Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа
Цель - Рассмотрение техники сказкотерапии на материале младших школьников.
Объект исследования - Личностные проблемы в младшем школьном возрасте.
Предмет – Рассмотреть метод сказкотерапии. И посмотреть как, овладев техникой сказкотерапии можно решать личностные проблемы человека.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Психологические особенности личности младшего школьника….4-11
1.2 Проблемы в развитии младшего школьника……………………………11-12
Глава 2 Сказкотерапия как психологическая техника………………..……13-16
2.2 Методы сказкотерапии с младшими школьниками…………………….16-20
Глава 3 Возможность использование сказкотерапии с младшими школьниками………………………………………………………………….21-24
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………..26
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Сказки предупреждают о последствиях разрушительных поступков , но не навязывают жизненых программ.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В СКАЗКАХ
Важно, чтобы у клиентов в процессе занятий образовался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизни. Каждая новая сказка будет обогащать этот список Способ: Характеристика: Прямая агрессия : Герой достает меч и рубит дракону голову. Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.
Хитрость:Герой притворяется слабым, неумелым, неионимающим: Кот в сапогах говорит людоеду, что никогда не поверит, что тог может превратиться в мышку; Иванушка уверяет Бабу-Ягу, что не умеет садиться на лопату и нр,Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку.
Использование в псисихолого-педагогической практике
Использование
волшебных предметов и
Групповое решение проблемГерои распределяют
обязанности между собой, каждый берет
на себя то, что ему удается делать лучше
всех. Адекватное распределение ролей
и обязанностей в коллективе. Передача
ответственностидругомуИван-
Сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя, с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но — в первую очередь — его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Все отдельные функции сказкотерапии в конечном итоге направлены к одной цели — помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. Нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми.
Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть универсальны для людей любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Эти схемы очень удобно изучать в форме сказок.
Сказкотерапия, в основе которой лежат мифы и притчи, позволяет психотерапевту создавать проективные ситуации, обладающие помимо терапевтического эффекта еще и диагностическим. Особенность метода сказкотерапии заключается в том, что он имеет несколько уровней воздействия на личность: Неосознаваемый уровень, осознаваемый уровень , поведенческий уровень.
Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения. Сказкотерапия вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны,уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок.[4]
2.1Методы
сказкотерапии с младшими
Психолог, работающий в школе, постоянно задает себе два вопроса: «что?» и «как?». В том смысле, что каждый раз в случае оказания психологической помощи ребенку специалист пытается разобраться в том, что, собственно, происходит и как помочь маленькому клиенту преодолеть возникшие трудности.
Поиски ответа на вопрос «что?» осуществляются с помощью многообразных методов психодиагностики, наблюдения, бесед с родителями и учителями. Когда же более или менее ясным становится ответ на первый вопрос, со всей своей чугунной простотой и неприступностью встает вопрос «как?». И перед ним многие школьные психологи, к сожалению, пасуют, поскольку от диагностики надо переходить на полный неожиданностей и риска путь психокоррекции и психотерапии.
ОТ
МИФОВ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ
Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности, сказкотерапией, — отрадное явление последнего десятилетия. Теперь для ответа на пресловутый вопрос «как?» имеется красивый и эффективный метод.
До последнего времени практическая психология образования явно недостаточно использовала развивающий и психотерапевтический потенциал сказок. А ведь сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей.
Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности. Отчего же это происходит? Попробуем разобраться, выделив разнообразные психологические трактовки содержания сказок. Рассмотрим позиции, объясняющие появление однородных сказочных мотивов.
Первая позиция, которую отстаивал М. Мюллер, заключается в интерпретации мифов (а следовательно, и волшебных сказок) в качестве искаженного отображения различных явлений природы.
Вторая позиция принадлежит Л. Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд отстаивал Г. Якоб). Лейстнер показал взаимосвязь между основными сказочными и фольклорными мотивами и повторяющимися символическими снами.
Третья позиция, которую защищал А. Бастиан, заключается в рассмотрении основных мифологических мотивов как «элементарных идей» человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в тех или иных вариациях в разных странах и у разных народов.
Четвертая
позиция обоснована представителями
аналитической психологии, идущей от
работ К.-Г. Юнга. Это, пожалуй, самая разработанная
и авторитетная позиция. Одна из наиболее
ярких последовательниц юнгианского взгляда
на природу волшебных сказок
М.-Л. фон Франц указывает на разницу между
третьей и четвертой позициями: «Архетип
— это не столько «элементарная идея»,
сколько «элементарная эмоция», элементарный
поэтический образ, фантазия, а возможно,
даже элементарный импульс, направленный
на совершение некоторого символического
действия».
М.-Л. фон Франц показывает важность эмоциональной составляющей при психологическом исследовании. Но она предупреждает, что при сугубо рациональном подходе происходит смешение разных архетипов: «Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга
Легко заметить, что мы
ввели еще один вид сказок, которого
нет в типологии Т.Д. Зинкевич-
Мы хотим обосновать допустимость рассмотрения нового вида сказки – сказки психологической (психосказки), которая не сводится ни к художественной (авторской), ни к психотерапевтической. Хотя, думается, такая сказка должна быть художественной по форме и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Психолог-сказочник, балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, должен своей целью видеть создание особого сказочного психологического мира, понятного ребенку. Примерами могут служить замечательные психологические сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова.
Целями психологической сказки могут быть: раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.
Итак, в качестве рабочего определения психологической сказки можно принять следующее: это авторская история, содержащая вымысел, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека [4].
ПОЛЕЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ
Давайте сравним психологические
сказки с дидактическими, психотерапевтическими
и психокоррекционными. Такое сравнение
поможет практическому
Психосказки и психокоррекционные сказки
Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Такая трактовка психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй). В этом случае стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции — как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование.
Целью психокоррекционной сказки является продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий этого влияния должно стать изменение поведения.
Сходство психосказок с психокоррекционными можно найти в следующем.[3].
Во-первых, и в том и в другом случае события, происходящие
с героем (героями), должны быть похожими
на реальные ситуации из жизни детей.
Во-вторых, ребенок через сказку обретает возможность
осознать свои переживания, отдельные
психологические характеристики.
В-третьих, альтернативные модели поведения, понятые
благодаря сказке, помогают ребенку увидеть
разные грани возникающих ситуаций и найти
в ней новые смыслы.
Обнаруживаются и существенные различия между этими типами сказок.
Во-первых, в психосказках отсутствует прямая
аналогия между жизнью ребенка и жизнью
сказочного героя в силу обобщенности
сюжета.
Во-вторых, психосказка нацелена на личностное
развитие ребенка путем осознания им своих
особенностей; психокоррекционная сказка
— на изменение психических структур
ребенка в сторону, желательную для психолога.
В-третьих, в результате воздействия психосказки
происходят более объемные трансформации
в личности ребенка: изменяются не только
конкретные поведенческие проявления,
как в случае применения психокоррекционных
сказок, но и смыслы и ценности.[4].
Психосказки и психотерапевтические сказки
Сходство этих двух типов сказок, пожалуй, более
значительно, чем различие. Во-первых, и тот и другой тип сказки обращается
к глубинному «Я» ребенка.
Во-вторых, такие сказки стремятся помочь человеку
осознать отношение к самому себе, к миру,
к другим людям, а при необходимости —
изменить это отношение.
В-третьих, они оказывают психологическую поддержку
и избавляют от страданий и негативных
переживаний, связанных с какой-либо проблемной
жизненной ситуацией или психоэмоциональной
травмой
Различия психологических и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, не принципиальный характер.
Во-первых, психологические сказки не являются
прямой аналогией индивидуальных эго-процессов
конкретного человека (разумеется, если
не брать во внимание неизбежные проекции
самого автора), а во многих психотерапевтических
сказках подобные аналогии присутствуют.
Во-вторых, психологические сказки в большей степени,
чем психотерапевтические, ориентированы
на улучшение обычной жизни ребенка, на
разрешение жизненных трудностей.
В-третьих, психологические сказки, как правило,
пишутся психологом, а психотерапевтические
часто создаются клиентом.
[4]