Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:37, реферат
Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.
С давних пор при создании орудий и средств труда учитывались те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечением научных данных решалась задача приспособления техники к человеку. Однако предметом анализа последовательно становились различные свойства человека.
Введение - 3 -
1.Особенности классификации системы «человек – машина». - 6 -
2.Оператор в системе «человек машина». - 13 -
Заключение. - 21 -
Список литературы. - 22 -
Оглавление
Введение - 3 -
1.Особенности классификации системы «человек – машина». - 6 -
2.Оператор в системе «человек машина». - 13 -
Заключение. - 21 -
Список литературы. - 22 -
Инженерная
психология есть научная дисциплина,
изучающая объективные
С
давних пор при создании орудий и
средств труда учитывались те
или иные свойства и возможности
человека. В начале интуитивно, а
позже с привлечением научных
данных решалась задача приспособления
техники к человеку. Однако предметом
анализа последовательно стано
На
первых порах основное внимание уделялось
вопросам строения человеческого тела
и динамики рабочих движений. На
основе данных биомеханики и антропометрии
разрабатывались рекомендации, относящиеся
лишь к форме и размерам рабочего
места человека и используемого
им инструмента. Затем объектом исследования
становятся физиологические свойства
работающего человека. Рекомендации,
вытекающие из данных физиологии труда,
относятся уже не только к оформлению
рабочего места, но и к режиму рабочего
дня, организации рабочих движений,
к борьбе с утомлением. Предпринимались
попытки оценить различные виды
труда с точки зрения тех требований,
которые они предъявляют
Как
самостоятельная научная
Русские
ученые еще в конце прошлого века
предприняли попытки
Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Поэтому характерными для нее являются черты обеих наук.
Как
психологическая наука
Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.
Научно-техническая
революция привела к
Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели.
Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве. Необходимость изучения этого фактора и учета его при разработке новой техники и технологических процессов, при организации производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование технических устройств и деятельность человека, который пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во взаимосвязи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы «человек — машина" (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека-оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. СЧМ и является объектом инженерной психологии.
Система
«человек — машина» представляет
собой частный случай управляющих
систем, в которых функционирование
машины и деятельность человека связаны
единым контуром регулирования. При
организации взаимосвязи
Под
системой в общей теории систем
понимается комплекс взаимосвязанных
и взаимодействующих между
На
практике применяются самые
Целевое назначение системы оказывает определяющее влияние на многие ее характеристики и поэтому является исходным признаком. По целевому назначению можно выделить следующие классы систем:
а) управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной (или комплексом);
б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт и т.п.;
в) обучающие, т. е. вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т. п.);
г) информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные, документальные системы, системы радио и проводной связи и др.);
д) исследовательские, используемые при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки, макеты, научно-исследовательские приборы и установки).
Особенность управляющих и обслуживающих систем заключается в том, что объектом целенаправленных воздействий в них является машинный компонент системы. В обучающих и информационных СЧМ направление воздействий противоположное — на человека. В исследовательских системах воздействие имеет и ту, и другую направленность.
По
признаку характеристики «человеческого
звена» можно выделить два класса
СЧМ: а) моносистемы, в состав которых
входит один человек и одно или
несколько технических
Полисистемы
в свою очередь можно подразделить
на «паритетные» и иерархические (многоуровневые).
В первом случае в процессе взаимодействия
людей с машинными компонентами
не устанавливается какая-либо подчиненность
и приоритетность отдельных членов
коллектива. Примерами таких полисистем
может служить система «
В
отличие от этого в иерархических
СЧМ устанавливается или
По
типу и структуре машинного
Другим типом СЧМ являются простейшие человеко-машинные системы, которые включают стационарное и нестационарное техническое устройство (различного рода преобразователи энергии) и человека, использующего это устройство. Здесь требования к человеку существенно различаются в зависимости от типа устройства, его целевого назначения и условий применения. Однако их основной особенностью является сравнительная простота функций человека.
Следующим
важным типом СЧМ являются сложные
человеко-машинные системы, включающие
помимо использующего их человека некоторую
совокупность технологически связанных,
но различных по своему функциональному
назначению аппаратов, устройств и
машин, предназначенных для
Еще
более сложным типом СЧМ
В
основу классификации СЧМ по типу
взаимодействия человека и машины может
быть положена степень непрерывности
этого взаимодействия. По этому признаку
различают системы непрерывного
(например, система «водитель— автомобиль»)
и эпизодического взаимодействия. Последние,
в свою очередь, делятся на системы
регулярного взаимодействия. Примером
системы регулярного
Рассмотренная классификация СЧМ не является единственно возможной. Примеры иных подходов к решению этой задачи приводятся в специальной литературе.