Склонность к различным видам зависимостей студентов различных специализаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение склонности к различным видам зависимостей у школьников.

Содержание

Теоретическая часть
1. Общая характеристика зависимого поведения
2. Типы зависимостей
3.Происхождение созависимости
4. Фармакологические зависимости
5.Нефармакологические (психологические) зависимости
6. Факторы развития зависимостей
7. Профилактическая деятельность аддитивного поведения
Практическая часть
1.Описание проведения исследования
2. Результаты исследования склонности к разным зависимостям у школьников.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 83.60 Кб (Скачать)

Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации является неспособность отказаться от предлагаемого кем-нибудь приема алкоголя.

Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, получения удовольствия в широком смысле этого слова.

Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь потребляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя.

Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокультурной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя.

Алкоголь как  бич.

Ни  одно вещество не оказало столь продолжительного пагубного воздействия на людей. Борьба за производство, контроль и  налогообложение алкоголя за то, чтобы  вынести его социальные последствия, играет значительную роль в истории  создания торговых империй XVIII и XIX вв. Алкоголь и рабство часто шли  рука об руку по ландшафту экономики. Во многих случаях алкоголь был рабством в буквальном смысле, когда триада торговли рабами, сахаром и ромом, вместе с другими прелестями европейской  цивилизации распространилась по миру, завоевывая другие культуры. Сахар  и алкоголь, который можно было вырабатывать из него, стали каким-то европейским наваждением, безжалостно  исказившим демографию тропических  районов. К примеру, в голландской  Ост-Индии, ныне Индонезии, колониальной политикой было платить женщинам, чтобы они рожали как можно  больше детей ради обеспечения себя рабочими для изнурительного труда  на сахарных плантациях. Результат  этой политики — самая большая  перенаселенность на сегодняшний день Явы, некогда бывшей центром голландской  Ост-Индии, по сравнению с прочими  крупными островами мира. Большую  часть производимого сахара перерабатывали в дистиллированный алкоголь, и что  не ввозилось в Европу, поглощалось  местным населением. “Спившийся низший класс” был неизменной принадлежностью  меркантильного общества и в господствующих странах, и в колониях.

А что же сказать о психологии алкоголизма  и потребления алкоголя? Есть ли какой-то “гештальт” алкоголя, и если да, то каковы его характерные черты? Я хочу отметить, что алкоголь —  это преимущественно напиток  системы владычества. Алкоголь в  умеренных дозах оказывает возбуждающее действие на чувственность, в то время  как “эго” чувствует вседозволенность, а социальные ограничения несколько  утрачивают при этом свое сдерживающее влияние. Это зачастую сопровождается ощущением легкости в разговоре, недоступной в трезвом состоянии. Но вся загвоздка в том, что, как показывают наблюдения, этот кратковременный эффект сопровождается обычно заужением сознания, ограничением способности отвечать на социальные сигналы, а также инфантильной регрессией, сопровождаемой утратой сексуальной способности, общего двигательного контроля и вслед за тем — утратой чувства собственного достоинства.

Умеренность в выпивке кажется очевидным  направлением. Тем не менее, алкоголизм — главная и неодолимая проблема во всем планетарном сообществе. Я  считаю, что синдром злоупотребления  алкоголем является симптоматичным для состояния дисгармонии и  напряжения, существующего между  мужчинами и женщинами, а также  между индивидом и обществом. Алкоголизм — это состояние одержимости  “эго” и неспособность сопротивляться тяге к немедленному удовлетворению. Область общественной жизни, в которой  подавление женщин и женского начала осуществляется наиболее наглядно и  грубо, это эпизоды пьянства, или  же пьянство как стиль жизни. Самые  мрачные проявления террора и  озабоченности, порожденные отрывом  от материнской матрицы, традиционно  исходили оттуда. Побои жен без  алкоголя — все равно, что цирк безо львов.

Алкоголь и женское  начало.

Подавление  женского начала с очень давних времен связывалось с потреблением алкоголя. Одним из его проявлений было ограничение  потребления алкоголя мужчинами. Согласно Левину, женщинам в Древнем Риме пить вино не позволялось. / Lewis Lewin. Phantasiica: Narcotic and Stimulating Drugs (New York: E. P. Dutton, 1931), p. 190/

Когда жена Игнация Мецения выпила вина из бочонка, он забил ее до смерти. Позднее  его оправдали. Помпилий Фавн засек  жену до смерти за то, что она выпила его вино. А еще одну римлянку, достаточно знатную, приговорили к голодной смерти лишь по той причине, что она открыла шкаф, где хранились ключи от винного погреба.

Ненависть стиля владычества к женщине, общее двойственное отношение к  сексу и сексуальная озабоченность, а также алкогольная культура — все это и создало тот  сугубо невротический подход к сексуальности, который характеризует европейскую  цивилизацию. Ушли в прошлое галлюциногенные  оргии, растворяющие границы сознания, ограничивавшие “эго” индивида и  утверждавшие вновь ценности расширенной  семьи и племени.

Ответом владык на. Потребность освобождения от сексуального напряжения с помощью алкоголя являются танцевальные залы, бордели и официальна установленное развитие нового подкласса — так называемых ведших женщин. Проститутка — своего рода удобство для стиля владычества с его страхом перед женщиной и отвращением к ней; алкоголь и его общественные институты создают социальное пространство, в котором эта зачарованность и отвращение могут выражаться без всякой ответственности.

Трудно  говорить на эту тему. Алкоголь потребляют миллионы — мужчин и женщин, так  что я не приобрету друзей, выразив  точку зрения, что алкогольная  культура не является политически корректной. Однако, как объяснить терпимость закона к алкоголю, самому разрушительному  из опьяняющих средств, и просто бешеные  усилия, направленные на запрещение почти  всех прочих средств? Может быть, мы готовы отдавать ту страшную дань, какую  требует алкоголь, потому что это  позволяет нам сохранять репрессивный стиль владычества, оставляющий  всем нам роль инфантильных и безответственных участников в этом мире, с его  торговлей неудовлетворенными сексуальными фантазиями?[7]

Наркомания и  токсикомания

«ПСИХОЛОГИЯ НАРКОМАНИИ» Наркомания — это многолетнее наслаждение смертью. Франсуа Мориак Эйфоризирующий эффект наркотиков во многом обусловлен компенсаторными механизмами, которые нейтрализуют их вредное воздействие на мозг. Также имеет значение установка на получение удовольствия и условно-рефлекторное влияние привычной обстановки и окружения. Если наркоман принимает, например, героин в непривычное время и в новом месте, когда условные раздражители, вызывающие компенсаторный эффект, отсутствуют, обычная доза может оказать небывало сильный эффект и даже повлечь за собой смертельный исход. Попав в больницу или в следственный изолятор, наркоман обнаруживает, что в течение пары недель может обойтись без наркотиков, без особого труда. Однако, оказавшись в своем привычном окружении, он возобновляет прием ПАВ.

Подростковая зависимость.

Факторами риска являются педагогическая запущенность, контакты с асоциальными сверстниками, депрессивные расстройства, низкая способность справляться с проблемными ситуациями. Э. Эриксон (1996а) отметил, что во время кризиса подросткового возраста индивид глубоко вовлечен в процесс интеграции эго-идентичности. Идентификация, по Эриксону, включает ощущение преемственности между прошлым и настоящим, чувство постоянства, а также целостное ощущение Я, включающее цели, задачи и стиль жизни наряду с сексуальной идентификацией. Диффузия идентичности, которая в той или иной степени наблюдается у всех подростков, особенно выражена у юношей и девушек, имеющих психологические проблемы. Она характеризуется чувством неуверенности, беззащитности и бесцельности. Подросток, не знающий, что он из себя представляет, начинает принимать алкоголь и наркотики из стремления к самопознанию, с целью нащупать внешние границы своего Я, ускользающие от него, когда он послушно функционирует в трезвом упорядоченном мире. Употребление ПАВ также помогает юношам и девушкам временно «выходить из себя», ослабляя кризис идентичности с его болезненными конфликтами с родителями и сверстниками и мучительными колебаниями в выборе профессии. Участие в группе наркоманов облегчает обретение статуса, который зависит здесь не столько от личных качеств, сколько от возможностей добывания наркотика, предоставления места для сбора компании и т.п. А.Е. Личко и В.С. Битенский (1991) обнаружили у всех обследованных наркозависимых подростков акцентуации характера (в контрольной группе — лишь у половины). Были выявлены следующие типы акцентуаций: неустойчивый, гипертимный, эпилептоидный и истероидный. Для подростков, употребляющих наркотики, характерны следующие личностные факторы:

° повышенные, по сравнению с благополучными сверстниками, толерантность к отклоняющемуся поведению, критицизм по отношению к социальным институтам общества (школа, семья) и отчужденность от них; импульсивность, а также восприимчивость к новым идеям и впечатлениям, интерес к творчеству;

 ° низкая ценность достижений, академических успехов, общепринятых норм поведения; чувство психического дискомфорта, выражающееся в высоком уровне стресса и апатии;

° возлагание ответственности за свое благополучие на внешние источники, сниженная самооценка. ПАВ выполняют для подростка следующие важные функции:

поддерживают чувство взрослости и освобождения от родителей;

формируют ощущение принадлежности к группе, а также среду неформального общения; дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей;

помогают регулировать эмоциональное состояние;

реализуют творческий потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами (Змановская, 2003).

Первое знакомство с наркотиком чаще всего обусловлено следующими мотивами:

-  желанием удовлетворить любопытство;

-  стремлением испытать чувство принадлежности к определенной группе;

- давлением группы;

- попытками выразить свою независимость, а иногда враждебное отношение к окружающим;

- стремлением достичь подъема настроения;

-  потребностью достичь полного покоя и расслабления; попытками уйти от чего-либо гнетущего.

Первому знакомству с наркотиками способствуют такие факторы (по степени значимости), как отклонения личности; особенности социальной ориентации: отсутствие устойчивых, социально ориентированных интересов, антисоциальные поступки, алкоголизация, осведомленность об эйфоризирующем воздействии ПАВ; стремление уклониться от учебы и работы; неблагоприятные особенности воспитания: неполная или дисфункциональная семья, воспитание у родственников или в детском доме, безнадзорность; потакающее воспитание, препятствующая выработке у подростка чувства долга и ответственности; особенности влияния значимой группы сверстников; общение с правонарушителями и преступниками, компанией наркоманов, дельцами наркобизнеса (Шабанов, Штакельберг, 2001) [15]

Табакокурение (никотинизм)

Наряду с алкоголем табак  — самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации  табачной зависимости по МКБ (международной классификации болезней), нюханье, жевание и другие формы потребления табака значительно уступают курению. Курение сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейровегетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещество. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональном выравнивании и успокаивающим эффекте.

Никотин — алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака. Никотин является жидкостью с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с дымом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболочками, оказывает сначала возбуждающее (состояние приятного расслабления, релаксации), а затем, при применении больших доз, парализующее действие. Никотин вызывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, абстинентные симптомы при прекращении употребления, достаточно тяжелые.

Табакокурение — это хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Поэтому в Международной классификации болезней табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, включена в категорию «Умственные и поведенческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика. [10]

Важную роль играют психосоциальные условия — курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особенно влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности (оперантное обуславливание), этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т. д. Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимости. Поэтому неудивительно, что курение коррелирует с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.[2]

Конопля и язык рассказа.

Конопля — растение универсальное: оно давно  привлекло внимание общества охотников-собирателей. как источник нитей для ткачества и производства веревок. Но в отличие от других растений такого рода — льна в Центральной Азии или chimbira на Амазонке, — конопля еще и психоактивна. В этой связи интересно отметить, что в английской лексике, относящейся к устной речи, зачастую используются те же слова, что и для описания изготовления нитей и для описания процесса ткачества. Так, скажем, историю сплетают, какой-то инцидент разбирают, распутывают, а небылицы плетут. Мы улавливаем нить какой-то истории и следуем за ней, как бы пристегивая к ней объяснение. Ложь у нас целиком скроена из чего-то, реальность распускается нескончаемой золотой тесьмой. Не отражает ли эта словарная общность некой древней связи между растительным опьяняющим средством — коноплей — и теми интеллектуальными процессами, что стоят за открытием искусства ткачества и рассказывания различных сказок, историй? Я полагаю, что это вполне возможно. Конопля была наиболее вероятным кандидатом среди растений в заменители священного псилоцибинового гриба более древних культур Ближнего Востока. Хотя этот переход от грибов к конопле лежит в далеком прошлом, его наследием для теперешнего времени является ассоциирование конопли со стилем партнерского общества. И фактически все возрастающее ее присутствие в обществе времен “Вед”, а впоследствии в исламе, могло повлиять на сдерживание возникновения ценностей владычества. Оно определенно оказало поддержку силам неортодоксальным — шиваистам в индуизме и суфиям в исламе, которые не делали тайны из своей опоры на коноплю как на источник религиозного вдохновения, имевшего подчеркнуто женский характер.

Информация о работе Склонность к различным видам зависимостей студентов различных специализаций