Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и теми отношениями, которые непосредственно складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. От того, как складываются отношения между педагогом и ребенком, зависит эффективность учебно-воспитательного процесс

Работа содержит 1 файл

Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время проявляется  все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

     Существует  также непосредственная связь между  проявлениями детской агрессии и  стилями воспитания в семье. Так, Раншбург Й. и    Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

     Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка  также приводит к формированию у  него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.  

     Коррекция агрессивности у детей

     Методы и приемы коррекции поведения детей

     Коррекция агрессивности подразумевает гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов).

     Основными задачами коррекции агрессивного поведения  ребенка является коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий развития и интеллектуального потенциала ребенка, профилактика нежелательных, негативных тенденций.

     Исходным  принципом для основания цели и задач коррекции, способов их достижения является принцип единства диагностики  и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития.

     Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение и недопущение негативных последствий агрессивного поведения ребенка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к адекватному восприятию агрессивных реакций ребенка. В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально-мотивационной сферы личности, действия психолога должны быть направлены на не подкрепление (не закрепление) агрессивных действий ребенка. Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка.       

     На  начальном этапе работы необходима диагностика агрессивного поведения у ребенка, то есть это определение, уточнение:

      1) уровня выраженности;

      2) синдрома структуры агрессивного поведения с помощью наблюдения за поведением ребенка, индивидуальной беседы, применения проективных методик (например, рисунок семьи, несуществующее животное), опроса взрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком, сверстников и т.д. Для этого используется опросник – «Агрессивность: ребенок глазами взрослого». Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

     Применение  в диагностических целях методики «Рисунок семьи» позволяет выявить  внутрисемейные отношения и на основе выполненного изображения оценить  особенности восприятия и переживания  ребенком отношений в семье. Полученная информация является ценным материалом для последующей индивидуальной работы психолога с  ребенком. Кроме этого можно дополнить перечень ситуационно-личностных реакций агрессии новыми, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. При этом необходимо помнить, что агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.). Необходимо помнить, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются  устойчиво не менее  шести месяцев, то это требуют  особого внимания со стороны взрослого.

     Диагностика выявления новых признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения  агрессивности имеет уровневый подход: это определение выраженности или тяжести, синдром структуры  агрессивности через частоту ситуационно-личностных реакций агрессии.

     По  итогам проведенного диагностического обследования разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа, в которой учитывается специфика проблемы ребенка. Особенности коррекционной работы с детьми, живущими в агрессивной среде, обусловлены тем, что они практически постоянно подвержены стрессу, у них отсутствует модель гармоничных отношений с окружающими.

     Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно  проводить в четырех направлениях:

  1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты).

     Психолог, работая с ребенком индивидуально, решает ряд психокоррекционных задач, ведущие из которых – отработка детьми своей агрессии, снятие напряжений и демонстрация других отношений, отличных от тех, которые ребенок наблюдает в своей семье. В работе используются приемы игровой терапии, арт-терапии и метафорирования – работа с внутренними образами и эмоциональной реакцией на них.

     Помимо  индивидуальной проработки психолог включает ребенка в режим групповой  коррекционной работы. Необходимым моментом здесь является развитие способности ребенка к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Этому способствуют игры, психогимнастика и различные ситуации, направленные на развитие самоощущения, самопонимания, умения изменять свою психическую жизнь в желаемом направлении; понимать и принимать испытываемые ими эмоциональные переживания и выражать их, сопереживать, улавливать чужое эмоциональное состояние и давать адекватную реакцию на него, регулировать свое общение через способность устанавливать эмоциональный контакт с другими людьми.

     В процессе проведения занятий психолог должен решать ряд важных задач:

  • раскрытие сущности полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
  • знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
  • учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его конкретной ситуацией;
  • развивать эмоциональную произвольность;
  • развивать конструктивные способы управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и другие).

     В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий используются игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (Чистякова М. И., Кряжева Н. Л., Клюева Н. В., Касаткина Ю. В.) и в зарубежной литературе, а также авторские разработки.

       В качестве основных методов и приемов используются:

  • имитационные игры;
  • социально-поведенческий тренинг;
  • психогимнастика;
  • элементы сказкотерапии;
  • просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
  • дискуссии;
  • диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
  • обыгрывание конфликтных ситуаций (в рамках игровой терапии) и моделирование выхода из них;
  • элементы арт-терапии и музыко-терапии.

     Отработка необходимых  поведенческих навыков  осуществляется через активное участие  каждого ребенка в тренинговых  упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее взаимодействие с детьми, проявляющих признаки агрессивности. Рекомендуемая продолжительность занятий: по 30 минут два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев.

     Занятия начинаются с разминки. Её задача – снять физическое и психическое напряжение, поднять мышечный тонус, интерес детей к совместной деятельности, настроить их на активную работу и контакт друг с другом. В сюжет каждого занятия включаются психогимнастические упражнения на эмоции и эмоциональный контакт, упражнения на развитие коммуникативных способностей и тренинга поведения.

     Тренинг поведения (проявление сочувствия и  сострадания, доброе зеркало, отражение  негативного эмоционального напряжения, страх наказания и т.д.), упражнения и поведенческие игры, сюжетное и психологическое содержание которых берется из бытовых ситуаций и конфликтов (ссоры детей, драки, переживание наказаний), учат детей устанавливать контакты, проявлять свои чувства, разрешать конфликтные ситуации, искать и находить выходы из затруднений.

     Овладение стереотипами адаптивного и конструктивного  поведения в стрессовых для ребенка ситуациях помогает ему избегать разрушительных для психики воздействий и негативных переживаний. 

     Работа  с родителями агрессивного ребенка

     Работу  с родителями агрессивного ребенка  целесообразно проводить в двух направлениях:

    • информирование (о том, что такое агрессия, каковы ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих):
    • обучение эффективным способам общения с ребенком.

      Схема 1

       

       
 
 
 

     Схема 2

     

     

     

       
 

     

       

     Работа  с семьей агрессивного ребенка проживающего в ситуации, где сами же родители и создают агрессивную атмосферу, является весьма проблематичной. Специфика работы педагога-психолога с асоциальными семьями (пьющими, семьями наркоманов) отличается от той, где неблагоприятная семейная ситуация складывается в результате отсутствия культуры общения. В первом  случае педагог-психолог включает в систему работы социального педагога, специалистов по защите прав детства, которые ведут работу  уже в соответствии с «буквой закона».

     С семьями, где ребенок находится в неблагоприятной эмоциональной атмосфере, возникающей в следствии постоянных ссор, споров между родителями коррекционная работа является очень  сложной, так как, часто имея агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются к психологу лишь для «усмирения» ребенка, а не за помощью ему. Их вполне бы устроило дать ребенку успокоительную таблетку, действие которой было бы очень длительным, и ребенок перестал бы приносить им досадные неприятности.

     Родители  агрессивного ребенка часто оказываются  фрустрированными и  недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев  это бывшие агрессивные дети, которые  передают свои психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности, психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями.  Во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей, стремиться стабилизировать её.   Причем часто заниженная самооценка проявляется как завышенная сочетается  с завышенным уровнем притязаний в отношении своих действий и успехов ребенка, на которого часто возлагаются надежды на реализацию тех целей, которые не достигнуты в собственной жизни.

     Во-вторых, необходимо изменить установку родителей  на ребенка. Они считают агрессивного ребенка неблагодарным, ожидают, что  в ответ, на их раздражение и упреки ребенок будет раскаиваться, испытывать чувство вины, просить прощения и  успокаивать. Когда же этого не происходит, родители озлобляют, считают ребенка «скверным», «испорченным».  Необходимо показать, что агрессивный ребенок – это всегда в первую очередь несчастный ребенок. Необходимо объяснить родителям механизм появления гнева, а также агрессивности как эмоционального нарушения.

     В-третьих,  надо  вызвать  воспоминание  родителей о собственном детстве,  о  причинах  их  собственных  агрессивных  поступков  в  детском возрасте. Возможно, это «вскроет»  многие  личностные  комплексы, тогда  необходимо  проводить  стабилизацию  личности  каждого  родителя, оказать психологическую  помощь. Проблема  детей всегда поднимает  семейные  проблемы  (т.е.  трудности  каждого  члена  семьи, а  также всей  группы  в целом).

Информация о работе Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ