Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и теми отношениями, которые непосредственно складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. От того, как складываются отношения между педагогом и ребенком, зависит эффективность учебно-воспитательного процесс

Работа содержит 1 файл

Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Проект

по курсу  «Основы специальной педагогики и психологии» 

Тема: «Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ» 
 
 
 
 

     Введение 

     Эффективность совместной деятельности определяется характером межличностного взаимодействия и теми отношениями, которые непосредственно складываются между людьми. Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. От того, как складываются отношения между педагогом  и ребенком, зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Специальные исследования и практика показывают, что отношение педагога  к ребенку отражаются последними в виде ответного отношения к педагогу, проявляющегося в симпатиях и антипатиях, стимулирующего или блокирующего мотивацию учебной деятельности и общения. В силу этого проблема построения адекватных отношений между воспитателей  и дошкольником в процессе педагогического взаимодействия является актуальной для современной социальной и педагогической психологии. Особое значение данная проблема приобретает в последние годы в связи со сложными и противоречивыми процессами демократизации и гуманизации, происходящими в нашем обществе.

     Что касается дошкольного образовательного учреждения, то данная проблема приобретает  особую значимость в связи с внедрением личностно ориентированного подхода и, соответственно, личностно-ориентированных технологий. Понятно, что такого рода технологии не могут быть внедрены в практику без соответствующей адекватной системы отношений, которые складываются между всеми участниками педагогического процесса.

     К тому же всем известно, что профессия  педагога отличается от других своей  энергоемкостью. Для того, что бы работа была эффективной, от педагога требуется большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Особенно эти затраты повышаются если педагогам приходится работать с детьми с повышенной агрессивностью. 

     Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

     Цель  данного проекта:

     построить благоприятные условия для адекватного  восприятия и принятия детей с повышенной агрессивностью.

     В соответствии с этой целью формируются  следующие задачи:

  • усвоить правильное, более точное представление об агрессивных детях;
  • формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности агрессивных детей;
  • развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать с данной категорией детей, согласовывать собственное поведение с их поведением;
  • коррекция психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения (состояний агрессивности, тревожности), мышечных зажимов, преодоление двигательного автоматизма, освоение приемов саморасслабления).
 

     Теоретическое обоснование проблемы

     Само  понятие агрессия происходит от латинского слова «agressio» – нападение, приступ. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее  нормам и правилам, установленным в обществе, и наносящим вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) и вызывающие у них психологический дискомфорт.  

     Термин  «агрессия» чрезвычайно часто употребляется  сегодня в самом широком контексте  и поэтому нуждается в серьёзном  «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

     Различные авторы в своих исследованиях  по-разному определяют агрессию и  агрессивность:

  • Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение (Ениколопов С. Н. 1996), заключающееся в наличии деструктивных тенденций,  с целью  нанесения вреда тому  или иному лицу (Ратинов А. Р., Ситковская О. Д. 1990).  Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения      (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997).
  • Агрессивность -  «это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается так же речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу или по самолюбию) (Изард К. Э., 1980).
  • Агрессивность – врожденная реакция человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц К.); как стремление  к   господству (Моррисон), реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Э. Фромм).

     Под агрессивностью  можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в  созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий преодолению того, что противодействует этому процессу.

     Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики.

Как и  всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие приводит к пассивности, ведомости, комфортности. Чрезмерное развитие её начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.  Сама по  себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. 

     В настоящее время много говорят об отчужденности детей, о детской агрессии. Да,  ребенок  наделен инстинктивными импульсами, обуреваем страстями, отстаивает свой такой хрупкий и не устоявшийся мир.  В стремлении утвердить свою собственную личность чадо обнаруживает гнев, ярость, разрушительность. Детская агрессия  (как и любая другая) – понятие многозначительное. Можно говорить о непреднамеренной, игривой агрессии. Об  агрессии как самоутверждении.

     Существует  несколько  моделей поведения, с  помощью которых можно охарактеризовать детскую агрессию. Непосредственные исследования поведения здоровых детей и их родителей (матерей в первую очередь) показали, что агрессивность проявляется в различных формах  у любого ребенка, даже очень маленького. Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на неё в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения приводится в действие врожденными механизмами, некой внутренней силой.

     Первая  – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение направленное на достижение цели и тренировку. Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели.  Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения. Принципиально недеструктивная, невраждебная форма агрессивного поведения обнаруживается у детей уже с первых месяцев жизни. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, совершенствовать свой опыт. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя. Он побуждает к необходимой конкуренции, которая не является изначально враждебной и деструктивной. Такое поведение служит для защиты потребностей, собственности, прав и тесно связанно с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, так же как и со способностью к адаптации. Безусловно, проявление этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде. Познавательная активность ребенка, настойчивость его усилий, когда он особенно старается, во что бы то ни стало удержать то, что привлекло его внимание, есть тип недеструктивного поведения в его исследовательской деятельности.

     Другая  форма – враждебная деструктивность,  то есть злобное, неприятное, причиняющее  боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить  тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличии недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Враждебная деструктивность вызывается и активируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс) – некоего типа чрезмерного неудовольствия. Это условие обязательно для развития реакции ярости.

     Нестерпимые дистресс и боль изменяют врожденную недеструктивную  агрессивность  на противоположную, вызываемую желанием устранить источник боли или дистресса. То есть возникает  тип агрессии, который приобретает черты некоего эндогенного желания причинять вред или уничтожать нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.  Дети реагируют на чувство враждебности, предшествующее враждебным поступкам, совершенным по отношению к ним, когда они сами страдали, и их эмоциональное «Я» было ущемлено.  Оскорбление нарциссизма есть основной источник подобных поступков.

     Таким образом, деструктивная агрессия вызывается попытками самоутвердится, и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием сильного дистресса возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. Предотвращение или же смягчение подобных переживаний – прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка. Следует помнить, что речь идет о предотвращении чрезмерного неудовольствия, а не неудовольствия как такового. Неудовольствие в скромных дозах побуждает ребенка к адаптации, создает условия для здорового развития и приобретения навыков. Однако у маленьких детей возможности избегать  неудовольствие ограничены. И если агрессивность является адаптивной, если она помогает успокоиться ребенку, то с ней надо считаться и позволять ребенку сердиться, даже злиться, а временами и ненавидеть. Но чтобы предотвратить или снизить переживания чрезмерно неудовольствия необходимо знать в какой форме проявляются подобные переживания, и что при этом чувствует ребенок.

     Проявления  агрессии могут быть разнообразными.  Они помогают выявить, в процессе беседы с родителями или педагогами ребенка, возможный круг причин и  новых свойств агрессивного поведения  в целом и системе. Перечислим основные признаки для классификации агрессии:

  • Направленность агрессии на предметный или животный мир; на другого; на себя.
  • Наблюдаемость - ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии.
  • Временные признаки, то есть мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессий.
  • Пространственные признаки – в семье; в школе; на улице и пр.
  • По особенностям психических действий – физическая; вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах и пр.
  • По социальной опасности агрессивных действий:

    1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности ребенка за собственное поведение;

    2) делинквентные виды агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.

     Для каждого отдельного ребенка характерны определенные виды проявления агрессивного поведения. 

     Виды  агрессивного поведения

     Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

     А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом: 

       

       

       

       
 

     Все эти виды агрессии можно наблюдать  у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего  детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

Информация о работе Система работы педагога-психолога с агрессивными детьми в условиях ДОУ