Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель: изучение склонности к различным видам зависимостей у школьников.
Теоретическая часть
1. Общая характеристика зависимого поведения
2. Типы зависимостей
3.Происхождение созависимости
4. Фармакологические зависимости
5.Нефармакологические (психологические) зависимости
6. Факторы развития зависимостей
7. Профилактическая деятельность аддитивного поведения
Практическая часть
1.Описание проведения исследования
2. Результаты исследования склонности к разным зависимостям у школьников.
Заключение
Содержание
Введение
Теоретическая часть
1. Общая характеристика зависимого поведения
2. Типы зависимостей
3.Происхождение созависимости
4. Фармакологические зависимости
5.Нефармакологические (психологические) зависимости
6. Факторы развития зависимостей
7. Профилактическая деятельность аддитивного поведения
Практическая часть
1.Описание проведения исследования
2. Результаты исследования склонности к разным зависимостям у школьников.
Заключение
Список использованной литературы
Введение:
Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в разных жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды его жизни.
Сегодня обсуждаются не только
вопросы, связанные с формированием
здорового образа жизни подрастающего
поколения, но идёт обмен определённым
опытом работы по предотвращению рисков
для здоровья, по вопросам профилактики
асоциальных явлений среди
В каждом муниципальном образовании Московской области создана своя система работы по формированию у детей, подростков и молодёжи ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Развитие новых информационных
технологий, реформы в обществе привели
не только к интенсивному росту общественного
сознания, но и к появлению множества
социально-психологических
Сегодня мы сталкиваемся с явлениями, которые негативно влияют на здоровье подрастающего поколения страны. [12]
Цель: изучение склонности к различным видам зависимостей у школьников.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
Объектом исследования процесс социализации школьников
Предметом исследования является исследование склонности школьников 10 классов к различным видам зависимостей.
Гипотеза: если педагог в своей деятельности вовремя выявит психологическое предрасположенность к различным видам зависимого поведения то можно будет предотвратить появление детей с аддиктивным поведение так как будет вовремя проведена профилактическая работа.
Теоретическая часть
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытываю «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям супругам.… В некоторых случаях нарушение нормальных отношений зависимости, например, аттические, шизоидные, анти социальные расстройства личности возникают вследствие катастрофической недостаточной привязанности к другим людям. Сложность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает проблемные симбиотические отношения, или зависимое поведение. Таким образом, зависимое поведение оказывается тесно связанным как злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушением ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности – аддективное поведение (в переводе с англ. addiction – слепость, пагубная привычка). Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus – тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность».
Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девлактного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:
1) психоактивные вещества
(легальные и нелегальные
2) алкоголь (в большинстве
классификаций относится к
3) пища;
4) игры;
5) секс;
6) религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
- фармакологическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
- гэмблинг – игровая
зависимость (компьютерная
- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуастеризм, некрофелия, садомазохизм);
- религиозное деструктивное поведение (вовлеченность в секту).
Зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.
2. Типы зависимостей
Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим — компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отношений, ургентные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).
«Аддикции включают химическую и эмоциональную зависимость, в том числе созависимость. Химическая зависимость, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), — это психическое, а иногда соматическое состояние, являющееся следствием повторного употребления естественного или синтетического психоактивного вещества. Психоактивное вещество (ПАВ) — вещество, оказывающее наркотическое воздействие на организм. К ПАВ относятся наркотики и официально не причисленные к наркотикам вещества: алкоголь, никотин, кофеин, ряд средств лекарственной и бытовой химии. Наркотик (греч. narkoticos — одурманивающий) — вещество, которое вследствие социальной опасности официально признано таковым из-за его способности при однократном употреблении вызывать комфортное психическое состояние, а при систематическом — психическую или физическую зависимость. Зависимость от ПАВ, официально не отнесенных к наркотикам, называется токсикоманией. Используется также ненаучный термин привыкание, который подразумевает психическую зависимость больного от препарата, принимаемого с целью облегчить труднопереносимые проявления болезни. Эмоциональная зависимость выражается в азартном поведении, при котором, в отличие от обычных навязчивостей, побуждение к деятельности является или становится витальным, как сильный голод или жажда, и овладевает человеком полностью. Эротоманам требуются эйфоризирующие вещества, выделяющиеся в головном мозгу при сексуальном возбуждении. Они же выделяются и во время «творческого запоя» у трудоголика. Созависимым необходимы так называемые токсические эмоции: тревога зависимого, жалость к нему, периодическое появление стыда, вины, обиды, ненависти. При удовлетворении этих патологических эмоциональных потребностей у аддикта возникает чувство удовольствия и облегчения. Азартное поведение делится на импульсивное — без борьбы мотивов, и компульсивное, где эта борьба присутствует. Импульсивное поведение характерно для патологических влечений. Это может быть воровство при клептомании, азартные игры при патологическом гемблинге, поджог при пиромании, переедание при булимии. Компульсивное поведение наблюдается при сверхценных увлечениях: при аддикции к деньгам, трудоголизме, фанатизме и т.п. Аддикта характеризует стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, развития и поддержания интенсивных эмоций посредством приема психоактивных веществ или чрезмерной фиксации на определенных видах деятельности. Выделяют 5 этапов развития аддикции: 1. человек открывает способ, с помощью которого может сравнительно легко менять свое психическое состояние. 2. он привычно использует этот способ в трудные моменты. 3. аддиктивное поведение становится частью его личности и не подлежит критике. 4. аддиктивная часть личности начинает полностью определять жизнь аддикта. 5. разрушается психика и биологические процессы в организме (Королев, 2000). »[13]
3.Происхождение созависимости.
Ничто так не привязывает человека к человеку, как беспомощность.
Леопольд Новак.
«Стремление созависимого контролировать поведение аддикта обусловлено потребностью избежать неблагоприятных последствий невнимания к своим собственным проблемам. Многие аддикты отношений нуждаются в людях, отражающих их собственные пороки, для того чтобы бороться с ними (проекция). Аддиктивное вещество или занятие становится катализатором созависимости, а аддикция «подопечного» — ее оправданием. Бэрри и Дженей Уайхолд (2002) анализируют психологию созависимости следующим образом. Созависимые личности видят смысл своей жизни в отношениях с аддиктивным партнером, сосредоточивают все свое внимание на том, что он делает или чего не делает. Они используют эти взаимоотношения так же, как некоторые люди используют алкоголь или наркотики. Они становятся зависимыми от другого человека и пребывают в убеждении, что не могут существовать и действовать независимо от него либо обходиться без взаимоотношений с ним. Они не способны определять свои психологические границы. Созависимые люди не знают, где заканчиваются границы их собственной личности и где начинаются личностные границы других людей. Они склонны воспринимать чужие проблемы как свои собственные. Стараются всегда производить хорошее впечатление на окружающих, пытаясь управлять их восприятием. Они всегда стараются угодить другим людям, » — «не доверяют собственным взглядам, восприятию, чувствам или убеждениям. Созависимые слишком зависимы от чужого мнения и не защищают собственные взгляды и убеждения. Стараются стать необходимыми другим людям. Тратят последние силы, чтобы сделать то, что, по их мнению, могут сделать для других людей только они, хотя на самом деле те могут сделать это для себя сами. Они играют роль мучеников, благородно страдают. Они мирятся с невыносимыми ситуациями, так как считают, что должны это делать. Умеют контролировать других людей. Они пытаются контролировать все происходящее вокруг, но обычно безуспешно, так как это им не по силам. Они искажают свои чувства и проявляют их только тогда, когда считают, что вправе это делать. Созависимые люди не в ладах со своими чувствами, поэтому им не хватает проницательности. Они легковерны, плохо разбираются в характере человека и видят только то, что хотят видеть. Теряют контакт со своей духовной сущностью. У них преобладает «черно-белое» мышление, они являются робкими, ригидными и ограниченными людьми. Созависимая личность злится, чтобы скрыть свой страх, печаль или обиду. Впадает в состояние депрессии, вместо того чтобы действовать. Если действует, то жестко и категорично, сдерживая свои чувства. Она считает выражение чувств признаком слабости. В своих несчастьях она обвиняет других людей. Она позволяет другим людям управлять своими мыслями, переживаниями и действиями. Ее мысли блокируют чувства или чувства блокируют мысли. Она выражает только оправданные или «скандальные» чувства. Стараясь контролировать других, она приписывает чувствам слишком большую власть. Она убеждена, что чувства плохи и их следует избегать. Увлекается сутью дела, чтобы избежать переживаний. Авторы выделяют условия, ведущие к развитию созависимости. Это стремящиеся к совершенству, принуждающие и наказывающие родители, устанавливающие жестокие правила. Принятие жестких ролей, предписанных родителями, масса семейных секретов. Зависимость от алкоголя, наркотиков, пищи, работы, секса, другого человека и т.п. Слишком серьезная и тяжелая атмосфера, в которой каждый ведет себя как жертва, и единственное допустимое проявление юмора — высмеивать других и превращать детей или посторонних в мишени для насмешек. Невозможность уединения, полное отсутствие личных границ. Детям не дается права на тайну. Один или оба родителя больны — умственно или физически. Родители находятся в созависимых отношениях. Имеется физическое, сексуальное или эмоциональное злоупотребление ребенком со стороны взрослого или взрослых. Родители исподволь внушают ребенку ложное чувство лояльности по отношению к семье. Никому не разрешается говорить с посторонними о семье; другие люди воспринимаются как враждебные. Детям не разрешается проявлять сильные чувства. Конфликты между членами семьи игнорируются или отрицаются » — «при полном отсутствии подлинного единства в семье. Некоторые члены семьи объединяются в подгруппы, чтобы защититься от других и злоупотреблять ими. Развитие созависимости включает следующие этапы. Неадекватная связь; недостаток воспитания и заботы. Уничтожение и подавление всех внутренних конфликтов. Вознаграждение за удовольствия, доставленные другим, никакого поощрения независимых действий. Никакой поддержки в защите личных границ. Неудачная попытка сепарации, ведущая к росту зависимости от других людей и появлению страха быть брошенным. Растущая толерантность к скрытой эмоциональной боли. Развитие компуль-сивного и зависимого поведения, направленного на избегание эмоциональной боли. Развитие чувств стыда и вины, ведущее к дальнейшему снижению самооценки. Ощущение утраты сознательного самоконтроля, ведущее к манипулятивному и подчиненному поведению. Формирование личностных защит, таких, как проекция, отрицание, рационализация. Развитие заболеваний, связанных со стрессом. Частое использование компульсивных и зависимых действий для управления собой и другими. Трудности в интимных отношениях. Частая смена настроений. Ложь, мошенничество и другие асоциальные действия. Хроническое невезение. Жизнь в условиях кризиса и упадка сил, ощущение близкой смерти. Чаще всего данным расстройством страдают женщины, перенесшие в детстве хроническое соматическое заболевание или тревожное расстройство, вызванное разлукой или потерей родителей. Они происходят из нервной, подавляющей или конфликтной семьи, хотя склонны отрицать это. Основные правила в таких семьях: «Не верь! Не смей говорить о реальных проблемах! Не смей чувствовать!» Высокоморальная жена алкоголика с подавленными гедонистическими, эгоистическими и садистическими потребностями терпит мужа из страха покинутости и одиночества. Ее муж — обычно тоже зависимая личность, и если алкогольная зависимость у него выражена явно, то личностная скрывается за маской гиперкомпенсаторного стереотипа доминирования. В такой паре созависимый с тревогой воспринимает проявления у супруга черт своей собственной личности и в то же время неосознанно провоцирует их как форму поведения, которую опасно реализовать самому. Возможное осложнение зависимого расстройства личности — депрессия. » [13]
Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости.
Среди химических аддикции лучше всего изучена алкогольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заключается в том, что термин "изучена" в данном случае не совсем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем.
Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).[3]
Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выделение носит упрощенный и условный характер. Выделяют основные дифференцированные эффекты алкоголя. К ним относится эйфоризирующий эффект, вызывающий повышенное настроение; транквилизирующий (атарактический), способность алкоголя вызывать релакс, кайф-эффект, состояния, сопровождающиеся стимуляцией воображения, уход в сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность.
Алкоголь способен вызвать не только психологическую, но и физическую зависимость, становясь компонентом обмена. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя, стили употребления, способствующие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя, превышающих его переносимость. Физическая зависимость имеет следующие признаки: потеря контроля, неудержимое (биологическое) влечение, подчеркивающее влияние драйва, не имеющее психологического содержания, симптомы отнятия, невозможность воздержаться от приема алкоголя. В процессе развития алкогольного аддиктивного поведения представляется возможным выделить аддиктивные мотивации, ведущие часто к развитию определенной формы алкоголизма приводят описание основных аддиктивных мотиваций, наблюдающихся при развитии алкогольного аддиктивного поведения.[8]
Информация о работе Склонность к различным видам зависимостей студентов различных специализаций