Система "человек - машина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:37, реферат

Описание работы

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии.
С давних пор при создании орудий и средств труда учитывались те или иные свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечением научных данных решалась задача приспособления техники к человеку. Однако предметом анализа последовательно стано­вились различные свойства человека.

Содержание

Введение - 3 -
1.Особенности классификации системы «человек – машина». - 6 -
2.Оператор в системе «человек машина». - 13 -
Заключение. - 21 -
Список литературы. - 22 -

Работа содержит 1 файл

реферат психология 2.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

       Однако  несмотря на большое разнообразие систем «человек — машина», они имеют  целый ряд общих черт и особенностей. Эти системы являются, как правило, динамическими, целеустремленными, самоорганизующимися, адаптивными.

       Системы «человек — машина» относятся  к классу сложных динамических систем, т. е. систем, состоящих из взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов  различной природы и характеризующихся  изменением во времени состава структуры и  взаимосвязей. Из этого следуют характерные особенности, присущие СЧМ как сложной динамической системе:

       разветвленность структуры (или связей) между элементами (человеком и машиной); разнообразие природы элементов (в состав СЧМ  могут входить человек, коллектив  людей, автоматы, машины, комплексы  машин и т.д.);

       перестраиваемость структуры и связей между элементами (например, при нормальном ходе технологического процесса оператор лишь следит за ходом  его протекания, т. е. включен в  контур управления как бы параллельно; при отклонении от нормы оператор берет управление на себя, т. е. включается в контур управления последовательно);

       автономность  элементов, т. е. способность их автономно  выполнять часть своих задач.

       Системы «человек — машина» относятся  также к классу целеустремленных систем. В общем случае считается, что система действует целеустремленно, если она продолжает преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение  при изменении внешних условий. Существенной особенностью целеустремленных систем является их способность получать одинаковые результаты различными способами. Системы этого класса могут изменять свои задачи; они выбирают как сами задачи, так и средства их реализации. Целеустремленность СЧМ обусловлена  тем, что в нее включен человек. Именно он ставит цели, определяет задачи и выбирает средства достижения цели.

       Системы «человек — машина» можно рассматривать  и как адаптивные системы. Свойство адаптации заключается в приспособлении СЧМ к изменяющимся условиям работы, в изменении режима функционирования в соответствии с новыми условиями. Для повышения эффективности  СЧМ необходимо предусмотреть возможность  адаптации как внутри самой системы, так и по отношению к внешней  среде. До недавнего времени свойство адаптации СЧМ реализовалось благодаря приспособительным' возможностям человека, гибкости и пластичности его поведения, возможности его изменения в зависимости от конкретной обстановки. В настоящее время, как отмечалось в гл. 1, на повестку дня ставится вопрос о создании СЧМ, в которых свойство адаптации реализуется путем соответствующего технического обеспечения. Речь идет о создании таких технических средств, которые могут изменять свои параметры и условия деятельности в зависимости от текущего конкретного психофизиологического состояния человека и показателей эффективности его деятельности.

       И наконец, системы «человек — машина»  можно отнести к классу самоорганизующихся систем, т. е. систем, способных к  уменьшению энтропии (неопределенности) после вывода их из устойчивого, равновесного состояния под действием различного рода возмущений. Это свойство становится возможным благодаря целенаправленной деятельности человека, способности  его планировать свои действия, принимать  правильные решения и реализовывать  их в соответствии с возникшими обстоятельствами. Способность к адаптации и  самоорганизации обусловливает  такое важное свойство систем «человек — машина», каким является их живучесть.

       Из  всего сказанного видно, что рассмотренные  особенности СЧМ определяются наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие задачи в зависимости от конкретных условий  и обстановки. Это лишний раз показывает, что исходным пунктом анализа  и описания СЧМ должна быть целесообразная деятельность человека.

       На  основании вышеизложенного можно  в общих чертах охарактеризовать некоторые важнейшие принципы системного подхода к изучению СЧМ. Суть их сводится к следующему.

       1. Возможно более полное и точное  определение назначения системы,  ее целей и задач. Это требует,  в свою очередь, анализа состава  и значимости отдельных целей,  подцелей и задач; определения  возможности их осуществимости и требуемых для этого средств и ресурсов; опре­деления показателей эффективности и целевой функции СЧМ.

       2. Исследование структуры системы,  и прежде всего состава входящих  в нее компонентов, характера  межкомпонентных связей и связей  системы с внешней средой, пространственно-временной  организации компонентов системы  и их связей, границ системы,  ее изменчивости и осо­бенностей  на различных стадиях существования  (жизненного цикла).

       3. Последовательное изучение характера  функционирования системы, в том  числе: всей системы в целом,  отдельных подсистем в пределах  целого, изменчивости функций и  их особенностей на разных  стадиях существования системы.

       4. Рассмотрение системы в динамике, в развитии, т. е. на различных  этапах ее жизненного цикла:  при проектировании, производстве  и эксплуатации.

       На  последнем из этих принципов следует  остановиться особо. В ряде случаев  рамки инженерной психологии неправомерно суживают, отводя ей лишь роль проектировочной  дисциплины. Проектировочная сущность инженерной психологии приобретает  в настоящее время решающее значение. Однако только ею не ограничивается проблематика инженерной психологии. Для того чтобы  были реализованы все потенциальные  возможности систем «человек — машина», необходим также правильный учет инженерно-психологических требований в процессе их производства и эксплуатации. Это приводит к необходимости  создания единой системы инженерно-психологического обеспечения систем «человек — машина»  на всех этапах их жизненного цикла.

       Под инженерно-психологическим обеспечением понимается весь комплекс мероприятий, связанных с организацией учета  человеческого фактора в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ. Проблема инженерно-психологического обеспечения имеет два основных аспекта: целевой и организационно-методический. Первый из них связан с непосредственным выполнением работ по учету человеческого фактора на каждом из этапов жизненного цикла СЧМ; его содержание целиком и полностью определяется проблематикой инженерной психологии. Второй аспект связан с организационно-методическим обеспечением работ по учету человеческого фактора.

       Он  включает в себя разработку необходимых  справочно-методических материалов, с  помощью которых можно выполнять  эти работы, а также разработку нормативных документов, регламентирующих (в частности, утверждающих) степень  и полноту учета человеческого  фактора при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ.

       При отсутствии таких документов проведение работ по учету человеческого  фактора не будет являться обязательным мероприятием, и поэтому задача инженерно-психологического обеспечения не может считаться  полностью решенной.

       2.Оператор  в системе «человек  машина».

       Как уже отмечалось, независимо от степени  автоматизации СЧМ, человек остается главным звеном системы «человек — машина». Именно он ставит цели перед  системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора  является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями  развития современного производства.

       1. С развитием техники увеличивается  число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять.  Это усложняет и повышает роль  операций по планированию и  организации труда, по контролю  и управлению производственными  процессами.

       2. Развиваются системы дистанционного  управления. Человек все более  удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он  судит не по данным непосредственного  наблюдения, а на основании восприятия  сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т. е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.

       3. Увеличение сложности и скорости  течения производственных процессов  выдвигает повышенные требования  к точности действий операторов, быстроте принятия решений в  осуществлении управленческих функций.  В значительной мере возрастает  степень ответственности за совершаемые  действия, поскольку ошибка оператора  при выполнении даже самого  простого акта может привести  к нарушению работы всей системы  «человек — машина», создать  аварийную ситуацию с угрозой  для жизни работающих людей.  Поэтому работа оператора в  современных человеко-машинных комплексах  характеризуется значительными  увеличениями нагрузки на нервно-психическую  деятельность человека, в связи  с чем по-иному ставится проблема  критериев тяжести операторского  труда. Основным критерием становится  не физическая тяжесть труда,  а его нервно-психическая напряженность.

       4. В условиях современного производства  изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности  оператора характерно ограничение  двигательной активности, которое  не только проявляется в общем  уменьшении количества мышечной  работы, но и связано с преи­мущественным  использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять  работу в условиях изоляции  от привычной социальной среды,  в окружении приборов и индикаторов.  И если эти устройства спроектированы  без учета психофизиологических  особенностей оператора либо  выдают ему ложную и искаженную  информацию, то возникает ситуация, которую образно называют «конфликтом»  человека с приборами .

       5. Повышение степени автоматизации  производственных процессов требует  от оператора высокой готовности  к экстренным действиям. При  нормальном протекании процесса  основной функцией оператора  является контроль и наблюдение  за его ходом. При возникновении  нарушений оператор должен осуществить  резкий переход от монотонной  работы в условиях «оперативного  покоя» к активным, энергичным  действиям по ликвидации возникших  отклонений. При этом он должен  в течение короткого промежутка  времени переработать большое  количество информации, принять  и осуществить правильное решение.  Это приводит к возникновению  сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных  перегрузок.

       Рассмотренные особенности операторского труда  позволяют выделить его в специфический  вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его  изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных  психологией и физиологией труда  и используемых для оптимизации  различных видов работ, не связанных  с дистанционным управлением  по приборам.

       Деятельность  оператора в системе «человек — машина» может носить самый  разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может  быть представлена в виде четырех  основных этапов.

       1. Прием информации.На этом этапе  осуществляется восприятие поступающей  информации об объектах управления  и тех свойствах окружающей  среды и СЧМ в целом, которые  важны для решения задачи, поставленной  перед системой «человек —  машина». При этом осуществляются  такие действия, как обнаружение  сигналов, выделение из их совокупности  наиболее значимых, их расшифровка  и декодирование; в результате  у оператора складывается предварительное  представление о состоянии управляемого  объекта: информация приводится  к виду, пригодному для оценки  и принятия решения.

       2. Оценка и переработка информации.На  этом этапе производится сопоставление  заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т. п.

Информация о работе Система "человек - машина"