Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:11, контрольная работа
Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и теми отношениями, которые непосредственно складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. От того, как складываются отношения между педагогом и ребенком, зависит эффективность учебно-воспитательного процесс
Проект
по курсу
«Основы специальной педагогики и психологии»
Тема: «Система
работы педагога-психолога с
Введение
Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и теми отношениями, которые непосредственно складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. От того, как складываются отношения между педагогом и ребенком, зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Специальные исследования и практика показывают, что отношение педагога к ребенку отражаются последними в виде ответного отношения к педагогу, проявляющегося в симпатиях и антипатиях, стимулирующего или блокирующего мотивацию учебной деятельности и общения. В силу этого проблема построения адекватных отношений между воспитателей и дошкольником в процессе педагогического взаимодействия является актуальной для современной социальной и педагогической психологии. Особое значение данная проблема приобретает в последние годы в связи со сложными и противоречивыми процессами демократизации и гуманизации, происходящими в нашем обществе.
Что касается дошкольного образовательного учреждения, то данная проблема приобретает особую значимость в связи с внедрением личностно ориентированного подхода и, соответственно, личностно-ориентированных технологий. Понятно, что такого рода технологии не могут быть внедрены в практику без соответствующей адекватной системы отношений, которые складываются между всеми участниками педагогического процесса.
К тому же всем известно, что профессия педагога отличается от других своей энергоемкостью. Для того, что бы работа была эффективной, от педагога требуется большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Особенно эти затраты повышаются если педагогам приходится работать с детьми с повышенной агрессивностью.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Цель данного проекта:
построить
благоприятные условия для
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
Теоретическое обоснование проблемы
Само понятие агрессия происходит от латинского слова «agressio» – нападение, приступ. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, и наносящим вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) и вызывающие у них психологический дискомфорт.
Термин
«агрессия» чрезвычайно часто
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики.
Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие приводит к пассивности, ведомости, комфортности. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.
В настоящее время много говорят об отчужденности детей, о детской агрессии. Да, ребенок наделен инстинктивными импульсами, обуреваем страстями, отстаивает свой такой хрупкий и не устоявшийся мир. В стремлении утвердить свою собственную личность чадо обнаруживает гнев, ярость, разрушительность. Детская агрессия (как и любая другая) – понятие многозначительное. Можно говорить о непреднамеренной, игривой агрессии. Об агрессии как самоутверждении.
Существует
несколько моделей поведения, с
помощью которых можно
Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение направленное на достижение цели и тренировку. Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения. Принципиально недеструктивная, невраждебная форма агрессивного поведения обнаруживается у детей уже с первых месяцев жизни. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, совершенствовать свой опыт. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя. Он побуждает к необходимой конкуренции, которая не является изначально враждебной и деструктивной. Такое поведение служит для защиты потребностей, собственности, прав и тесно связанно с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, так же как и со способностью к адаптации. Безусловно, проявление этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде. Познавательная активность ребенка, настойчивость его усилий, когда он особенно старается, во что бы то ни стало удержать то, что привлекло его внимание, есть тип недеструктивного поведения в его исследовательской деятельности.
Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличии недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Враждебная деструктивность вызывается и активируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс) – некоего типа чрезмерного неудовольствия. Это условие обязательно для развития реакции ярости.
Нестерпимые дистресс и боль изменяют врожденную недеструктивную агрессивность на противоположную, вызываемую желанием устранить источник боли или дистресса. То есть возникает тип агрессии, который приобретает черты некоего эндогенного желания причинять вред или уничтожать нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия. Дети реагируют на чувство враждебности, предшествующее враждебным поступкам, совершенным по отношению к ним, когда они сами страдали, и их эмоциональное «Я» было ущемлено. Оскорбление нарциссизма есть основной источник подобных поступков.
Таким образом, деструктивная агрессия вызывается попытками самоутвердится, и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием сильного дистресса возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. Предотвращение или же смягчение подобных переживаний – прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка. Следует помнить, что речь идет о предотвращении чрезмерного неудовольствия, а не неудовольствия как такового. Неудовольствие в скромных дозах побуждает ребенка к адаптации, создает условия для здорового развития и приобретения навыков. Однако у маленьких детей возможности избегать неудовольствие ограничены. И если агрессивность является адаптивной, если она помогает успокоиться ребенку, то с ней надо считаться и позволять ребенку сердиться, даже злиться, а временами и ненавидеть. Но чтобы предотвратить или снизить переживания чрезмерно неудовольствия необходимо знать в какой форме проявляются подобные переживания, и что при этом чувствует ребенок.
Проявления агрессии могут быть разнообразными. Они помогают выявить, в процессе беседы с родителями или педагогами ребенка, возможный круг причин и новых свойств агрессивного поведения в целом и системе. Перечислим основные признаки для классификации агрессии:
1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности ребенка за собственное поведение;
2) делинквентные виды агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.
Для
каждого отдельного ребенка характерны
определенные виды проявления агрессивного
поведения.
Виды агрессивного поведения
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
А.
Басс и А. Дарки выделяют пять видов
агрессии, которые схематично можно изобразить
следующим образом:
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
Информация о работе Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ