Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Содержание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности……………..……... 2
Этиология и возможные причины СДВГ……………………………... 7
Причины возникновения органических нарушений……….……..… 15
Методы лечения…………………………………………………….… 17
СДВГ: Методы организации деятельности……………………….… 19
Список литературы…………………………………………………… 31

Работа содержит 1 файл

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.docx

— 66.39 Кб (Скачать)

Пищевой фактор

Согласно пищевым  теориям, причинами детской гиперактивности являются пищевые токсины и аллергены. Наиболее широкую известность получила концепция B.F. Feingold, по мнению которого гиперактивность обуславливается "церебральным раздражением", вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

По мнению B.F. Feingold удаление этих веществ из ежедневного рациона питания значительно улучшит поведение гиперактивных детей и уменьшит трудности обучения. Между тем, в результате очень тщательных современных исследований подтвердить эту концепцию не удалось.

Также установлено, что обычная концентрация сахара в организме не влияет на поведение  детей СДВГ. Правда, дети СДВГ склонны  к непослушанию и часто употребляют  сладкое в больших количествах, чем это необходимо организму. Влияние  повышенного содержания сахара в  организме изучается. В исследованиях  С.К. Connors et. al. двум группам детей (здоровым и СДВГ) давали избыточное количество сладкого после завтрака, богатого углеводами и белками.

Характерно, что  после завтрака, богатого углеводами и употребления сладкого в обеих  группах детей происходило ослабление внимания. Это показывали психологические  тесты. Ничего подобного не происходило  после белковых завтраков. Влияние  углеводных завтраков вместе с употреблением  сладкого на качество внимания объяснялось  повышенным синтезом серотонина в течение определенного времени.

Таким образом, единственный полезный вывод данных исследований состоит в важности сбалансированности питания детей  школьного возраста (особенно в утренние часы), которое должно включать необходимое  количество белков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причины возникновения органических нарушений.

Обычно осложнения в развитии ребенка подразделяют по времени возникновения вредных  факторов, влекущих за собой нарушения, и классифицируют как пренатальные (внутриутробные), натальные (повреждения в процессе родов) и постнатальные (осложнения первых лет жизни ребенка) патологии. Вредных факторов много:

Общее ухудшение  экологической ситуации.

Инфекции матери во время беременности и действие лекарств в этот период.

Пищевые отравления будущей матери. Принятие ею алкоголя, наркотиков, курение, травмы, ушибы  в области живота.

Иммунологическая  несовместимость (по резус-фактору).

Угрозы выкидыша.

Хронические заболевания  матери.

Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.

Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.

Травмы позвоночника при современных технологиях  кесарева сечения. Если их не убрать, то явления, осложняющие рост и развитие ребенка, сохраняются сколь угодно долго.

Позвоночник младенца может быть травмирован, когда его  приучают сидеть до того, как он сам  начинает садиться, когда ребенок  еще мало ползал, и мышцы спины  еще не окрепли. Также к этим травмам  приводит ношение в «рюкзачке».

Любые заболевания  младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих  лекарств.

Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать, как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.(Ясюкова Л.А.,2003 г.)

Эти минимальные  деструкции и порождают то, что  эволютивный генетически

запрограммированный процесс созревания уже происходит с проблемами. Характерно, что для  каждого этажа созревания мозга  свой возраст. То есть мы не достроили  первый этаж и перешли на второй, а энергетики не хватает. Связи не налажены. Закончили второй этаж, перешли  на третий. Все силы уже там. А  ниже не достроено все.

Годам к 13-15 морфологически процесс созревания уже закончен. Дальше идет развитие личности. И понятно, что эти дети, не соответствуя (по незрелости третьего блока – целеполагания и контроля) по своему поведению возрастным требованиям, очень трудны для окружающих. Здесь уже идут вторичные, третичные проблемы.

Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок –  это проблема, два – это беда в классе». То есть, на остальных  детей времени уже не хватает. Поскольку дети с СДВГ невнимательны, просто сделать им замечание недостаточно. Учитель вынужден повышать голос  до тех пор, пока ребенок не обратит  на него внимание. Потом ребенок  приходит домой и жалуется, что  учитель весь урок на него кричал, потому что только это он и запомнил. А все предыдущие обращения он не помнит. Значит, он либо невротизируется, либо начинает мстить и защищаться теми формами поведения, которыми располагает.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС  в период беременности и родов  встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия  внутрисемейных факторов – 63%. (Заваденко Н.Н.) В семье дети неосознанно начинают копировать в поведении своих собственных родителей. Хорошо, если модели воспитания родителей были схожи. Если нет, то возникают патологические формы воспитания, которые сказываются не только на психологии ребенка, но и его психофизиологии. Так происходит в развитии приобретенной гиперактивности и наследственной. Хотя глубинные психологические причины возникновения очень похожи.(Подхватилин Н.В.,2004)

Методы  лечения.

В настоящий  момент есть несколько подходов к  методам лечения СДВГ (Шевченко Ю.С., 2002г.):

Первый подход, распространенный за рубежом - это корковые стимуляторы (ноотропы), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга.

Второй подход – нейропсихологический. Когда с  помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Третий подход – синдромальный. Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные  игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Но ни одно лекарство  не учит, как себя вести, поэтому  добавляются еще два направления:

Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

Работа над  личностью. Семейная психотерапия, которая  формирует личность и которая  определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

Сама по себе минимально-мозговая дисфункция (ММД) не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе  и в гимназии, а впоследствии и  в Вузе. Но должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает  действовать, то растущий мозг сам в  состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но надо не перегружать детей до хронического переутомления.

При нормальном образе жизни у детей с ММД  к 5-6 классу работа мозга полностью  нормализуется. Иногда в старших  классах при перегрузке опять  появляются отдельные симптомы ММД, но при восстановлении здоровья и нормального образа жизни исчезают сами.  

СДВГ: Методы организации  деятельности

Методы  организации учебной  и трудовой деятельности детей с СДВГ

Организация пространства

Организация внешней среды

Внешняя среда  ребенка с СДВГ должна быть очень  хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Уменьшая количество раздражителей в комнате, мы, таким образом, увеличиваем интенсивность  их воздействия.

В таком, особым образом организованном пространстве, ребенок с СДВГ может лучше  сконцентрировать свое внимание на предметах, глубже понять их природу 

При самом положительном  исходе, ребенок может действительно  чем то заинтересоваться, захотеть делать, испытывать удовлетворение от проделанной работы или игры. Это уже является основой для дальнейшего развития его самостоятельности.

Устойчивость  домашнего мира

Домашний мир  ребенка с СДВГ должен быть устойчивым. Расположение мебели в комнате, занавески, вещи, все должно оставаться на своих  местах. "Свободной энергии" (энергии  концентрации) у такого ребенка и  без того мало, механизмы концентрации и торможения работают с трудом. По этой причине, домашний мир ребенка  должен быть суперпредсказуемым. Только из такого мира ребенок сможет совершать свои вылазки в большой изменчивый мир и делать небольшие исследования.

Организация рабочего места

Рабочее место  ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей. Все шумовые раздражители должны быть удалены. Ребенку нужна тихая  и спокойная обстановка для занятий.

Мелочей в организации  рабочего места быть не может. Стол и стул должны быть соответственой высоты, чтобы ноги ребенка стояли на полу, не болтались и не подворачивались под себя, приводя к искривлению позвоночника, нарушению кровообращения в следствие этого и к еще большему дефициту концентрации внимания.

Ребенку с СДВГ не хватает психической энергии, так необходимой для конструктивной деятельности. Его бестолковая беготня  является реакцией на всевозможные внештатные ситуации и внешние раздражители. Организовав хорошо комнату ребенка, сделав ее знакомой и предсказуемой, можно значительно сократить  непродуктивное расходование энергии  и направить ее в нужное русло.

Организация времени

Режим дня

Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Режим важен для всех детей, но для гиперактивного ребенка он важен вдвойне. Остатки регуляторных механизмов могут работать только в условиях максимальной упорядоченности.

Выработка правильных привычек происходит только тогда, когда  все необходимое делается в одно и тоже время, изо дня в день.

Наилучшее время для работы

Воспитатели детских  садов, школьные учителя, родители должны помнить, что ребенок лучше всего  работает в начале дня и в начале урока или занятия, хуже всего  он усваивает материал в конце  дня или в конце урока.

Информация о работе Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.