Смысловое переживание материнства как новообразование самосознания женщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:30, автореферат

Описание работы

Цели исследования:
1. Анализ смыслового переживания материнства как новообразования самосознания женщины на этапе материнства.
2. Выявление типов смыслового переживания материнства, их структуры и динамики.

Работа содержит 1 файл

Автореферат Тетерлева Е.А..doc

— 134.50 Кб (Скачать)

 

В параграфе 1.4. «Анализ теоретических подходов к исследованию проблемы материнства в психологии» выделяется три направления исследования материнства в психологии, дается их описание и анализ.

 

Проблеме материнства посвящено  множество теоретических и прикладных исследований в медицине, истории, этнологии, социологии (сравнительный анализ см. В.А. Рамих, Н.Л. Пушкарева, Г.Г. Филиппова, Р.Ж. Мухамедрахимов). В современной психологической науке ее разработка ведется чаще всего в трех основных направлениях:

 

Материнство как условие для развития ребенка. Это направление уходит корнями в психоаналитическую концепцию (З. Фрейд) и развитую на ее основе теорию объектных отношений (М. Кляйн, М. Малер). В современной психологической науке разработка этого направления представлена целым рядом исследований, базирующихся на разных методологических основаниях и вариативным по терминологии. В анализируемой нами литературе можно встретить описание качеств (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Боулби), установок (Э. Фромм, В.В. Столин, А.Я. Варга), отношения (Дж. Нортон, К. Хорни, Е.О. Смирнова), стилей (Ю.Б. Гиппенрейтер) материнского поведения. Материнство здесь лишается самостоятельного статуса, выступает условием для развития ребенка, является предметом научного интереса лишь постольку, поскольку воспитывающая ребенка женщина находится в неразрывном единстве с ним.

 

Материнство как совокупность личностных качеств женщины. В работах этого  направления делается акцент на изучении влияния индивидуально-психологических  особенностей, структуры личности матери на развитие ребенка и генезис диадических отношений. Неизменно подчеркивается, что важным фактором становления и развития ребенка являются личностные качества матери. Исследования в данной области представлены обширным перечнем работ, которые, однако, с трудом поддаются обобщению, носят фрагментарный и мозаичный характер. Наиболее целостной концепцией, характеризующей данное направление в исследовании психологии материнства, можно считать работы Е.И. Исениной, Р.Ж. Мухамедрахимова.

 

Материнство как специфическое новообразование самосознания и личности женщины. Это направление ратует за возвращение к идее субъектности матери и ребенка, несводимости их к диадической нерасчлененности, рассматривает материнство как часть личностной сферы женщины, как особую стадию идентификации, развития самосознания. Идея материнства как этапа развития самосознания и поиска новой идентичности подчеркивается и в исследованиях, выполненных в русле микропсихоанализа (С. Фанти, М.Д. Марконе) глубинной (Д. Пайнз) и перинатальной психологии (В. Бергум, С.Ю. Мещерякова, Ю.И. Шмурак, В.И. Брутман, Ж.В. Завьялова). Наиболее ярко эта идея воплощена в отечественной концепции материнства, разрабатываемой Г.Г. Филипповой на основе методологии эволюционно-системного подхода, в которой выделяются онтогенетические этапы материнства.

 

Наше исследование развивает идеи, ориентированные, на придание материнству  статуса субъектности и внимание к динамике смысловой сферы женщины-матери.

 

В параграфе 1.5. «Смысловое переживание  материнства как новообразование самосознания женщины» материнство рассматривается как уникальная ситуация развития самосознания женщины, вводится понятие «смысловое переживание материнства» для обозначения новообразования в сфере самосознания женщины.

 

Согласно диалогическому подходу  в самосознании всегда присутствует "Другой" как онтологическое его основание. На этапе материнства "Другим" становится ребенок. Ожидание и рождение ребенка является для женщины новой социальной ситуацией развития, в качестве единицы ее анализа нами избирается переживание, в котором даны «с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой - сказываются особенности развития моей личности» (Л.С. Выготский). Переживание в таком его понимании позволяет точнее, чем любые другие понятия, подойти к акцентированию сущности материнства, в котором взаимно переплетены две основные составляющие: пространство развития отношений матери с ребенком во внешней среде и пространство внутреннего мира женщины. Следуя далее за Л.С. Выготским, который предложил термин «смысловое переживание» для обозначения процесса понимания, обобщения переживаний, способности осмысленно ориентироваться в них, мы вводим это понятие в область исследования материнства для анализа особой деятельности смыслостроительства, осуществляющейся во внутреннем диалоге матери. В процессе этой деятельности происходит развертывание и развитие смысловых позиций, которые отражают переживание матерью отношений с ребенком в реальной жизненной среде (интерпсихический уровень), а также переживание ею особенностей развития собственного внутреннего мира в векторах «Я как мать», «Мой внутренний ребенок», «Мой ребенок» (интрапсихический уровень).

 

Введение в контекст изучения материнства  понятия «смысловое переживание  материнства» позволяет выявить психологическое содержание изменений смысловой сферы женщины на этапе материнства и психологический механизм этих изменений.

 

Психологическим содержанием изменений  смысловой сферы матери становится переосмысление с родительских позиций  собственного детского опыта, а также интеграция в самосознании женщины образа родителя (смысловая позиция «Я как мать») и образа ребенка (смысловые позиции «Мой внутренний ребенок» и «Мой реальный ребенок»). Каждый из участников детско-родительских отношений имеет при этом статус субъектности.

 

Психологический механизм изменений  смысловой сферы проявляется  посредством особой деятельности смыслостроительства  во внутреннем диалоге матери и позволяет  ей управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие детско-родительских отношений, а также осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения.

 

В параграфе 1.6. «Смысловые позиции  внутреннего диалога матери»  определяется понятие «смысловая позиция», описываются смысловые позиции внутреннего диалога матери.

 

Под смысловой позицией понимается устойчивый, субъектно-пристрастный смыслопорождаюший  центр в структуре самосознания, интегрирующий вокруг себя специфический  психический материал.

 

Ключевыми смысловыми позициями внутреннего диалога на этапе материнства являются смысловые позиции «Я как мать», «Мой ребенок» и «Мой внутренний ребенок». Повседневное общение матери с ребенком, взаимодействие с ним, представляет, таким образом, как «встреча» двух личностей со своими взглядами, чувствами, переживаниями на одни и те же события и обстоятельства, «встреча» двух смысловых миров (смысловые позиции «Я как мама», «Мой ребенок»). Результат этой «встречи» располагается в континууме, конечными точками которого являются, с одной стороны, перестройка, обогащение смыслового мира матери (и ребенка), появление новых смыслов, с другой - сохранение сложившейся смысловой структуры. Вместе с тем отношение матери к ребенку есть не только отношение «взрослого к детству как ему внеположенному (буквально как к другому миру), но и к своему детству» (Б.И. Хасан). Таким образом, взаимодействуя с ребенком, присоединяясь к его детству, женщина допереживает, перепроживает собственное детство, переосмысливает его с новых взрослых материнских позиций - смысловая позиция «Мой внутренний ребенок».

 

Во второй главе «Организация и  методы эмпирического исследования смыслового переживания материнства  как новообразования самосознания женщины» обосновывается специальная  исследовательская процедура, позволяющая выявить типы смыслового переживания материнства, их структуру и динамику.

 

В параграфе 2.1. «Обоснование методов  и выборки эмпирического исследования»  описывается выборка и методики исследования, методы обработки результатов.

 

Эмпирическое исследование проводилось в городах Екатеринбург, Ревда, Лесной на базе психологических центров города, психологических служб школ и дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с предметом и гипотезой исследования выборку составили 112 женщин в возрасте от 24 до 42 лет (средний возраст в выборке 31 год) с разным стажем материнства, уравненные по критериям - уровень образования (высшее образование), семейное положение (женщины, состоящие в браке), количество детей (женщины, имеющие одного ребенка).

 

Для исследования типов смыслового переживания материнства, их структуры и динамики использовалась батарея методик, представляющая собой целостную исследовательскую процедуру и включающая самоотчет (Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской), проективные методики («Цветовой тест отношений» A.M. Эткинда, «Коллаж» С.А. Минюровой, «Встреча с внутренним ребенком» Е.А. Тетерлевой), методики субъективного шкалирования (репертуарная решетка, семантический дифференциал).

 

Обработка результатов, полученных в ходе исследования, осуществлялась с использованием методов математической статистики - обратной комбинации моделей факторного анализа и метода многомерной группировки.

 

В параграфе 2.2. «Психологическое содержание исследовательской  процедуры» раскрывается смысловая, процессуальная и результирующая составляющие предложенной исследовательской процедуры.

 

Ориентация  на методологию диалогического подхода  предъявляет особые требования к  построению эмпирического исследования, его смысловой, процессуальной и результирующей составляющим (Е.А. Родионова).

 

Смысловая компонента исследовательской  процедуры. Организация эмпирического  исследования в рамках диалогического подхода предполагает создание ситуации субъект-субъектного взаимодействия, которое построено на принципе эстетической вненаходимости исследователя, способствующей углублению диалогической интенции испытуемого. Исходя из этого, все исследовательские процедуры, направленные на изучение смыслового переживания материнства, включены в программу психологического тренинга. Его концептуальной основой является представление о материнстве как творческом, динамическом переживании, принадлежащем матери и реализующемся в системе ее взаимодействия с ребенком. Ключевым направлением работы с женщинами становится не овладение ими знаниями и навыками "правильного общения" с ребенком, а исследование в ходе тренингового взаимодействия жизни «ребенка внутри взрослого», воссоздание и развитие диалога с ним. Логика программы тренинга предполагает экстериоризацию внутреннего диалога матери через постепенное движение от ее осознанных, вербализуемых для себя и других представлений о материнстве, детско-родительских отношениях к глубинным, частично бессознательным переживаниям своего внутреннего ребенка, смыслам материнства для себя. В тренинге используются телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психодраматические формы работы, позволяющие создать эмоционально безопасное и сенсорно насыщенное психотерапевтическое, пространство. Занятия рассчитаны на пять дней работы по 4-5 часов ежедневно. Группа формируется на добровольной основе, и включает 7-15 женщин, имеющих детей одного возраста.

 

Таким образом, исследователь и  испытуемый оказываются в едином смысловом пространстве - пространстве самоисследования и помощи в самоисследовании.

 

Процессуальная компонента исследовательской процедуры. Специальная методическая процедура, предъявляемая в ходе тренинга и направленная на изучение типов смыслового переживания материнства их структуры и динамики, основана на идее экстериоризации и направлена на актуализацию переживаний женщиной своего материнства во внутреннем плане и их проявление в продуктах внешней деятельности. Посредствам этой процедуры происходит актуализация внутреннего диалога матери, в котором проявляются определенные состояния самосознания женщины и последовательное управление ими через смену модальности методических приемов, форм репрезентации «Другого», смену уровней переживания и перемещение во времени. Узловые моменты этапов актуализации смыслового переживания материнства могут быть кратко представлены в следующей таблице:

 

 

 

Таблица 1. Этапы актуализации смыслового переживания материнства

 

 

№ этапа 

методический прием 

смысловое переживание материнства

 

 

 

  

название методики 

модальность методики 

форма репрезентации «Другого» 

смысловые позиции 

уровни переживания

 

«Взаимодействие родитель-ребенок» 

вербальная 

нулевая 

«Я как мать», «Мой ребенок» 

интерпсихический

 

«Коллаж» 

невербальная вербальная 

субсенсорная 

«Я как мать», «Мой ребенок», «Мой внутренний ребенок» 

интра-психический

 

  

«Цветовой тест отношений» 

невербальная 

субсенсорная 

«Я как мать», «Мой ребенок», «Мой внутренний ребенок» 

интра-психический

 

«Диалог с внутренним ребенком» 

невербальная вербальная 

символическая 

«Мой внутренний ребенок»» 

интра-психический

 

«Цветовой тест отношений» 

невербальная 

символическая 

«Мой внутренний ребенок»» 

интра-психический

 

«Семантический дифференциал» 

вербальная 

материализованная 

«Я как мать», «Мой ребенок», «Мой внутренний ребенок» 

интра-, интерпсихический

 

«Репертуарная решетка» 

вербальная 

нулевая 

«Я как мать», «Мой ребенок», «Я как ребенок», «Моя мать», «Мой отец», «Идеальная мать», «Идеальный ребенок» 

интра-, интерпсихический

 

«Цветовой тест отношений» 

невербальная 

нулевая 

«Я как мать», «Мой ребенок», «Я как ребенок», «Моя мать», «Мой отец», «Идеальная мать», «Идеальный ребенок» 

интра-психический

 

 

 

 

Результирующая компонента исследовательской  процедуры. Результатом участия  в исследовании становится осознание  женщиной смысловых позиций участников детско-родительских отношений, овладение знаково-символическим средствами саморегуляции материнской активности как во внешнем, так и во внутреннем плане, эмоциональное обогащение ее внутреннего мира и выработка перспектив выстраивания отношений с ребенком.

 

В третьей главе «Анализ и интерпретация результатов исследования по проблеме смыслового переживания материнства как новообразования самосознания женщины» представлены результаты эмпирического исследования смыслового переживания материнства.

 

В параграфе 3.1. «Определение характера распределения результатов исследования» представлены результаты сопоставления эмпирического и теоретического распределения (с помощью критерия Колмогорова-Смирнова), позволяющие прогнозировать качество последующего факторного решения и определить область распространения результатов, полученных в ходе эмпирического исследования.

Информация о работе Смысловое переживание материнства как новообразование самосознания женщины