Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:30, автореферат
Цели исследования:
1. Анализ смыслового переживания материнства как новообразования самосознания женщины на этапе материнства.
2. Выявление типов смыслового переживания материнства, их структуры и динамики.
На правах рукописи
ТЕТЕРЛЕВА Екатерина Александровна
СМЫСЛОВОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ МАТЕРИНСТВА
КАК НОВООБРАЗОВАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема материнства является одной из актуальных проблем психологической науки и практики. На теоретическом уровне она относится к разряду полидисциплинарных и вариативно решаемых проблем. Многочисленность исследований, посвященных вопросам отношений матери с ребенком (З. Фрейд, М. Кляйн, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксон, Д. Пайнз, Г.Г. Филиппова, А.Я. Варга, Е.О. Смирнова, Р.Ж. Мухамедрахимов, Е.И. Исенина, С.Ю. Мещерякова, Ю.И. Шмурак, В.И. Брутман и др.), создает иллюзию разработанности психологического пространства материнства. Однако при анализе этих работ обращает на себя внимание разрозненность и частая несопоставимость теоретических моделей, фрагментарность описания, ориентация прежде всего на «проблемные точки» материнства (девиантное материнство).
Важной отличительной чертой большинства исследований является, на наш взгляд, и их контекстное однообразие. Традиционно включая материнство в круг проблематики детско-родительских отношений, большинство исследователей лишают его самостоятельного статуса, рассматривают мать в терминах долженствования как объект-носитель родительских функций, как детерминанту становления и развития личности ребенка. Подобное положение дел особенно справедливо для отечественной психологии, где долгое время психология материнства была слита с психологией родительства и лишь в 90-е годы стала заявлять о своей самостоятельности.
Актуальность настоящего исследования обусловлена также запросом со стороны психологической практики. В настоящее время материнство становится для многих женщин не просто необходимостью или данью социальным и культурным установкам, а сознательным личностным выбором. Это повышает заинтересованность женщины в эффективной психологической поддержке и помощи на всех этапах планирования беременности и активного материнства. Однако современная отечественная психологическая практика испытывает дефицит как консультационных, так и диагностических моделей такой поддержки.
Таким образом, исследование проблемы
материнства требует новых
В нашем исследовании развиваются
идеи, ориентированные на придание
материнству личностного
Объект исследования: самосознание женщины.
Предмет исследования: смысловое переживание материнства.
Цели исследования:
1. Анализ смыслового переживания
материнства как
2. Выявление типов смыслового
переживания материнства, их
Задачи исследования:
1. Обоснование возможности
применения методологии
2. Изучение и анализ современных психологических концепций материнства.
3. Введение в психологический
контекст изучения
4. Разработка модели
Гипотезы исследования. Мы предполагаем, что
1. новообразованием самосознания
женщины на этапе материнства
является смысловое
2. анализ содержания и динамики смысловых позиций внутреннего диалога матери позволит выделить типы смыслового переживания материнства.
Методологической основой
Методы исследования: В соответствии с поставленной целью и задачами в работе был использован комплекс методов. При работе над теоретической частью исследования был использован метод теоретического анализа научной литературы.
При организации эмпирического исследования была использована батарея методик, включающая в себя: самоотчет (опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской), проективные методики («Цветовой тест отношений» A.M. Эткинда, «Коллаж» С.А. Минюровой, «Встреча с внутренним ребенком» Е.А. Тетерлевой), методики субъективного шкалирования (репертуарная решетка, семантический дифференциал).
На этапе обработки
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: введение понятия «смысловое переживание» в область исследования материнства позволяет проанализировать особую деятельность смыслостроительства, осуществляющуюся во внутреннем диалоге матери. При этом происходит развертывание и развитие смысловых позиций, которые отражают переживание матерью отношений с ребенком в реальной жизненной среде (интерпсихический уровень), а также переживание ею особенностей развития собственного внутреннего мира в векторах «Я как мать», «Мой внутренний ребенок», «Мой ребенок» (интрапсихический уровень). Такой подход способствует преодолению существующего разрыва в представлении материнства либо как условия для развития ребенка, либо как специфического личностного образования женщины.
Практическая
значимость исследования: результаты
исследования, авторские диагностические
процедуры, разработанная нами программа
психологического тренинга для родителей
могут применяться в
Апробация результатов исследования: материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития факультета психологии УрГПУ (Екатеринбург, 2002-2005 г.г.), на заседаниях аспирантского объединения факультета психологии УрГПУ (Екатеринбург, 2004 г.). Результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия» (Екатеринбург, 2005 г.), XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2005 г.). Результаты исследования легли в основу отчетов по гранту Российского гуманитарного научного фонда (2003-2004 г.г., грант № 03-06-00463а). Материалы исследования использовались при подготовке и чтении лекций по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования», авторского спецкурса «Психология материнства» для студентов психологического факультета УрГПУ. На основе разработанных идей о смысловом переживании материнства осуществлялась консультационная практика и тренинговая работа на базе психологической службы УрГПУ, социально-психологического центра для детей и подростков «Форпост», дошкольного образовательного учреждения №46 города Екатеринбурга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Материнство рассматривается
как уникальная ситуация
2. Для психологического изучения социальной ситуации материнства предлагается единица анализа - смысловое переживание материнства. Смысловое переживание материнства понимается как особая внутренняя деятельность смыслостроительства во внутреннем диалоге матери, результатом которой является творческая перестройка смыслового мира личности, интеграция образа родителя и ребенка.
3. Смысловое переживание
материнства имеет
Структура и объем диссертации: диссертация объемом 214 страниц состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка (всего 123 наименований, в том числе на иностранных языках 9), четырех приложений. Диссертация содержит 19 таблиц, 22 рисунка. Содержание работы отражено в 10 публикациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, обозначается проблема исследования, объект, предмет, цели, задачи, гипотезы исследования, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме развития самосознания женщины на этапе материнства» раскрываются теоретические аспекты изучаемой проблемы.
В параграфе 1.1. «Анализ проблемы развития самосознания в психологии» рассматриваются подходы к вопросу развития самосознания, обосновывается возможность анализа развития самосознания через динамику его смысловой стороны.
Как показывает анализ психологической литературы, обращение к проблеме развития самосознания в отечественной психологии осуществляется в основном в контексте более общей проблемы развития личности (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.В. Столин и др.). При этом акцент, как правило, делается на ранних этапах онтогенеза, вопросах становления самосознания ребенка. Однако, по словам В.В. Столина, «в различных формах активности человеку требуются и различные формы самосознания... если формы активности человека различны, то и различны формы самосознания и, следовательно, вполне вероятно, что самосознание рождается неоднократно».
Исходной точкой в рассуждениях большинства исследователей, обращающихся к проблеме развития самосознания, является представление о социальной природе самосознания, обусловленности его развития, вхождением человека в культуру (Л.С. Выготский), совместную деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) и общение (М.И. Лисина) людей.
Таким образом, в самосознании человека всегда «живет» Другой, который и делает возможным осознание себя. В ряде работ (В.А. Петровский, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, B.C. Мухина) утверждается смысловая форма репрезентации «Другого» в самосознании человека и перспективность рассмотрения самосознания как смысловой реальности. В развитии самосознания отражается процесс и результат встречи внутреннего смыслового мира личности со смысловым миром другого человека и общества в целом, где смыслы закреплены на уровне культуры в системе значений. Утверждение возможности развития самосознания через отношение человека с другими людьми не только извне, но и изнутри (в форме смысловых образований) представленных личности требует особого методологического и методического подхода к исследованию проблемы развития самосознания.
В параграфе 1.2. «Диалогический подход
как методологическая основа исследования
самосознания» описываются
Для анализа развития самосознания мы обращаемся к методологии диалогического подхода. Основные положения диалогического подхода сформулированы в философских (Платон, Л. Фейербах, B.C. Библер, М. Бубер) и литературоведческих (М.М. Бахтина) трудах и преломляются применительно к теории и практике, психологии рядом российских психологов (Г.М. Кучинский, Т.Н. Березина, Т.А. Флоренская, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Е.О. Смирнова и др.). Перечисленные авторы отстаивают идеи изначальной диалогичности самосознания, бытийным основанием которого является встреча (диалог) с «Другим». Согласно диалогическому подходу в самосознании всегда присутствует "Другой" как онтологическое его основание. Отношения Я - Другой разворачиваются в пространстве двух внутренне противоречивых, взаимопереходящих друг в друга начал, названных М. Бубером «Я-Ты» и «Я-Оно». Следовательно, «Другой», с одной стороны, несет функцию оценки и ожидания определенных действий («Я-Оно»), а с другой - является субъектом обращения и диалога («Я-Ты»).
Таким образом, диалогический подход
задает особую онтологическую, гносеологическую
и экзистенциально-этическую
В параграфе 1.3. «Анализ категории переживания в отечественной психологии» анализируется содержание понятия «переживание», выделяется два направления его понимания и исследования - переживание-состояние и переживание-деятельность; определяется понятие «смысловое переживание».
В поисках такой единицы мы обращаемся к понятию «переживание». Проблема переживания как предмета научного познания имеет достаточно длинную и богатую дискуссиями историю. В отечественной психологии категория переживания является одной из признанных категорий, хотя границы самого понятия остаются достаточно размыты, что позволяет исследователям наполнять его различным содержанием, включая в социальный и культурно-исторический контекст (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов), предметную область психологии (С.Л. Рубинштейн, Ф.В. Бассин, В.К. Вилюнас), в категориальный аппарат теории деятельности (Ф.Е. Василюк).
Обращение к понятию «переживание» в нашем исследовании связано с традицией, идущей от работ Л.С. Выготского, который ввел понятие «смысловое переживание» и предложил рассматривать его как единицу сознания. Мы считаем, что смысловое переживание можно рассматривать как одно из смысловых образований личности. В нашей работе через понятие смысловое переживание мы попытаемся реконструировать ситуацию материнства.
Информация о работе Смысловое переживание материнства как новообразование самосознания женщины