Склонность к различным видам зависимостей студентов различных специализаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение склонности к различным видам зависимостей у школьников.

Содержание

Теоретическая часть
1. Общая характеристика зависимого поведения
2. Типы зависимостей
3.Происхождение созависимости
4. Фармакологические зависимости
5.Нефармакологические (психологические) зависимости
6. Факторы развития зависимостей
7. Профилактическая деятельность аддитивного поведения
Практическая часть
1.Описание проведения исследования
2. Результаты исследования склонности к разным зависимостям у школьников.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 83.60 Кб (Скачать)

 

7.Профилактическая деятельность аддиктивного поведения.

 Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимости еще не означает полного исцеления. К сожалению, недооценивается разрушительный характер общих для всех видов аддиктивного поведения механизмов, в основе которых лежит стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием зависимости. Избавившись от одной зависимости, человек может оказаться во власти другой, потому что неизменными остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый круг, выйти из которого очень непросто. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации.[12]

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает  в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления  процесса становления, но и кризисные  явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться  очень важные качества личности, обращение  к которым могло бы стать одной  из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как  стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и  ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого  периода являются появление рефлексии  и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые  общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.[13]

Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:

  • Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интервальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
  • Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
  • Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. [12]

Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной  среды, общественной жизни в целом.

В семье для подростка  значимыми факторами являются эмоциональная  стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток  нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: “…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются” чрезмерному “контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни”.

В сфере образования необходим  пересмотр некоторых подходов в  воспитании и преподавании учебных  предметов. В связи с проблемой  аддиктивного поведения актуальны  такие стороны школьной жизни, как  адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному  аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный  цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни (см. информационно-просветительский этап профилактической деятельности и этап тренингов личностного роста). Данная информация необходима для обретения  свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и  решать жизненно-важные проблемы без  страха перед действительностью, и  пользуясь разнообразными активными  стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия  в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного  пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность  за качество информационной продукции  и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения  в настоящее время носит в  основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности. [12]

В подростковом возрасте “решающее  значение приобретает стремление детей  найти свое место в обществе”, «Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?”. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Направленность на людей  – “своеобразная психологическая  повернутость к людям” – в существенной мере зависит от того, насколько  сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому  формирование таких важных качеств  для межличностных отношений, как  эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в  профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и  нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений. [12]

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

 

1. Описание проведения исследования

Задачи и организация  исследования.

 

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи исследования:

1. Теоретически изучить  различные виды аддиктивного  поведения человека 

2. Рассмотреть профилактическую деятельность аддиктивного поведения

3. Провести методику диагностики  увлечение подростков и склонности  к различным видам зависимостей.

 

Организация исследования.

Организация исследования включала 4 этапов:

1 - подбор методики;

2 - экспериментальное исследование;

3 - математическая обработка  и анализ данных;

4 - оформление результатов  исследования.

 

 

 

 

Методы исследования.

 

Основным методом исследования явилась методика диагностики к  различным видам зависимостей. Позволяющая рассмотреть общую склонность к той или иной зависимости.

 

 

Методика диагностики  к различным видам зависимостей

Методика разработана  для изучения склонности индивида к 13 видам зависимости:

  1. алкогольная зависимость
  2. телевизионная зависимость
  3. любовная зависимость
  4. игровая зависимость
  5. сексуальная зависимость
  6. пищевая зависимость
  7. религиозная зависимость
  8. трудовая зависимость
  9. лекарственная зависимость
  10. компьютерная зависимость
  11. табачная зависимость
  12. зависимость от здорового образа жизни
  13. наркотическая зависимость

 

Методы статистической обработки результатов.

Итак, в итоговые таблицы включены следующие показатели:

  1. Виды склонностей к зависимостям.
  2. Среднее арифметическое по каждому из видов склонностей.

 

Склонность к зависимостям:

низкая

средняя

высокая

1.            склонность к алкогольной зависимости

81%

14%

5%

  1. склонность к телевизионной зависимости

57%

33%

10%

  1. склонность к любовной зависимости

4%

29%

67%

  1. склонность к игровой зависимости

90%

10%

  -

  1. склонность к сексуальной зависимости

67%

33%

  -

  1. склонность к пищевой зависимости

38%

43%

19%

  1. склонность к религиозной зависимости

48%

39%

13%

8.           склонность к трудовой зависимости

38%

62%

  -

9.            склонность к лекарственной зависимость

76%

24%

  -

10 .         склонность к компьютерной зависимости

67%

33%

  -

11.          склонность к табачной зависимости

90%

5%

5%

12.          зависимость от здорового образа  жизни

19%

67%

14%

13.          склонность к наркотической зависимости

95%

  -

5%

14.          общая склонность к зависимостям

29%

71%

  -


Среднее арифметическое склонности к алкогольной зависимости, телевизионной  зависимости, любовная зависимость, религиозная  зависимость, пищевая зависимость,, табачной зависимости, здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Зависимость в широком  смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности  человека и умаляющая его способность  к саморазвитию. Любая из известных зависимостей, будь то тяжелая наркомания либо патологическая ревность, оказывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем. Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену. 
Обществу зависимости его членов обходятся значительно дороже, чем самые смертоносные эпидемии и стихийные бедствия. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний. Фактически зависимости похищают у людей саму их жизнь — без всяких оговорок и двусмысленностей

Проблема аддиктивной  настроенности всеобща и касается всех нас — хотя бы потому, что  аддиктивное поведение по сути своей  является ущербным в усложняющихся  условиях современной жизни. Аддикция — это несовершенный способ приспособления к слишком сложным для индивида условиям деятельности и общения.

Мы часто вспоминаем о  свободах юридических и политических, почти не уделяя внимания свободе  душевной, свободе психологической, то есть свободе от зависимостей. Психофизиологическая суть аддиктивного поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек хочет взбодриться, поработать или порадоваться, а его организм не испытывает склонности к такого рода реагированию на невпечатляющие обстоятельства жизни или склоняющие к пессимизму условия труда. Человек желает быть свежим и подтянутым, а груз депрессивных переживаний ослабляет и апатизирует его.

  Зависимое поведение  включает нарушения, затрагивающее  значительное количество людей  различных социальных уровней  в разных странах и обществах. Оно требует специальных подходов в плане превенции, коррекции и лечения.

Нездоровый образ жизни, алкоголизация и наркотизация населения (в т.ч. и никотизация), употребление токсических веществ, деминкветное поведение, включая сексуальные  дебиоции, уход от социально конструктивной деятельности, праздное времяпрепровождение  – все это саморазрушающее  поведение. В его основе лежит  уход от жизненных проблем. Как мы видим алкоголизм и наркомания, хотя и считаются универсальными средствами ухода от действительности, не являются единственными.

Информация о работе Склонность к различным видам зависимостей студентов различных специализаций