Система "человек - машина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:37, реферат

Описание работы

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.
С давних пор при создании орудий и средств труда учитывались те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечением научных данных решалась задача приспособления техники к человеку. Однако предметом анализа последовательно стано­вились различные свойства человека.

Содержание

Введение - 3 -
1.Особенности классификации системы «человек – машина». - 6 -
2.Оператор в системе «человек машина». - 13 -
Заключение. - 21 -
Список литературы. - 22 -

Работа содержит 1 файл

реферат психология 2.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

       3. Принятие решения.Решение о необходимых  действиях принимается на основе  проведенного анализа и оценки  информации, а также на основе  других известных сведений о  целях и условиях работы системы,  возможных способах действия, последствиях  правильных и ошибочных решений  и т. д. Время принятия решения  существенным образом зависит  от энтропии множества решений.  Если же каждому состоянию  объекта могут быть поставлены  в соответствие несколько решений,  то при расчете энтропии нужно  учесть еще и сложность выбора  из множества возможных решений  необходимого.

       4. Реализация принятого решения.На  этом этапе осуществляется приведение  принятого решения в исполнение  путем выполнения определенных  действий или отдачи соответствующих  распоряжений. Отдельными действиями  на этом этапе являются: перекодирование  принятого решения в машинный  код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления  и манипуляция с ним (нажатие  кнопки, включение тумблера, поворот  рычага и т. п.). На каждом  из этапов оператор совершает  самоконтроль собственных действий.  Этот самоконтроль  может быть  инструментальным или неинструмеитальным. В первом случае оператор проводит  контроль своих действий с  помощью специальных технических  средств (например, с помощью специальных  индикаторов контролирует правильность  набора информации). Во втором  случае контроль ведется без  применения технических средств.  Он осуществляется путем визуального  осмотра,  повторения отдельных  действий и т. п. Проведение  любого вида самоконтроля  способствует  повышению  надежности   работы оператора.

       На  качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд  факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации информационного  поля, психофизических характеристик  предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).

       На  оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.                                           Эффективность принятия решения  определяется следующими факторами: типом  решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и количеством возможных  вариантов решения.

       Выполнение  управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размещения, а также  от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).

       Первые  два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние  два этапа — ее реализацией. Из проведенного описания видно, что получение  информации включает в себя как бы два уровня, поскольку текущая  информация передается оператору через  систему технических устройств. Он, как правило, не имеет возможности  непосредственно наблюдать за объектом управления (во всяком случае эта возможность  ограничена), а получает необходимую  информацию со средств отображения  в закодированном виде. С их помощью  формируется ин­формационная модель объекта управления.

       Поэтому на первом уровне получения информации происходит восприятие оператором информационной модели, т. е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале измерительного прибора, комбинация знаков на экране элек­тронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т. п.). После этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование на этой основе некоторой «умственной картины» управляемого процесса и условий, в которых он протекает. Такую «умственную картину» в инженерной психологии принято называть концептуальной моделью '. Она дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т. е. правильно реализовать полученную информацию.

       Деятельность  оператора, как отмечалось в начале данного параграфа, имеет целый  ряд специфических особенностей. Поэтому успешное ее выполнение предполагает определенный уровень развития психических  процессов. Основными из них являются восприятие, внимание, память, представление и др…

       До  сих пор нами рассматривались  общие черты деятельности оператора. Однако наряду с ними можно выделить и различные виды операторского  труда, каждый из которых характеризуется  своими частными особенностями.

       Оператор-технолог непосредственно включен в технологический  процесс. Он работает в основном в  режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие  действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор  ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических  процессов, автоматических линий, операторы  по приему и переработке информации и т. п.

       Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом  оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера (по сравнению с оператором первого типа) несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т.д.).

       Оператор-исследователь  в значительно большей степени  использует аппарат понятийного  мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для  него еще меньшую роль, а «вес»  информационных моделей, наоборот, существенно  увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т. д.

       Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего  типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся  организаторы, руководители различных  уровней, лица, принимающие ответственные  решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием  и опытом.

       Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная  координация (например, непрерывное  слежение за движущимся объектом) и  моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы  моторной деятельности имеют для  него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного  и образного мышления. В функции  оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями  мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и  т. п.).

       Рассмотренные ранее общие психологические  качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.

       В отличие от этого требования к  оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации, способность  к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная  чувствительность.

       Аналогичные требования могут быть разработаны  и для операторов других типов. Все  их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе операторов.

       Заключение.

       Инженерная  психология, являющаяся особой научной  дисциплиной, пограничной для технических  и психологических наук, возникла как ответ на нужды научно-технического прогресса. Ее объектом являются системы  «человек — машина», а предметом  — процессы информационного взаимодействия человека и техники.

       Создание  новых образцов техники и новых  технологических процессов неизбежно  сопровождается изменениями требований к человеку как субъекту труда; изменяются орудия и условия труда, формируются  новые виды трудовой деятельности. Каждый новый шаг в развитии техники  и технологии порождает и новые  проблемы, требующие инженерно-психологического исследования. Это значит, что инженерная психология есть наука непрестанно  развивающаяся. Ее развитие органически  связано с научно-техническим  прогрессом. С ходом научно-технического прогресса роль инженерной психологии возрастает.

       В современном обществе инженерная психология, как и все другие науки, поставлена на службу человеку труда. Главная задача инженерной психологии — это разработка оптимальных методов и средств  разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой, с одной  стороны, и трудовой деятельностью  человека — с другой, возникающих  в процессе развития производства. Ее цель — повышение производительности труда путем гуманизации техники  и технологии. 

       Список  литературы.

       1.   Основы инженерной психологии. / под ред. Ломова. М 1986г.

       2.    А.Н. Леонтьев / Лекции по общей  психологии. / М. 2000г.

Информация о работе Система "человек - машина"