Сказкотерапия как психологическая техника работы с личностными проблемами человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель - Рассмотрение техники сказкотерапии на материале младших школьников.
Объект исследования - Личностные проблемы в младшем школьном возрасте.
Предмет – Рассмотреть метод сказкотерапии. И посмотреть как, овладев техникой сказкотерапии можно решать личностные проблемы человека.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Психологические особенности личности младшего школьника….4-11
1.2 Проблемы в развитии младшего школьника……………………………11-12
Глава 2 Сказкотерапия как психологическая техника………………..……13-16
2.2 Методы сказкотерапии с младшими школьниками…………………….16-20
Глава 3 Возможность использование сказкотерапии с младшими школьниками………………………………………………………………….21-24
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_skazkoterapii.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ  НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения. Эмоциональные переживания во многом определяют отношение ребенка к воспитательной ситуации. Положительный настрой является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, вызывает ощущение радости. Эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь богатством переживаний. Развитие эмоцианально-волевой сферы – один из важнейших компонентов психической жизни ребенка. Однако одним из наиболее распространенных запросов школьным психологам со стороны учителя является проблема эмоциональных нарушений у детей: страхов, агрессивности, тревожности, эмоциональной неустойчивости. Педагоги не знают, как вести себя со школьниками, чрезмерно упрямыми, обидчивыми, агрессивными, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любые замечания, плаксивыми, тревожными.

    Таким образом, эмоциональные нарушения являются фактором, препятствующим учебно-познавательной деятельности и гармоничному развитию ребенка. Следовательно, возникает необходимость коррекции у детей нарушений, возникающих в эмоциональной сфере. Оптимальным методом коррекции является сказкотерапия, возникшим недавно как самостоятельное направление в практической психологии.[3].

     Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания, коррекции неблагоприятных поведенческих проявлений и эмоциональных нарушений. В системе методов коррекции нарушений в сфере эмоций любой тип сказок играет не последнюю роль по многим причинам: дети с раннего детства привыкли к сказкам, любят сказочных героев, которые часто становятся примером для подражания, воспитания доброты.

Важно отметить, что большинство психологов - практиков  солидарны в том, что сказки оказывают  на психику ребенка благоприятное  воздействие, являясь при этом важнейшим  коррекционно-развивающим средством.[4]

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3 Возможность   использование     сказкотерапии с    младшими школьниками.

Методика «Волшебная страна чувств»

Цель: исследование психоэмоционального состояния, выявление эмоциональной неадекватности и эмоциональных нарушений.

Возраст от 5 до …. (при нормальном интеллектуальном развитии).

Раздаточный материал: лист формата А4, восемь карандашей или фломастеров (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный), бланк методики.

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть и близко, есть волшебная страна. И живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках, Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце,  жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды  случилась беда. На страну налетел  страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что сломали  крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли  из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень  расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики, но вот беда – всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные  карандаши. Пожалуйста, помоги жителям  и раскрась домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.

 Вариант 1: Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик.

Вариант 2: Подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».

 Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств. Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только ты, человек восстановивший страну, можешь раскрасить карту».

 

 

Обработка результатов

При обработке  результатов важно обратить внимание на следующее.

  1. Все ли цвета задействованы при раскрашивании домиков.
  2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам.
  3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем силуэт целесообразно разделить на 5 зон:
  • голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
  • туловище до линии талии, исключая руки (символизирует эмоциональную деятельность);
  • руки до плеч (символизируют коммуникативную деятельность);
  • тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
  • ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

     Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. В руках «живут» чувства, испытываемые при контакте с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.  [10].

Занятие "Растим Деревья-характеры".

  1. Психогимнастические упражнения.

«Дерево».  И.п. – сидя на корточках. Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно растет и превращается в дерево. Пусть ребенок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела и вытянуть его вверх. Подул ветер: ребенок раскачивает тело, имитируя дерево

«Визуализация  дерева». И.п. — сидя на полу, глаза закрыть. Детям прелагается представить дерево. Затем необходимо мысленно изменить размер, форму, цвет  (сезонные изменения).

  «Раскачивающееся дерево». И.п. — стоя, Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловище, крона — руки и  голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3—5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения, упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.                            

 2. Чтение сказки И.Вачкова «О деревьях-характерах»

3. Работа  с символом "Дерево".

Беседа о  том, какие бывают деревья, об их степени  устойчивости перед погодными явлениями. Проведение аналогии между характерами  людей и их устойчивостью перед жизненными ситуациями.

4. Рисование  Дерева-характера. Рассказ о том, как его "выращивать": ребёнок после выполнения заданий рисует листочки на соответствующей веточке дерева и постепенно оно "вырастает".

5. Подведение  итогов занятия.

6. Домашнее  задание: работать с рисунком Дерева,  "взращивая" его и свой характер.

7.Ритуал  прощания: «Чаша доброты» [10]

В.И.Вачков.  СКАЗКА  О  ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ.

В некотором  удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли...   Деревья-Характеры.

Это    были   необычайные растения.   Они   своим   внешним видом   отражали   характеры людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера  от ствола отходили четыре главные  ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к собственности. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

На одном  Дереве-Характере ветвь Отношение  к людям была вытянута, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветка Отношение к себе вызывающе торчала веткой Самовлюбленности, где-то опускалась почти до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно поднималась к солнцу среди других, как воплощение Скромности. Ветви Отношение к собственности на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры  росли в этом волшебном лесу. Под  некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми. Другие Характеры сплошь были покрыты иголками и поэтому были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это прямые Характеры. Твердые Характеры не смогла бы распилить даже бензопила, а легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за землю корнями. Были среди них очень красивые Деревья и безобразные, высокие и стройные, низкие и даже стелющиеся по земле.

Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли на разных почвах, по-разному согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. (А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?)

Порой налетала в долину свирепая буря, яростно  бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Движения, даже самые простые, дают пищу детской  фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию (сюжет), через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

 

 

 

   

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. \  И.В. Вачков   М.; 2007-144с.
  2. Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигинеева Т.Д., Флоров Д.  Волшебная страна внутри нас \ Т. , Грбннко,  Т.Д. Зинкевич-Евстигинеева, Д. Фролов М.; 2005-254с.
  3. Зинкевич-Евстигинеева Т.Д. Основы сказкотерапии   \ Т.Д.  Знкевич-Евстинеева СПб; 2006-176с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии\ Т.Д.  Знкевич-Евстинеева СПб; 2008-320с.
  5. Немов Р.С. Психология \ Р.С. Немов  М.; 1990-301с. 
  6. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». \  Л. Д. Короткова М.; 2005-128с.
  7. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника. \  А.А. Люблинская  М.; 1977-
  8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы \ Л.Ф. Обухова М.; -357с.
  9. Осипова А.А. Общая психокоррекция \ А.А Осипова М.; 2002- 512с.

Информация о работе Сказкотерапия как психологическая техника работы с личностными проблемами человека