города. В данной работе мы подробнее остановимся на основных методах по социальной работе с агрессивными детьми.

Профилактическая и просветительская работа. Данная работа ведется как с ребёнком, так и с педагогами и родителями. В рамках медико-педагогической службы организуются выходы специалистов поликлиники в детские учреждения. Специалистами учреждения разрабатываются занятия с элементами тренинга, целью которых является оптимизация взаимоотношений в группе, развитие толерантности, навыков конструктивного взаимодействия среди сверстников, поведения в конфликте, умения противостоять стрессу.

Проведение игр для детей и родителей:

«Мой дом - моя крепость» (проанализировать взаимоотношения детей и родителей, раскрыть основные причины возникновения конфликтов, наметить пути решения конфликтных ситуаций);

«Мирись, мирись и больше не дерись» (помочь участникам осмыслить взаимоотношения со сверстниками с позиции толерантности, уважения к другому);

В процессе работы с родителями через родительские собрания, лектории решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя, взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга, выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.

Систематические занятия на методических объединениях узких специалистов, в клубе для педагогов «Педагогическая неотложка», посвящены и проблемам взаимоотношения с агрессивными детьми, нарушителями дисциплины.

В ходе занятий решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми, обучение  приемам регуляции психического равновесия, снятие личных и профессиональных зажимов и ограничений, выработка эффективного стиля взаимодействия.

Индивидуальная работа начинается с первичного знакомства, установления доверительного контакта, создания безопасной обстановки, мотивирования на  совместную работу. Следующим этапом работы является диагностика с цель выявления характера агрессивности, причин ее возникновения. Затем разрабатывается программа работы сребёнком, которая в процессе взаимодействия может меняться. В индивидуальной работе используются техники сказкотерапии, телесно- ориентированной терапии, арт-терапии.

Для достижения этой цели специалист в процессе коррекции, должен решить следующие задачи:

1. Дать ребенку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.

2. Научить ребенка понимать переживания, состояния и интересы других людей.

3. Выработать у ребенка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Выполнение этих задач дает возможность детям снизить уровень агрессивности до приемлемого и таким путем добиться более адекватной социализации.

Жизненное пространство ребёнка еще заполнено не столько логическими построениями и ролевыми отношениями, сколько яркими, эмоционально окрашенными образами. В коррекции агрессивного поведения используется техника «образа»:

визуализация смутно осознаваемых эмоциональных состояний, позволяющие специалисту конкретизировать те или иные аспекты агрессивности (например, проективное рисование «Я и мой гнев», «Я и мои страхи»);

образы психотравмирующих ситуаций, составляющие основной материл для психокоррекционной проработки;

образы - метки, позволяющие зафиксировать в сознании подростка промежуточные этапы психокоррекции (например, рисунок «Мое самочувствие в данный момент», «Состояние моей проблемы на данный момент»);

образы- идентификации (персонажи книг или кинофильмов, образы реальных личностей, на которых подросток хочет быть похож и с которыми себя идентифицирует);

«ресурсные» образы или памятные фантазии (образы, ассоциирующиеся с позитивным эмоциональным опытом и личностными ресурсами);

образы достижения - идеальные представления о себе в будущем, мотивирующие личностные переживания.

Индивидуальная работа обычно завершается словами напутствия, получением обратной связи от ребёнка о значимости для него проведенной совместной работы.

Задача специалиста, работающего с семьёй агрессивного ребёнком, убедить в необходимости изменений внутрисемейных взаимоотношений, стиля воспитания. Как правило, с родителями ведется индивидуальная работа. По мере необходимости практикуются совместные консультации специалистов с детьми и родителями. При необходимости проводятся детско-родительские консультации,  терапевтические занятия.

Групповая работа. Участие ребёнка в психокоррекционных группах имеет огромное значение  в развитии его личностных качеств, формировании навыков конструктивного взаимодействия в социуме.

Информация о работе Социализация агрессивных детей в ДОУ