Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:11, реферат

Описание работы

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание. Установлено, что от 3 до 5 процентов или почти 2 миллиона детей страдают СДВГ в Соединенных Штатах. Это значит, что в классе, состоящем из 25-30 детей, скорее всего хотя бы у одного будет СДВГ.

Работа содержит 1 файл

Синдром дефицита внимания и гиперактивность.docx

— 64.98 Кб (Скачать)

Побочные  эффекты этих препаратов  
 
Большая часть побочных эффектов психостимуляторов оказывается незначительной и обычно соотносится с дозой принятого препарата. Большие дозы провоцируют более сильные побочные эффекты. Вот самые распространенные побочные эффекты: снижение аппетита, бессонница, повышенная тревога и/или раздражительность. Некоторые дети отмечают умеренные боли в животе и головные боли.  
 
Аппетит становится неустойчивым, обычно снижается в середине дня и восстанавливается к ужину. Поэтому к тому времени, как аппетит улучшается, ребенок должен получать адекватное количество питательных продуктов.  
 
Если ребенок плохо засыпает, можно попробовать провести следующие мероприятия: снизить дозировку психостимулятора, давать лекарство раньше в течение дня, уменьшать дневную или вечернюю дозу или добавить другие препараты, такие как слабодозированный антидепрессант или клонидин. У некоторых детей во время лечения возникают тики. Они могут быть уменьшены снижением дозы препарата. Совсем небольшое количество детей отличается индивидуальной непереносимостью психостимуляторов независимо от дозировки. В таких случаях ребенку вместо психостимулятора назначают антидепрессант.  
 
Когда выполнение домашнего задания ребенка и его поведение улучшается сразу после начала медикаментозной терапии, у ребенка, родителей и учителей появляется стремление превозносить этот препарат за вызванные им внезапные изменения к лучшему. К несчастью, когда люди видят такое резкое улучшение, они думают, что препарат – это единственное, что необходимо. Но лекарства не лечат СДВГ, они только контролируют его симптомы в день, когда они приняты. Хотя медицинские препараты помогают ребенку концентрироваться и выполнять домашнюю работу, они не могут увеличить объем знаний или улучшить учебные навыки. Эти препараты могут помочь ребенку использовать те навыки, которыми он или она уже обладают.  
 
Бихевиоральная терапия, психологическое консультирование и практическая поддержка помогают детям с СДВГ справиться с ежедневными проблемами и повысить свою самооценку.

Что важно помнить  о лекарственных  препаратах для лечения  СДВГ  
 
• Лекарства для лечения СДВГ помогают многим детям концентрироваться и быть более успешными в школе, дома или на игровой площадке. Возможность избежать отрицательных переживаний может действительно помочь детям в будущем не впадать в алкогольную или наркотическую зависимость и справиться с другими эмоциональными проблемами.  
 
• Около 80 процентов детей, которым необходимо медикаментозное лечение СДВГ, продолжают принимать препараты в подростковом возрасте. Более 50 процентов нуждаются в препарате, будучи уже взрослыми.

Лекарство для детей с  СДВГ и биполярным расстройством   
 
С момента, когда ребенку с биполярным расстройством, вероятно, назначат стабилизатор настроения, такой как препараты лития или Depakote ®, врач должен тщательно изучить, следует ли этому ребенку принимать препараты, обычно назначаемые для лечения СДВГ. Если психостимулятор назначен, его нужно давать в меньшей дозировке, чем обычно.

Семья и ребенок с  СДВГ  
 
Медикаментозная терапия может помочь ребенку в его повседневной жизни. Ему будет легче контролировать некоторые проблемы поведения, приводящие к трудностям в отношениях с родителями и братьями/сестрами. Но для того, чтобы снять накопившиеся за долгий срок отчаяние, привычку обвинять и гнев, нужно время. Обоим родителям и детям может понадобиться специализированная помощь, чтобы овладеть методами управления поведения ребенка. В таких случаях психиатры могут консультировать семью и ребенка, помогая им развивать новые навыки, подходы и способы общения друг с другом. Во время индивидуальных бесед психотерапевт помогает детям с СДВГ учиться повышать свою самооценку. Кроме того, психотерапевт может помочь им найти сильные стороны и опираться на них, справляться с повседневными проблемами и контролировать внимание и агрессию. Иногда психологическое консультирование необходимо только ребенку. Но чаще – в связи с тем, что расстройство ребенка воздействует на все семью в целом, – всем ее членам нужна помощь. Психотерапевт помогает семье в поиске наиболее подходящих способов справиться с разрушительным поведением ребенка, и предлагает новые варианты. Если ребенок маленький, психотерапевт работает в основном с родителями, обучая их справляться с ребенком и совершенствовать его поведение.  
 
Существуют разные способы воздействия. Имея информацию о различных методах воздействия, семье легче выбрать нужного психотерапевта.  
 
Психотерапия направлена на то , чтобы помочь людям с СДВГ любить и принимать себя такими, какие они есть, несмотря на расстройство. Она не работает с симптомами или причинами расстройства. Во время психотерапии пациенты разговаривают с врачом о грустных мыслях и чувствах, выявляют саморазрушающие виды поведения и ищут альтернативные пути управления своими эмоциями. Во время разговора психотерапевт пытается помочь им понять, как они могут измениться, или как лучше справиться со своим расстройством.  
 
Бихевиоральная терапия (БТ) помогает людям развить более эффективные способы работы с безотлагательными проблемами. Она, скорее, помогает ребенку менять свой образ мыслей и психологически адаптироваться, нежели понимать свои чувства и действия, – и, таким образом, может изменить поведение ребенка. Поддержка может выражаться в практической помощи, такой как помощь в выполнении домашнего задания или на занятиях в школе, или в разрешении эмоционально напряженных ситуаций. Или же поддержка может заключаться в самоконтроле поведения, самопоощрении и вознаграждении себя за поступки, совершенные желаемым образом – скажем, если человек справился с гневом или подумал, прежде чем что-то сделать.  
 
Обучение навыкам общения также может помочь детям освоить новую форму поведения. Обучая навыкам общения, врач обсуждает и моделирует подходящее поведение, что важно для развития и сохранения отношений с другими людьми в таких ситуациях, как ожидание своей очереди, необходимость делиться игрушками, просьба о помощи или правильная реакция на дразнилки. Впоследствии детям предоставляется попытка попрактиковаться в этих навыках. Например, ребенок может учиться читать выражения лица и тон голоса других людей, чтобы ответить им правильно. Обучение навыкам общения помогает ребенку найти лучшие способы игры или взаимодействия с другими детьми.  
 
Группы поддержки помогают родителям связываться с другими людьми, имеющими подобные проблемы и беспокоящимися о своих детях, страдающих СДВГ. Члены групп поддержки регулярно собираются (например, ежемесячно), чтобы послушать лекции специалистов по СДВГ, поделиться разочарованиями и успехами, получить направление к квалифицированным специалистам и информацию об их работе. Их сила заключается в количестве, и, делясь опытом с другими людьми, имеющими подобные проблемы, они узнают то, чего бы они никогда не смогли узнать, оставаясь в одиночестве. Национальные организации перечислены в конце этой статьи.  
 
Обучение родительским навыкам, которое проводится психотерапевтами или в специальных классах, предлагает родителям методы и приемы управления поведением их ребенка. Один из таких методов – это использование почетных знаков или системы баллов для немедленной оценки хорошего поведения или работы. Другой метод – это использование "тайм-аута" или изоляции ребенка на стуле или в спальне, когда он становится слишком непослушным или выходит из-под контроля. Во время "тайм-аутов" ребенок удален от взбудораживающей ситуации и какое-то время тихо сидит в одиночестве, чтобы успокоиться. Родителям также иногда советуют ежедневно проводить с ребенком время, занимаясь чем-то приятным и расслабляющим. В это время, проведенное вместе с ребенком, родитель ищет благоприятные возможности, чтобы отметить и указать, что ребенок делает хорошо, и похвалить его или ее за успехи и способности.  
 
Система поощрений и взысканий может быть эффективным методом изменения поведения ребенка. Родители (или учитель) выявляют несколько хороших способов поведения, которые они хотят поощрять в ребенке (например, попросить игрушку, а не хватать ее, или выполнить целиком простое задание). Ребенку прямо говорится, что он должен сделать, чтобы получить вознаграждение. Ребенок получает вознаграждение, когда показывает желаемое поведение, и умеренно наказывается, когда не делает этого. Поощрение может быть маленьким – например, ребенку за особые заслуги выдается почетный знак – но это должно быть нечто желанное, чтобы ребенку хотелось это заработать. В наказание можно снять почетные знак или предоставить короткий "тайм–аута". Заставьте себя замечать, когда ребенок ведет себя хорошо. Цель в том, чтобы со временем научить ребенка контролировать свое поведение и выбирать наиболее желаемый способ поведения. Этот метод хорошо работает со всеми детьми, хотя дети, страдающие СДВГ, могут нуждаться в дополнительном, более частом поощрении.  
 
К тому же родители могут обучиться создавать для детей ситуации, в которых они могут добиться успеха. Это, например, может быть случай, когда родители разрешают принимать участие в игре только одному или двум партнерам, чтобы их ребенок не мог перевозбудиться. Или, когда у ребенка возникают проблемы с завершением заданий, они должны научиться помогать своему ребенку разбивать большое задание на несколько маленьких и вознаграждать ребенка за окончание каждой маленькой части. Независимо от того, какими конкретно методами родители воздействуют на поведение своего ребенка, некоторые общие принципы будут полезны для большинства детей с СДВГ. Эти принципы требуют более часто и даже немедленно реагировать на поступки ребенка (это относится и к поощрению, и к наказанию), заранее принимать необходимые меры, чтобы предотвратить потенциально проблемные ситуации, более внимательно присматривать за детьми и воодушевлять их в ситуациях, когда им неинтересно или скучно.  
 
Родители могут также научиться использовать методы управления стрессом, такие как медитация, методы релаксации и упражнения, чтобы им было легче справиться с ситуациями, когда ничего не получается, и более спокойно реагировать на поведение своих детей.

Несколько простых способов воздействия на поведение   
 
Дети, страдающие СДВГ, могут нуждаться в организационной помощи. Таким образом, необходимо:  
 
Расписание. Организуйте одинаковый распорядок на каждый день с момента пробуждения до отхода ко сну. В расписании должно отводиться время на домашние задания и игры (в том числе прогулки на открытом воздухе и домашние занятия вроде компьютерных игр). Повесьте это расписание на дверце холодильника или на стенде на кухне. Если в расписание нужно внести изменения, внесите их как можно раньше.  
 
Приведите в порядок все предметы первой необходимости. Для всего должно быть выделено свое место, и все должно храниться на своих местах. Это относится к одежде, рюкзакам и школьным принадлежностям.  
 
Необходимо использовать дневники для контроля выполнения домашних заданий. Подчеркните важность записи заданий и наличия дома всех необходимых книг.  
 
Детям с СДВГ нужна последовательная система правил, понятных и неукоснительных. Если дети выполняют эти правила, давайте им маленькие вознаграждения. Детей с СДВГ часто критикуют, и они уже ждут критики. Старайтесь найти примеры хорошего поведения вашего ребенка и похвалите за него.

Ваш ребенок с СДВГ и школа  
 
Вы лучший защитник для своего ребенка. Чтобы стать хорошим защитником своего ребенка, изучите как можно больше информации об СДВГ, о том, как это расстройство воздействует на вашего ребенка дома, в школе и в общественной жизни.  
 
Если симптомы СДВГ появились у ребенка уже в раннем возрасте, он был обследован, ему был поставлен диагноз и проведено лечение по коррекции поведения, назначена медикаментозная терапия или комбинация обоих методов, то при поступлении ребенка в школу известите об этом его учителей. Тогда они будут лучше подготовлены и смогут оказать ребенку помощь при вступлении в этот новый мир вдали от дома.  
 
Если ваш ребенок, поступив в школу, испытывает трудности, которые заставляют вас предположить у него наличие СДВГ, вы можете обратиться за помощью к независимому специалисту или попросить местный школьный округ организовать обследование. Некоторые родители предпочитают обращаться к специалистам по собственному выбору. Но обследование детей, у которых предполагают СДВГ или какие-либо другие нарушения, влияющие не только на их успеваемость в учебе, но и на взаимоотношениях с классными товарищами и учителями, относится к обязанностям школы  
 
Если вы чувствуете, что у вашего ребенка есть СДВГ, и он не учится в школе так, как должен, вам просто необходимо выяснить, с кем в системе школьного образования необходимо вступить в контакт. Учитель, который курирует вашего ребенка, должен быть способен оказать вам помощь в получении этой информации. В этом случае вы сможете потребовать в письменной форме, чтобы в школе провели обследование вашего ребенка. В этом письме должны содержаться дата, имена – ваше и ребенка, причина, по которой вы требуете проведения обследования. Сохраните копию этого письма в своем архиве.  
 
Еще несколько лет назад во многих школах не выражали желания проводить обследование детей по поводу СДВГ. Но недавно принятые законы прояснили обязанности школы по отношению к детям, у которых подозревается наличие СДВГ, могущего отрицательно сказаться на его или ее успехах в школе. Если же школа продолжает настаивать на отказе в проведении обследования ребенка, вы можете либо обратиться к частному специалисту, либо заручиться поддержкой в проведении переговоров со школой. Зачастую помощь можно получить от местной группы родителей школьников. В каждом Штате имеется центр информирования и подготовки родителей (PTI – Parent Training and Information), а также Агентство по Поддержке и Защите (P&A – Protection and Advocacy agency). (За информацией о действующем законодательстве и системе PTI и P&A обратитесь к разделу о группах поддержки и списку организаций, приведенных в конце этого документа).  
 
Как только вашему ребенку поставлен диагноз СДВГ и принято решение о применении специальной образовательной программы, школа, работающая во взаимодействии с вами, должна оценить сильные и слабые стороны ребенка и создать Индивидуальную Образовательную Программу (Individualized Educational Program - IEP). Каждый учебный год в школе – это новые учителя и новые задания, этот переход может оказаться весьма затруднительным для ребенка с СДВГ. Ваш ребенок нуждается в серьезной поддержке и поощрении в течение всего этого времени.  
 
Никогда не забывайте принципиальное правило: лучший защитник вашего ребенка – это вы сами.

Ваш подросток с СДВГ  
 
Ваш ребенок с СДВГ успешно добрался до конца начальной школы и начинает учебу в средних, а затем и в старших классах. Хотя вашего ребенка периодически обследовали в течение этих лет, сейчас самое время заново полностью обследовать состояние его здоровья.  
 
Подростковые годы требуют напряжения сил от большинства детей; для ребенка с СДВГ эти годы вдвойне затруднительны. Со всеми юношескими проблемами – давлением со стороны одноклассников, боязнью неудачи как в школе, так и в общении, низким уровнем самооценки – ребенку с СДВГ справиться труднее. Желание быть независимым, попытки пробовать новое и запретное – алкоголь, наркотики, секс - могут привести к непредвиденным последствиям. Правила поведения, которым до сих пор по большей части следовали, теперь отброшены. Родители могут расходиться друг с другом во мнениях о том, как справиться с поведением подростка.  
 
Сейчас – больше чем когда-либо – эти правила должны быть четкими и простыми для понимания. Общение между подростками и родителями может помочь подростку понять причины возникновения каждого правила. Когда правило установлено, должно быть ясно, почему оно установлено. Иногда полезно иметь таблицу – ее, как правило, вешают на кухне – в которой перечислены как все правила поведения дома, так и все правила поведения вне дома (в обществе и в школе). Другая таблица может содержать список работ по дому с оставленным для отметки о выполнении местом.  
 
Когда правила нарушаются – а это так и будет – реагировать на такое неподобающее поведение нужно как можно более спокойно и невозмутимо. Используйте наказание экономно. "Тайм–ауты" работают даже с подростками. Импульсивность и горячий темперамент часто сопутствуют СДВГ. Короткое время, проведенное в одиночестве, действительно может помочь.  
 
Так как подростки проводят много времени вне дома, со временем могут появиться требования разрешить возвращаться позднее и брать машину. Прислушивайтесь к просьбам вашего ребенка, объясняйте свою точку зрения по этим вопросам и внимательно относитесь к их мнению, и попытайтесь договориться. Общение, ведение переговоров и компромисс должны оказаться полезными .

Ваш подросток и автомобиль  
 
Подростки, особенно мальчики, начинают заговаривать о вождении автомобиля к тому времени, как им исполняется 15 лет. В некоторых штатах можно начинать учиться вождению в 15 лет, а получить водительские права в 16 лет. Статистика показывает, что шестнадцатилетние водители чаще участвуют в автодорожных происшествиях в пересчете на каждую милю, проведенную за рулем, чем водители в каком-либо другом возрасте. В 2000 году 18 процентов погибших в авариях, связанных с превышением скорости, оказались юношами в возрасте от 15 до 19 лет. Шестьдесят шесть процентов этих молодых людей не пользовались ремнями безопасности. Молодые люди, страдающие СДВГ, в первые 2-5 лет водительского стажа попадают в аварийные ситуации почти в четыре раза чаще, они с большей вероятностью могут нанести кому-то телесные повреждения в ДТП, их в три раза чаще штрафуют за превышение скорости, чем молодых водителей, не страдающих СДВГ.  
 
В большинстве штатов после рассмотрения статистики, связанной с автомобильными авариями, в которых принимают участие молодые водители, была введена дифференциальная система выдачи водительских прав (GDL – graduated driver licensing system). В этой системе молодые водители выпускаются на дорогу в результате медленного процесса обучения все более и более сложным навыкам вождения. Эта программа, после того как она была разработана Национальной Администрацией по Безопасности Дорожного Движения и Американской Ассоциацией Управляющих Автотранспортом, состоит из трех ступеней: разрешение на учебную езду, промежуточные (временные) водительские права, и полноценные водительские права. Водители должны продемонстрировать ответственное поведение за рулем на каждой ступени, прежде чем их переведут на следующий уровень. На стадии разрешения на учебную езду взрослый водитель, имеющий соответствующее разрешение, должен постоянно находиться в автомобиле. Этот период времени предоставляется ученику, чтобы он смог практиковаться, практиковаться и практиковаться. Чем больше ваш ребенок управляет автомобилем, тем более подготовленными сможет стать. Ощущение достижения, которое почувствует подросток, страдающий СДВГ, когда желанные водительские права окажутся в его руках, с лихвой компенсирует все затраченное время и усилия.

Синдром дефицита внимания и  гиперактивность  у взрослых  
 
Нарушения, связанные с дефицитом внимания и гиперактивностью, как широко известно, – это детское расстройство, затрагивающее примерно 3-5% детей. Гораздо менее известно, что многие дети, имеющие СДВГ, с большой вероятностью сохранят его и когда повзрослеют. В последние годы были проведены несколько исследований, которые показали, что от 30 до 70 процентов детей, страдающих СДВГ, продолжают проявлять симптомы и во взрослом возрасте.  
 
Первые исследования взрослых, у которых в детстве не был диагностирован СДВГ, но во взрослом возрасте наблюдались его симптомы, были проведены в конце 70-х годов докторами Paul Wender, Frederick Reimherr, и David Wood. У этих взрослых пациентов, которые имеют подобную симптоматику, был ретроспективно диагностирован СДВГ, после того, как исследователи провели собеседование с их родителями. Исследователи разработали клинические критерии для диагностирования СДВГ у взрослых (критерий Utah), которые объединяют прошлую историю СДВГ с текущими свидетельствами проявления СДВГ. Сейчас появились и другие диагностические оценки; среди них стоит отметить широко применяемую Оценочную Шкалу Коннера (Conners Rating Scale) и Шкалу Расстройств, Связанных с Дефицитом Внимания, Брауна (the Brown Attention Deficit Disorder Scale).  
 
Обычно взрослые с СДВГ не отдают себе отчета в том, что у них есть подобное расстройство, – они зачастую просто чувствуют, что им трудно организоваться, уделить внимание работе, вовремя появиться к назначенной встрече. Ежедневные обязанности просыпаться, одеваться и готовиться к выполнению дневной работы, необходимость прибыть вовремя на рабочее место и сохранять производительность на работе могут оказаться серьезным испытанием для взрослых, страдающих СДВГ.

Диагностика СДВГ у взрослых  
 
Постановка диагноза у взрослых с СДВГ оказывается непростым делом. Во многих случаях, когда ребенку поставлен диагноз такого расстройства, родитель может почувствовать, что у него (или у нее) есть те же симптомы, которые проявляются у ребенка, и впервые в жизни начинает понимать некоторые свои особенности, которые создавали ему проблемы в течение многих лет – рассеянность, импульсивность, неусидчивость. Другие взрослые обращаются за профессиональной помощью от депрессии и тревоги, и обнаруживают, что основная причина некоторых эмоциональных проблем – это СДВГ. У них может прослеживаться целая цепочка школьных проблем или проблем с работой. Зачастую они оказываются участниками частых автомобильных аварий.  
 
Чтобы поставить диагноз СДВГ, у взрослого пациента должны иметься начавшиеся в детстве, устойчивые и сохраняющиеся сейчас симптомы. Точность постановки диагноза СДВГ у взрослых имеет особую важность, и этот диагноз должен ставиться клиницистом с опытом в области нарушений внимания. Для постановки точного диагноза потребуются история поведения пациента в детстве, а также собеседование с его спутниками жизни, родителями, близкими друзьями и другими людьми, находящимися в близком общении. Должны быть также проведены обследование его физического состояния и психологические тесты. Данное расстройство может сопровождаться другими болезненными состояниями, такими как специфические трудности в обучении, тревожность и аффективные расстройства.  
 
Правильный диагноз СДВГ может принести чувство облегчения. Человек принес с собой во взрослую жизнь многие негативные представления о самом себе, которые, возможно, привели к низкой самооценке. Теперь он начинает понимать, почему у него возникли некоторые проблемы, и может посмотреть им в лицо. Это может означать, что не только лечение СДВГ, но и психотерапия могут помочь ему справиться с гневом, который он чувствует из-за того, что не смог распознать это расстройство, когда был моложе.

Информация о работе Синдром дефицита внимания с гиперактивностью