Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Содержание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности……………..……... 2
Этиология и возможные причины СДВГ……………………………... 7
Причины возникновения органических нарушений……….……..… 15
Методы лечения…………………………………………………….… 17
СДВГ: Методы организации деятельности……………………….… 19
Список литературы…………………………………………………… 31

Работа содержит 1 файл

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

Нужно обязательно  определить периоды наибольшей работоспособности  гиперактивного ребенка. У него бывают не только плохие дни, но и плохие часы или плохое время суток для работы и усвоения нового материала. Заставлять ребенка в такие часы делать что-то сложное для него, например писать, значит губить нервные клетки и ему и себе. К тому же, это практически пустая трата времени. Хорошо, если ребенок сам научиться чувствовать и контролировать такие свои состояния. Это полезно в любом возрасте. В год поступления в школу, когда ребенок идет в первый класс, это может оказать существенную помощь в адаптации к новым условиям и режиму дня.

Рекомендации  по домашним занятиям

Не надо усаживать  ребенка

Занятия с дошкольниками  не обязательно проводить за рабочим  столом. Подходящим может быть любое  место в квартире: ковер в зале, диван, кухонный стол, ванная комната. Ребенок может ходить, ползать  и даже бегать. В последнем случае маме прийдется бегать вместе с ним. Маленький гиперподвижный ребенок лучше усваивает информацию на ходу. Фиксация позы отнимает у него очень много сил, на занятия их уже не остается.

Короткие занятия

Занятия должны быть короткими, не более 10 минут. Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет  заниматься в течение 3 минут, а потом  постепенно довести время занятий  до 5-10 минут.

Подготовить все  заранее

Все материалы, наглядные пособия, игрушки и  картинки должны быть подготовлены заранее. Соображать на ходу во время занятий  не допустимо. Можно потерять время  и внимание ребенка. Занятия должны проходить в "едином порыве". Это  возможно только при тщательном предварительном  обдумывании. Если начать искать нужные предметы или игрушки на самом  занятии, ребенок может активно  включиться в процесс поиска, совершенно позабыв о чем шла речь.

Регулярность  занятий

Ребенка надо приучать к регулярности занятий. Если занятия  проходят каждый день после полдника , например, то мозг ребенка будет соответственно настраиваться к этому времени. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов.

Обучение грамоте

Развитие навыков  письма

Мелкую моторику, необходимую для выработки навыков  письма и хорошего почерка лучше  развивать раскрашиванием по методу Монтессори. Детям обычно это нравится больше, чем мучиться с прописями. Если ребенок сначала будет заниматься раскрасками, то потом прописывание букв ему будет даваться намного легче.

Обучение чтению

Обучение гиперактивного ребенка чтению должно опережать усвоение навыков письма. Если у ребенка не сложился комплексный зрительно-звуковой образ слова, то при письме он будет кое-как перерисовывать слова по буквам.

Характерными  ошибками, при этом, будут добавления, опускания, пропуски элементов и  целых букв. Писать правильно только с помощью визуального контроля очень сложно.

Без беглого  чтения не будет грамотного письма. Процесс обучения беглому чтению может растянуться на годы, если ребенку будут предлагаться слишком большие или слишком сложные тексты. Гиерактивный ребенок совершенно не готов преодолевать такие трудности и постарается этих трудностей избегать всеми возможными средствами.

При обучении гиперактивного ребенка чтению, основной целью должно быть понимание прочитанного. Сначала ребенку дается возможность понять текст, разобрав его про себя, потом этот текст читается вслух. Когда ребенок сразу читает вслух, он выполняет одновременно 2 операции. Для этого необходимо распределение внимания, которого как раз не хватает. Гиперактивные дети озвучивают текст как могут, не понимая смысла прочитанного. Как следствие, дети не могут хорошо пересказать или ответить на вопросы. У ребенка может сформироваться стойкое отрицательное отношение к процессу чтения.

Обучение математике

Как правило, математика нравится гиперактивным детям гораздо больше, чем чтение и письмо. Если математический материал дается алгоритмично, структурированно, выделяется сущность, то он очень быстро усваивается. Здесь могут помочь графические изображения алгоритма каждой темы, нанесенные на карточки. В младших классах используются проигрывания алгоритмов. Дети строят "змейку" или "паровозик", чтобы проиграть последовательность действий или событий, которые надо усвоить.

Обстановка на уроке

Нельзя требовать  от гиперактивных детей невозможных вещей. Самоконтроль и соблюдение дисципины исключительно сложны для детей с СДВГ. Если ребенок личностно созрел и пытается сидеть спокойно, не вертеться, слушать внимательно, при этом переживает, что у него не слишком хорошо получается, то это значит, что он расходует слишком много своей энергии, переутомляется и теряет работоспособность. Если учитель не слишком заостряет внимание на строгом соблюдении дисциплины, а уроки проходят в игровой форме, гиперактивные дети ведут себя более спокойно и работают более продуктивно. В любом случае, обстановка на уроке должна быть легкая и непринужденная.

Также замечено, что чем драматичнее и эмоциональнее  подается учителем материал, тем легче  гиперактивному ребенку его усваивать. Гиперактивного ребенка привлекает все новое, неожиданное, эмоциональное, поэтому, когда учитель добавляет в свои объяснения больше экспрессии, это привлекает ребенка и помогает лучше усвоить материал.

Домашняя работа

В самом начале о самостоятельности надо забыть

Учителя, конечно  же, настаивают на развитии самостоятельности. Если родителей серьезно беспокоит  развитие их ребенка, то им надо будет  на первое время забыть об этом. С  ребенком надо будет "сидеть" и  заниматься. Самое большее, чего можно  ожидать от ребенка, это самостоятельное  выполнение тех заданий, которые  он очень любит и которые у  него хорошо получаются..

Упреждающее знакомство с информацией

Систематизация  любого материала у таких детей  проходит медленнее, чем у других детей. Для гиперактивного ребенка очень полезно ознакомиться заранее с материалом, который он будет проходить в классе на следующем уроки. Это позволит ему усвоить, по крайней мере, основные опорные моменты предстоящего урока.

Также, дома необходимо будет выполнять не только домашние задания, но и повторять то, что  было сделано в классе. Родители ребенка с СДВГ должны быть к этому  готовы.

Оформительская  работа

Первые годы в школе надо освободить ребенка  от любой оформительской работы. Родители сами могут провести поля и поставить  точку в тетради, с которой  надо начинать писать. Любая оформительская работа, отсчеты клеточек настолько  утомляют ребенка, что у него не остается сил на основную работу.

Подвижные занятия  и тренировки

Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка

Вместо того, чтобы подавлять чрезмерную активность, экспансию, агрессивность, лучше переводить все эти качества ребенка с СДВГ в разумное и полезное русло. Гиперактивный ребенок может заниматься каким нибудь видом спорта, только не травматичным. Склонность к травматизму из без того очень большая, ребенок совершает опасные для себя действия, не задумываясь о последствиях.

Для маленьких  детей подходит ритмика, для детей  постарше танцы, теннис, бег, плавание. Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включая  мелкую моторику. Регулярные занятия  физкультурой не только тренируют, но и дисциплинируют ребенка.

Спортивные и  подвижные игры по правилам

Такие игры требуют  достаточной организованности и  подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для гиперактивного ребенка являются трудным, но исключительно развивающим занятием. В такой игре происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. Основной задачей таких игр является выработка привычки к целенаправленной деятельности.

Зимой, когда  нагрузка на нервную систему особенно велика и возможности подвигаться  и побегать ограничены, очень полезно  ходить на лыжах, кататься на коньках. Также можно позволять своему ребенку кататься с ледяной горки  до упора, пока не устанет.

Снаряды, на которых  можно повисеть

Хорошо, когда  дома есть снаряды, на которых можно  полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно  подвесить в дверном проеме перекладину  с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму.

Дети с СДВГ — это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно  подобрать ключик и дать ему возможность  правильно развиваться. Родители и  учителя должны очень хорошо знать  характеристики гиперактивных детей, знать что они могут делать относительно легко, а что дается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, вполне реально помочь гиперактивному ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным.

Список  литературы

     1. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский мед журн 1998; 19-23.

     2. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.

     3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка  для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Лютова Е.К., Монина Г.Б. - М., 2000

     4. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

     5. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Румянцева М.В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. - Дефектология, 2003

     6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита  внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам - М.: Сфера, 2005 

     7. Чутко Л.С. Синдром дефицита  внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007

     8. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – СПб.: Салит-Медкнига, 2002 

     9. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2002 

     10. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. - СПб.: Речь, 2007 

Информация о работе Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.