Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Содержание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности……………..……... 2
Этиология и возможные причины СДВГ……………………………... 7
Причины возникновения органических нарушений……….……..… 15
Методы лечения…………………………………………………….… 17
СДВГ: Методы организации деятельности……………………….… 19
Список литературы…………………………………………………… 31

Работа содержит 1 файл

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

Расписание  в картинках (распорядок дня)

Для эффективной  организации времени хорошо подходит расписание в картинках. Его можно  разместить на специальном стенде в  группе детского сада, в классе или  дома. Дома можно использовать также  специальный альбом с велькро полосочками. На эти полосы буду прикрепляться карточки, с обратной стороны которых тоже наклеен кусочек велькро. Таким образом картинки и их последовательность можно менять каждый день.

В таком альбоме  или на стенде в нужной последовательности располагаются виды деятельности, игры и занятия. Для того, чтобы детям было легче воспринимать информацию, на карточках пишутся не только слова, но и рисуются картинки или всем понятные символы. Расписание в картинках очень хорошо организует деятельность ребенка.

Заранее обговоренные правила

Озвучить  правило поведения.

Когда учитель  дает классу выполнить задание, можно  именно гиперактивного ребенка попросить "озвучить" что надо делать и каким образом. Если ребенок уже умеет писать, он может составить список правил выполнения задания. Если в процессе выполнения этого задания какое то правило будет нарушено, учитель без лишних слов и напряжения может указать ему на эти правила.

Правила перед началом  работы

Родителям не рекомендуется  читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Эти длинные нотации все равно не будут выслушаны до конца. Лучше объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.

Краткость инструкции

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, на запомнит, не будет ей следовать.

Давая инструкцию, нужно также учитывать неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться групповым  правилам, быструю утомляемость.

Алгоритмичная организация учебной деятельности

Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой  информации, развивает мышление. Такая  подача информации снижает нагрузку на внимание и систематизацию материала  при запоминании. Формулировки, иллюстрации, оформления не должны содержать ничего лишнего и отвлекающего.

Предложенная  работа должна представлять из себя хорошо организованную последовательность определенных видов деятельности, между которыми можно делать небольшие перерывы. Каждый такой вид деятельности представляется короткой инструкцией, отраженой в рисунке или схеме.. Рисунок или схема находятся перед глазами ребенка.

Инструкции должны быть короткими или разделенными на короткие части для того, чтобы  хватало объема оперативной памяти, не происходило выпадения, замен, перестановки частей информации.

Идти  от особенностей ребенка

Надо не ломать гиперактивного ребенка, а идти от его особенностей

Гиперактивные дети не злы и не злонамерены. Как правило, они готовы сотрудничать с другими людьми, но они не умеют этого делать. Не надо их ломать, надо идти от их особенностей и давать им шанс проявить себя. Только в этом случае отношения с учителями и сама учебная деятельность может наладиться.

Иногда особенности  гиперактивного ребенка довольно сложные и могут сильно раздражать родителей и учителей. Даже в этом случае можно организовать учебную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и добиться успеха.

В каждом конкретном случае ситуация должна быть тщательно  проанализирована и должен быть подобран индивидуальный подход к ребенку. Вобор правильной стратегии -это большая ответственость. Если ситуация с конкретным ребенком проанализирована неправильно, его положение в семье и в детском коллективе, а также его поведение могут значительно ухудшиться.

Альтернативная  форма поведения

Постоянные окрики и наказания, на которые так щедры  взрослые люди не дадут желаемых результатов. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных  качеств ребенка, а так же негативного  отношения к учебному процессу в  принципе.

Когда ребенок  ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать  предложить альтернативную форму поведения. Например: "Нельзя разрисовывать  обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги". Или: "У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить  что-то, я дам тебе паролоновый мячик"

В сочетании  с другими методами модификации  поведения, такой способ может сохранить  много нервов и драгоценного времени.

Моментальный  характер поощрений

И в системе  поощрений приходится учитывать  особенности гиперактивного ребенка. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.

Последовательность  выполнения задания

Неправильная  последовательность выполнения заданий

Учителя очень  часто рекомендуют выполнять  сначала самые сложные задание, а потом что нибудь попроще и полегче. В этом, конечно же, есть своя логика. Вначале занятий голова хорошо соображает и ребенок еще не устал. Это абсолютно верно для любых других детей, но не для гиперактивных. Если ребенок сталкивается со сложным заданием в самом начале работы, он "опускает руки" и ничего не делает, потеряв полностью свою сосредоточенность.

Начинаем с  легкого задания, делаем разогрев

Дети с СДВГ любят делать то, что у них хорошо получается. Они не стремятся к  преодолению трудностей и сложные  задания их не вдохновляют. По этой просотой причине, в начале занятия необходимо дать самое легкое задание, такое, с которым ребенок может справиться без напряжения. Например, можно начать с повторения уже пройденного материала.

"Разогревшись", ребенок приобретает нужную сосредоточенность  и уверенность в своих силах.  После первого задания он может  выполнить что-то более сложное  или начать ознакомление с  новым материалом. Ребенка нужно  обязательно похвалить за выполнение  задания. Дети с СДВГ нуждаются  в похвале и поддержке взрослых  гораздо больше, чем их здоровые  сверстники.

Заканчивать опять чем-то легким

Заканчивать нужно  опять чем то легким, потому-что гиперактивный ребенок быстро утомляется. Нужно давать такое задание, с которым даже уставший ребенок может справиться. Очень важно, чтобы у ребенка осталось общее ощущение успешности проведенного занятия.

Особенности интеллектуальной деятельности

Очень часто  у детей с СДВГ возникают проблемы с закреплением материала, то есть переведением усвоенного из кратковременной рабочей  памяти в долговременную память, с  возможностью извлечения материала  в любой нужный момент. Если занятие  по новой теме было единичное, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить.

Некоторым детям  нужно меньшее количество повторений материала, некоторым большее. Родители, незнакомые с этой особенностью своих  гиперактивных детей, часто злятся и думают, что ребенок не хочет отвечать на вопросы, делает это намеренно. Такому ребенку просто нужны повторения, подкрепленные визуально различными рисунками и схемами.

Цикличность интеллектуальной активности

Интеллектуальная  деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью. У такого ребенка есть интенсивные рабочие периоды, есть и периоды "выключения". По меньшей мере, домашняя работа должна быть подстроена под ритм работы мозга ребенка. Если он смотрит в пространство, перебирает ручки, перекладывает карандаши, надо его оставить в покое, хотя бы на 5-10 минут. После короткого периода восстановления сил, можно вернуться к занятиям.

Особенности мышления

Развитие  мышления. Особенности  мышления

Чтобы нормально  развивалось произвольное внимание, память и самоуправление, необходимо тренировать мышление. Мышление ребенка  с СДВГ долгое время остается "линейным", т.е. интеллектуальный анализ оказывается  возможным по одному параметру и  в одном направлении. Это характерная  особенность мышления дошкольников 5-7 лет, хорошо описанная Пиаже. У  детей с СДВГ эта характеристика мыслительных процессов присутствует более длительное время. Положительным  моментом здесь является то, что  в отличие от ситуации с маленькими детьми, опора на наглядность и  вынесение вовне промежуточных  результатов мышления может оказать  существенную помощь.

Визуальное  мышление

При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается  пользоваться различными рисунками, чертежами, таблицами, т. е. различными опорными схемами. Этим он снимает нагрузку на оперативную  память и мышление, значительно повышая  общую эффективность собственной  мыслительной деятельности. Визуальное мышление хорошо развивается в играх, связанных с моделированием, конструированием, выкладыванием узоров, картинок по образцам (конструкторы, мозаики, кубики и пр.). Визуальное мышление, по всей вероятности, является сильной стороной ребенка с СДВГ. Это нужно обязательно  использовать в работе с ним.

Развитие слабых функций

Развитие и  тренировка слабых функций

Организация коррекционно-педагогической работы должна соответствовать 2 основным условиям:

Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной  форме, тем самым повышая переносимость  предъявляемой нагрузки, улучшая  качество усвоения материала и самоконтроля.

Подбор таких  игр, которые обеспечивают тренировку одной функциональной особенности, и не возлагали бы нагрузку на все  остальные дефицитарные особенности.

Параллельное  соблюдение двух или трех условий  одновременно вызывает у ребенка  с СДВГ существенные затруднения. Даже при всем желании, ребенок не может  одновременно быть внимательным, спокойным  и сдержанным. Отсюда основное правило  развития необходимых качеств у  этих детей — предъявляя ребенку  игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения  внимания, следует до минимума снизить  нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

Компьютерные  игры

Компьютерные  игры успешно развивают дефицитарные функции гиперактивного ребенка. С помощью тестирующих и тренировочных програм "Зоопарк"и "Внимание" можно протестировать внимание по параметрам устойчивость, распределение, удержание, интенсивность. После тестирования, можно тренировать слабые функции с помощью этих же програм.

Программы пакетов "Зоопарк"и "Внимание"выполнены в интересной игровой форме, что существенно повышает мотивацию ребенка и побуждает его продолжить тренировки. Игры вызывают нормальный здоровый азарт ребенка, позволяющий гиперактивному ребенку справиться с заданиями.

Что утомляет?

При переутомлении  деятельность мозга дизорганизована

Гиперактивного ребенка утомляет монотонная однообразная работа. Впрочем, внутренних резервов на любую другую работу у него не так уж и много. При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дизорганизована, что стираются уже установленные связи, та информация, которая уже усвоена.

Плохие дни  и плохие часы

У ребенка с  СДВГ могут быть исключительно плохие дни, когда он ничего не удерживает в голове и забывает уже усвоенный  материал. Не надо его за это ругать и стыдить. Лучше дать время отдохнуть  или вообще отложить все на следующий  день, сказав ребенку, что сейчас не получается, в следующий раз он обязательно все сделает хорошо. Ребенок будет только благодарен родителям за такое понимание.

Информация о работе Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.